ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 11-й тур |
СЖЕГ ЛИ МОСТЫ БАТОНО РЕВАЗ?
Это была одна из самых странных пресс-конференций, которые я видел. Приходить на них после бездарных поражений в России вообще как-то не принято. Когда подопечные показывают серую игру, многие тренеры входят в комнату с журналистами, как неопытный дрессировщик в клетку с голодными львами. Но в воскресенье наставник "Спартака-Алании" предстал перед публикой спокойным и даже умиротворенным. Приобнял Валентина Иванова и произнес здравицу в честь своего коллеги, завершив ее не без доли юмора: "Русский народ должен гордиться вами. И мы тоже гордимся. Даже подарки вам сегодня сделали - первый и третий голы".
Весть о том, что Дзодзуашвили расстался с командой, за пределы раздевалки в этот вечер так и не вышла. Почти не вышла. Пока игроки появлялись на людях один другого мрачнее, сам батоно Реваз под трибунами жал руки, дружески обнимался, доброжелательно отвечал на вопросы вездесущих телерепортеров. В общем, совершенно не походил на шефа команды, только что безропотно проигравшей таким же, как и они, аутсайдерам. Потом стало понятно почему: он прощался.
Странный, немного эксцентричный, смешно коверкающий русскую речь, но благородный грузин, вызывающий после знакомства безудержную симпатию, все-таки оказался во Владикавказе инородным телом. Несмотря на общий кавказский темперамент. Расхождения между тренером и руководителями клуба, тренером и помощниками, как выяснилось, были слишком велики.
Черт знает как занесло гордого кавказца из сытой Латвии, последнего места его работы, в Россию. Но главное - результат - он давал. Помог "Уралану" избежать вылета - но калмыцкий клуб зимой решил вопреки пословице поискать добра от добра. Слепил из разношерстной, многонациональной, мучившейся на сборах от отсутствия игры "Алании" команду - и осетинские болельщики ахнули, протерев в какой-то момент глаза и обнаружив своих любимцев на третьей строчке таблицы, чего не было с золотого периода 1995 - 1996 годов. Приезжий наставник подарил им мимолетную сказку, и помнить ее они будут долго.
Говорили о странностях Дзодзуашвили, о неприятии его местными игроками. Об ошибках селекции. Но именно у грузина вчерашние дублеры выстреливали в самый нужный момент: Айларов, Чочиев, выходя на замену, сумасшедшими ударами буквально выгрызали очки для своей команды в матчах с "Ротором", "Сатурном". А когда доходило до московских клубов, за дело брались его латвийские питомцы - Ментешашвили и Михолап, приехавшие во Владикавказ под честное слово тренера, стали творцами побед над "Спартаком" и "Локомотивом".
Что же случилось потом? Разное говорят. Правды и вымысла в слухах о финансовых проблемах "Спартака-Алании", о непростых отношениях с руководством, о странных результатах некоторых игр, о разочаровании тренера суровой российской действительностью и "людьми в черном" примерно поровну. Из избы любого футбольного клуба можно при желании вывезти вагон и маленькую тележку сора. Но ключ к пониманию происходящего во владикавказской команде - слова самого Дзодзуашвили, брошенные однажды вскользь: "Я не хочу терять репутацию, которая у меня есть".
Рассказывают, что еще перед игрой в Новороссийске появилось заявление тренера об уходе, но его положили в самый дальний угол клубного сейфа. Сейчас об этом во Владикавказе не вспоминают. Может быть, еще надеются, что решение рулевого - не окончательное, что мосты отнюдь не сожжены?
Как бы ни было, уверен, батоно Реваз в российский футбол еще вернется. Без его своеобразной харизмы, помноженной на бесспорное умение в короткий срок слепить команду с нуля, всем нам будет скучно.
Павел ДЕМЕЩИК