Газета Спорт-Экспресс № 122 (3209) от 6 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 июня 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ТРЕНИРОВКА ХРАБРОСТИ

Максим ЛЕВИЦКИЙ.Голкипер "Черноморца" на предложение поговорить о специфике его профессии отреагировал на удивление радостно: "Очень интересная тема, мне нравится". Удивиться стоило потому, что за полтора часа до разговора столичный "Локомотив" забил его команде 5 голов. Правда, сам Левицкий мяч из сетки выгреб лишь однажды, попросив в перерыве замену.

ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

- Если вратарь пропускает за матч пять голов, как быстро он забудет об этом фиаско?

- Быстро не получится, но забыть нужно. Казнить себя бесконечно - бессмысленно. Все равно уже ничего не исправишь. Надо быстрее понять, где и в чем именно ты виноват, чтобы начать жить дальше.

- Вас подвело здоровье - вынудило "саботировать" второй тайм злополучного матча с "Локомотивом". Можно ли вратарю в принципе играть больным? Полевой игрок, которому на поле нужно бегать, и помногу, при первых же признаках простуды будет отправлен в лазарет. И не выпишется, пока не будет признан здоровым. Но вратарь-то вроде никуда не бежит. Лови себе мячи и лови.

- Я примерно так и рассуждал. В 26 лет, будучи игроком "Таврии", вышел на поле с температурой 38,2. И ничего - нормально отыграл. Больным, с простудой, несколько раз играл в "Спартаке". Три года назад в "Черноморце" провел матч с травмой шеи. Правда, тогда ситуация была безвыходной. Мой напарник Игорь Усминский не смог встать с кровати гостиничного номера в Элисте - спина подвела. Пришлось играть мне. Я хотя бы ходить мог, хотя голова поворачивалась через боль и не без труда.

- С возрастом ситуация изменилась?

- Да. С годами организм восстанавливается заметно хуже. Раньше даже с температурой я мог играть за счет правильного выбора позиции. Сегодня возникают проблемы. Многое, конечно, зависит от силы соперника. С клубом второй лиги я, может, и больным на ноль бы сыграл. С чемпионом все гораздо сложнее - даже если ты абсолютно здоров. Однажды в "Спартаке" мне пришлось выйти на поле в Лиге чемпионов, не набрав форму после болезни. Так "Бавария" мне сразу целую "кошелку" набила.

- Известно, что вам однажды в игре разбили бутсой голову. Не страшно было потом идти в единоборство?

- Нет. Я к моменту, когда вернулся на поле, страх победил. Кстати, это чувство вполне поддается тренировке. Можно стать храбрым, подавив инстинкты самосохранения, которые включаются у любого человека, перенесшего тяжелую травму.

- Что за травма у вас была в начале карьеры?

- Сломал большой палец на руке. Мне его собрали заново, посадив кости на железный штырь. Повезло с врачом. В "Бордо", когда меня всего в буквальном смысле слова просветили, от работы симферопольского хирурга пришли в восторг. А предварительный диагноз был неутешительным: мне сказали, что палец может стать декорацией. Гнуться, мол, уже не будет. Я был в шоке! Едва попал в команду мастеров, жилищные условия - самая настоящая мазанка, а у меня как раз ребенок появился... Потом почти год играл с набалдашником и боялся идти в стык руками. Прыгал, стараясь отнять мяч ногами. Помните, Дасаев так мяч пытался отбирать, а его ругали? Если у него тоже была травма пальца, я человека очень понимаю.

- А как страх победили?

- Есть специальное упражнение. Два тренера долго бьют по углам ворот в определенном темпе. Инстинкт под большой нагрузкой отключается. И ты, пытаясь отбить мяч, делаешь все как надо, а не как тебе диктует страх.

- Словом, болячки сильно влияют на качество игры?

- Конечно. Для вратаря моей комплекции нормальное физическое состояние вообще значит очень многое.

ГАБАРИТЫ

- Кстати, о комплекции. Вы худощавого сложения, не атлет, как Овчинников из "Локо" или Жидков из "Томи". Это минус?

- Мои габариты заставляют выбирать стиль, в котором очень важную роль играют расчет, точный выбор позиции. Правда, здесь есть один минус, но существенный. Если ты не в лучшем физическом состоянии, велик риск допустить ляп.

- А кто из коллег в Европе играет в схожей манере?

- Бартез. Его ошибки, порой комические, - как раз следствие проблем с игровой формой. Кстати, Фабьен зачастую выполняет роль либеро, и мне подобная манера очень симпатична. При Байдачном в "Черноморце" я действовал именно так - много передвигался по штрафной, помогая защитникам. Такая игра требует больших энергозатрат, и чтобы был эффект, нужно быть хорошо готовым физически.

- С вашими габаритами трудно испугать нападающих, рявкая на всю штрафную или выходя на подачу и сметая оппонентов за счет мышечной массы.

- У меня просто иная манера игры. Мне нужно опередить, обхитрить соперника, просчитав траекторию полета мяча. Зато знаете какой это кайф, когда ты снимаешь мяч у нападающего с головы и слышишь его раздосадованный возглас?! Он-то уже мяч в сетке видел! Хотя, не спорю, с габаритами Саши Жидкова на выходах играть проще. Соперники просто отлетают в разные стороны, словно от стены.

- Это правда, что игра на выходах - самая трудная часть вратарского ремесла?

- Да. Очень велик риск ошибки.

- А пенальти?

- У бьющего шансов больше, факт. Но ответственность на нем лежит иная. Все считают, что забить проще, - сами понимаете, какой это моральный груз.

- Проблемы субтильного голкипера понятны. А есть трудности у вратарей противоположного склада?

- Есть. Но не мне о них судить, правда? Могу лишь сказать, что жизнь все обычно уравновешивает. Редко кто может похвастать набором всех качеств - резкостью реакции, мощью, отличной игрой на линии ворот и на выходах. Если все это сочетается, получается гениальный вратарь.

- Такие есть?

- Сегодня это Кан. Мощный, с реакцией все в порядке, умеет в игре очень многое.

ВЫБОР АМПЛУА

- Во дворе в ворота обычно ставят самого маленького и слабого. С вами в детстве, часом, не эта история случилась?

- Нет, я сразу определился с выбором: хотел быть именно голкипером.

- Вратарь без приличного роста - не вратарь. Согласны?

- В какой-то мере. Конечно, если у тебя рост 170 сантиметров, тебе в воротах делать нечего. Но и баскетбольные габариты - не гарантия успеха. Я кстати, долгое время был не только щупленьким, но и маленьким. Очень переживал, но потом за лето вымахал на 8 сантиметров.

Вам никогда не было страшно? Ведь вратарское ремесло - опасное. Голкипера часто бьют, и порой больно. Можно запросто получить перелом.

- Я об этом стал задумываться, только когда получил первую серьезную травму. Вратарю, наверное, противопоказано бояться стыков, ударов. Вышел - играй!

- А какие качества особенно важны для голкипера? Реакция, смелость, расчетливость в игре?

- Реакция, умение думать. Еще, конечно, важно много работать. Если у тебя есть все данные, но нет трудолюбия, на одном таланте долго не протянешь. И напротив, если даже природа тебя чем-то обделила, можно взять у нее реванш, развив свои сильные стороны.

Кстати, вратарь обязательно должен знать собственные достоинства и недостатки. На сильных сторонах нужно уметь грамотно сыграть, а слабости - маскировать.

КОМПЛЕКСЫ

- Говорят, чтобы вырасти в мастерстве, вратарю необходимо пропустить тысячу мячей. Это правда?

- Больше, мне кажется, зависит от клуба, в котором играешь. В "Спартаке" мне, например, было легко: обстановка помогала прибавлять в игре. Когда клуб решает большие задачи, ты невольно пытаешься ему соответствовать. В такой атмосфере расти проще. Не менее важно вовремя попасть в серьезную команду.

- Вы успели?

- Нет. В Киеве, когда попал в сборную, мне Михаил Михайлов прямо сказал: на пару лет ты, парень, опоздал. Мол, что-то улучшить в игре через работу, конечно, можно. Но для определенных вещей время просто ушло. Действительно, возраст для игрока значит немало.

- Но вратарь может смело выступать до 40 лет, что для полевого игрока - редкость необычайная.

- Можно и до 45 лет играть - были бы здоровье, желание и мастерство. Все-таки после 30 лет футболист уже больше опыт использует. Расти ему сложно, если вообще возможно. Всему свое время.

- Журналисты любят заниматься анализом, считать разные футбольные цифры. Считается, что у той или иной команды бывают соперники неудобные и удобные. У нападающих - "дежурные" команды, которым не забить нельзя. А у вратарей есть форварды, которых они терпеть не могут?

- У меня лично таких нет. Вот разве что на немцев мне не везло. В "Спартаке" мне "Бавария" настроение портила, забивая помногу и на любой вкус. В сборной Украины попал под немцев в стыковых матчах. До сих пор вспоминать неприятно...

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Новороссийск - Саратов