ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ ГЕРМАНИИ |
Вячеслав СОКОЛОВ - ТРЕТИЙ В "КЕЛЬНЕ"
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Кельна |
Сотрудник "Кельна", встретивший меня на стадионе, был предельно любезен: вручил фотокорреспондентский пропуск и проводил чуть ли не до поля. Он знал, что приехал я к Вячеславу Соколову - вратарю любительской команды, выступающей в третьей германской лиге, - и при любом удобном случае сыпал комплиментами в адрес россиянина. Повторял:
- Слава в команде - лучший.
- А чего ж тогда за профессионалов не выступает? - спросил я.
- Да ростом мал, - вздохнул мой новый знакомец. - Но все равно уже в запасе главной команды.
Это мне было известно и без любезного сопровождающего: во всех справочниках 24-летний россиянин числится как третий вратарь главной команды "Кельна", а заодно и как первый голкипер любителей.
В матче с клубом "Дрезднер" Соколов подтвердил, что его хвалят неспроста: был в воротах - сама надежность, уверенно руководил зашитой и порой даже покрикивал на партнеров.
НЕ ОЧЕНЬ-ТО И МАЛЫШ
- Правда, что не можете пробиться в основу из-за не очень высокого роста? - спросил корреспондент "СЭ" Вячеслава по окончании встречи.
- Об этом когда-то обмолвился бывший тренер "Кельна" Линен - и с тех пор пошло-поехало... Хотя, думаю, на самом деле рост тут ни при чем, и не такой уж я маленький. У меня - 182 сантиметра, а, к примеру, у Черчесова - 183. Бартез еще пониже будет... К тому же я прыгучий: в пятикратном прыжке на полтора метра перепрыгиваю обоих вратарей основы - почти двухметрового Александра Баде и Маркуса Прелля, у которого рост 187...
- Так в чем же тогда дело?
- Наверное, когда "Кельн" выступал во второй лиге, клуб просто решил сэкономить - вот и заключил со мной любительский контракт. Тем более что в команде уже было два вратаря.
- "Кельн" возвращается в бундеслигу. Может быть, теперь у вас появятся шансы пробиться в основу?
- Надеюсь на это. По крайней мере представители клуба официально объявили, что в новом сезоне тренироваться я буду с основным составом.
- Известно, что в "Кельн" вместо Прелля приходит Вессельс из "Баварии", который не раз успешно заменял Кана. Значит ли это, что место в воротах ему будет гарантировано?
- Не уверен. По словам руководителей "Кельна", первый номер среди голкиперов определится только во время предсезонной подготовки. Так что шанс есть. К тому же Баде в следующем сезоне пойдет уже 34-й год.
Кстати, на скамейке запасных "Кельна", если Баде или Прелль получали травмы, я сидел уже не раз. Однажды в прошлом сезоне в игре с "Мюнхеном 1860" вообще чуть было не вышел на поле - уже на пятой минуте Баде получил удар по колену, и неясно было, продолжит ли он матч. Но Александр пришел в себя. В общем, пока место в воротах мне доверяли только в нескольких товарищеских встречах... Обидно, конечно, - пашу-то я в "Кельне" больше всех: кроме шести тренировок с командой, у меня каждую неделю еще три специальных занятия с Петером Гребером - тренером вратарей. Может быть, Господь все-таки обратит внимание на мои труды?
РЯДОМ С ИЛЛЬГНЕРОМ
- У голкиперов часто судьба непростая - ведь место в воротах лишь одно. Вы, кстати, всегда хотели быть только вратарем?
- С трех лет отец бросал мне мячи, а я их ловил. Он вообще всегда мечтал видеть меня голкипером - сам в свое время стоял в воротах юниоров в подольском "Торпедо". Именно отец и настоял на том, чтобы я играл в команде "Молодая гвардия" при 24-й школе Подольска, в которой учился. Затем был вратарем в местном "Торпедо", потом перешел в московскую ФШМ, где тренером был Анатолий Березов. Он, кстати, воспитал немало известных игроков - например, Василия Кулькова.
- А как оказались в Германии?
- Тут вот какая история. В 1994-м с юниорской командой Подольска я поехал на соревнования в Бордо. Состав участников был очень сильный, но мы неожиданно для многих заняли второе место, обыграв, в частности, "Бетис" из Севильи. В турнире играли также "Бордо" и команда из Кельна. У меня все получалось, и я был признан лучшим вратарем соревнований. Видимо, тогда-то и попал на карандаш к селекционерам.
Затем уехал домой, стал чемпионом России среди юниоров в составе ФШМ. А на следующий год мы опять прилетели на турнир в Бордо. Там ко мне подошел президент кельнского клуба "Хехенхауз" Гиллет и предложил попробовать силы в Германии. Я согласился и через какое-то время начал тренироваться в его команде.
Прошло всего три месяца, и Гиллет порекомендовал меня "Кельну": так я получил приглашение на пробные тренировки этого клуба. Никогда их не забуду. Представляете, я, 17-летний паренек, занимался в одной группе с чемпионом мира вратарем Илльгнером, знаменитыми форвардами Польстером, Лаббадиа. Это был шок! Нападающие так долбили по моим воротам... Но, видно, впечатление я произвел неплохое - и вскоре мне предложили контракт с юниорской командой.
В ОЖИДАНИИ ВОРОНИНА
- Что было самым трудным в первое время пребывания в Германии?
- Сложнее всего оказалось приспособиться к менталитету кельнских игроков. Они могли насмехаться над чем угодно: ты заболел - смеются, прыщ у тебя вскочил - опять смеются. И речи не было о какой-либо деликатности. У нас в России после подобных шуток вполне можно и по физиономии схлопотать. Но ведь человек привыкает ко всему...
Непросто было еще и потому, что сперва жил в немецкой семье - вместе с чемпионом мира среди юниоров Абу из Ганы и немцем Дворраком, который сегодня уже в основе. Нам предоставили второй этаж дома, а на первом жили хозяева, требовавшие, чтобы в 22.30 мы уже были в своей комнате. А я-то чувствовал себя взрослым человеком, давно от родителей не зависел, в России у меня Светлана осталась - теперь она, кстати, моя жена, сейчас ждет ребенка.
Хорошо хоть с языком проблем не было. Сперва общался на английском, потом пошел на курсы и довольно быстро начал болтать по-немецки. Это, разумеется, очень помогло.
- А как сегодня чувствуете себя в Германии?
- Освоился. Ловлю себя на мысли: когда раз в год приезжаю в Россию, то уже дома мне надо заново ко всему привыкать... А вот в Кельне - почти свой, хоть на знаменитый городской карнавал и не хожу.
- Может, теперь и сами по какому-нибудь поводу над другими посмеиваетесь?
- Да вы что! Я не такой. Пошутить вместе с ребятами люблю - но так, чтобы не обидно было.
- А друзья у вас в Кельне есть?
- Разумеется. Но они не футболисты. Из игроков часто общался с Арчилом Арвеладзе. Жаль, ему не продлили контракт в "Кельне", и он уходит. У Арчила были серьезные проблемы с коленом, теперь боли в паху... На днях он вылетел на медицинское обследование в США. Если все будет в порядке, начнет играть в одном из американских клубов, куда его зовут.
- Зато в следующем сезоне в "Кельн" приходит Андрей Воронин. Вы знакомы?
- Еще с тех пор, когда он выступал за любителей менхенгладбахской "Боруссии". Да и играли мы друг против друга. Кроме Андрея, помню, в "Боруссии" было еще два парня с Украины - Гребеножко и Нечипорук. Воронин мне не забивал, а вот Гребеножко однажды огорчил... Воронина в "Кельне" сейчас очень ждут, все-таки звезда: лучший бомбардир второй бундеслиги, игрок национальной команды Украины, все видели его гол в ворота сборной Испании.
- Не так давно в "Кельне" играл и россиянин Александр Рычков...
- Мы с Саней, разумеется, общались. Жаль, несмотря на свой очевидный талант, он по-настоящему здесь не раскрылся. Может, характера не хватило - уж очень расстраивался, когда его в основу не ставили. Да и с режимом у него проблемы были.
КАН БЫЛ НАКАЗАН
- "Кельн" возвращается в бундеслигу. Как реагируют на это в городе?
- Здесь народ просто "повернут" на футболе, на каждый матч бургомистр приходит. Когда команда вылетела из бундеслиги, в городе был всеобщий траур. Теперь все ликуют.
- "Кельн" - клуб с богатейшими традициями, не раз выигрывал чемпионат и Кубок Германии, играл в финале Кубка УЕФА. Однако в последние годы команду лихорадит: она курсирует между первым и вторым дивизионами. Есть ли у нынешнего "Кельна" потенциал для успешной игры в бундеслиге?
- Конечно. Кроме Воронина и Вессельса, к нам приходят Шиндцилорц из "Бохума", Доган из "Фенербахче" и Эбберс из "Дуйсбурга". Да и в нынешнем составе немало хороших мастеров - например, опытнейший Лоттнер, который ведет всю игру, а еще Шерц, забивший 18 голов.
- И все-таки сегодня в "Кельне" нет таких звезд, как когда-то...
- Согласен. Польстер в штрафной площади творил чудеса. Бывало, подходил ко мне: "Становись в ворота, я тебе сейчас подряд пять раз с одиннадцатиметровой отметки забью". И забивал! Взять мяч после его удара было очень трудно. Кажется, мне это удалось лишь однажды. Запомнилось и общение с Илльгнером до его перехода в мадридский "Реал". Я на него смотрел, как на знаменитость, боялся близко подойти. Но он оказался вполне дружелюбным - мне, вратарю юниоров, частенько дарил вратарские перчатки.
- Кто из сегодняшних голкиперов бундеслиги вам больше всего импонирует?
- Кан, конечно. Он мне нравится и как вратарь, и как человек: с удовольствием читаю все его интервью. Правда, в последнее время у него было несколько проколов, но я все равно остаюсь его поклонником.
- Так ведь он подвел команду в главном матче мирового чемпионата - с бразильцами...
- Что поделаешь, такова вратарская жизнь. Однако именно Кан команду в финал и вывел. Меня, правда, насторожили его высказывания перед игрой с Бразилией: мол, у соперников есть Роналдо, Ривалдо, Роналдинью, но это ничего не значит, ведь, чтобы победить, надо пройти Кана, что им вряд ли удастся. И Господь его за самоуверенность наказал.
НА ЖИЗНЬ ХВАТАЕТ
- Спустимся с заоблачных высот... Недавно в "Кельне" вам продлили контракт. Вы им довольны?
- Я в любительской команде по возрасту старший и получаю, наверное, больше всех. На жизнь хватает. Снимаю хорошую квартиру, в еде себе не отказываю, езжу на новеньком "Форде". А вот откладывать деньги не получается - надо помогать родителям и брату в России.
- Если пробьетесь в основу, зарплату наверняка повысят.
- Осталось только пробиться... Вообще у меня хорошие отношения с тренером Функелем, с другими руководителями клуба. Когда я стал подумывать о переходе, мне все сразу же стали говорить: "Куда собрался? Ты же уже настоящий кельнец, оставайся"...
- Когда уговаривали вас не менять клуб, не намекали, что доверят ворота основы?
- Полунамеков, полуобещаний и раньше было немало, но прямо никто ничего не говорит.
- Если бы поступило хорошее предложение из российского клуба, приняли бы его?
- Конечно... Впрочем, сперва все взвесил бы. Тем более что для меня сейчас важно получить гражданство: с немецким паспортом, думаю, легче будет пробиться в бундеслиге.
Понимаете, это мечта, цель, и я от нее отказываться не намерен. Когда здесь, в Германии, начинал, был всего-то третьим вратарем среди юниоров. Мог скиснуть, на все плюнуть - и уехать домой. Но я терпел. Стал вторым номером среди любителей, затем первым, теперь буду тренироваться с основой. А вдруг удача все же улыбнется?