ФУТБОЛ |
Вчера и позавчера в Москве работали представители специальной лаборатории, аккредитованной УЕФА для тестирования искусственных полей
ИЗ ПУШКИ - ПО ЛУЖНИКАМ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Лужников |
Колин Корлайн и Джеймс Блэкберн, два молодых парня из лаборатории города Дербишир, что близ Ноттингема, привезли с собой около 200 килограммов различной аппаратуры. УЕФА доверяет их учреждению и использует специалистов из него для тестирования всех пяти экспериментальных газонов нового поколения - в России, Австрии, Турции, Голландии и Швеции.
Кстати, о поколениях: распространенное мнение о том, что в Лужниках постелена искусственная трава четвертого поколения, не совсем соответствует действительности. Возможно, у технологов - производителей газонов принята именно такая нумерация, однако в официальном реестре УЕФА значатся всего лишь три поколения синтетических полей. Так что в Лужниках - поле третьего, или последнего, как правильнее будет его называть, поколения.
- А как же газоны пятого поколения, о которых говорили некоторые российские футбольные специалисты? - спросил я Григория Павлова, представляющего в Москве канадскую фирму Fieldturf, разработавшую лужниковское покрытие.
- Это заблуждение: таких газонов не существует. Кроме того, присваивать полям категории - прерогатива ФИФА и УЕФА. Производители же улучшают качество газонов не резко - от поколения к поколению, а постепенно. Например, вот-вот мы должны внедрить липучки. Раньше куски газона сшивались между собою, а теперь будут скрепляться сверхпрочными липучками, что повысит их долговечность и облегчит процесс укладки. Бьемся и еще над одной проблемой. Подготовка дренажа для искусственного поля - дорогостоящий и трудоемкий процесс. Если удастся решить проблему отвода воды с обычного бетона, темпы внедрения наших газонов по всему миру значительно увеличатся. Естественно, мягкость и система подогрева останутся на прежнем уровне. А вот на мощные дренажные слои заказчикам тратиться не придется.
Тестирование лужниковского поля включило в себя несколько довольно занятных операций, разбитых по времени на два дня. В среду Корлайн и Блэкберн работали со специальными футбольными пушками. Стреляли эти орудия, разумеется, мячами - причем в строго определенные точки поля. Лабораторные радары, подключенные к компьютерам, фиксировали скорость полета и отскока мячей (точнее, мяча: для экспериментов на всех пяти европейских стадионах используется только один, имеющий идеальные характеристики мяч). Оценивались также высота, дальность рикошетов и вертикальный отскок от газона.
Кроме этого, тот же мяч англичане скатывали по специальным полозьям и засекали "расстояние свободного качения". Проверяли и свойства поля, больше всего влияющие на связки игроков. Для этого особую металлическую чушку с шипами на подошве "вонзали" в траву и придавали ей поворотное, скручивающее усилие, а показания установленного в ручке динамометра фиксировали.
Под занавес из лабораторных чемоданов была извлечена установка, напоминающая прибор для регулировки схода-развала автомобильных колес. С ее помощью были сымитированы вес игрока и создаваемые им толчковые усилия. А сделано это было для оценки деформации поля под воздействием массы человеческого тела. Все измерения, кстати, проводились как на сухом, так и на увлажненном поле.
Сразу скажу, что сравнивать стадионы, оборудованные синтетическими полями, британские лаборанты не стали. Во-первых, потому, что до Москвы они побывали пока только в шведском Эребру. Во-вторых, на всех пяти стадионах для чистоты эксперимента были уложены газоны разных производителей, и некоторые технические характеристики у них, естественно, могут отличаться. Ну а в-третьих, эксперты не уполномочены делать какие-либо выводы. Их задача - направить данные в УЕФА, где их сопоставят с рапортами врачей, в том числе и Анатолия Прояева из "Торпедо". Медицинские показатели игроков в настоящее время также снимаются по единой методике и будут учитываться наравне с техническими параметрами газонов.
Эксперимент будет проводиться до конца 2004 года. А что дальше? У представителя Fieldturf Дэвида Райта, присутствовавшего вчера в Лужниках, нет никаких сомнений, что с 2005 года синтетические поля будут официально утверждены УЕФА. Собственно говоря, на них уже можно играть матчи еврокубков, если согласны обе команды. Думаю, "Торпедо", окажись оно в Кубке УЕФА после вероятной победы "Спартака" в финале Кубка России, обязательно предложит такой вариант своим соперникам.
Кроме того, сомневаться в успешном решении Европейского футбольного союза не позволяет высокое качество искусственной травы. Та же Fieldturf, например, недавно в рамках программы ФИФА "Гол" выиграла тендер на укладку поля, аналогичного лужниковскому, в Бронницах, на базе российских юношеских сборных.
Стоит упомянуть и еще один фактор, ранее объяснявший разницу в позициях ФИФА и УЕФА по вопросу искусственных газонов. Это Герхард Айгнер, генеральный директор УЕФА, ярый противник внедрения синтетики вообще и ее внедрения в России в частности. С его отставкой, которая состоится в декабре, многие вопросы, связанные с непростыми отношениями между Айгнером и Вячеславом Колосковым, должны значительно упроститься.