Газета Спорт-Экспресс № 134 (3221) от 24 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 июня 2003 | Бокс и ММА

БОКС

ЛЬЮИС - КЛИЧКО: ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БОЯ

Просмотрев в Интернете свежий номер The New York Times, я обнаружил там то, что искал: отчет о матче Леннокс Льюис - Виталий Кличко, в котором говорилось не столько даже о том, как плохо выглядел Леннокс в этом бою, сколько пересматривалось место британца в истории бокса. Зная специфику отношения к Льюису за океаном, было нетрудно предположить, что его напоминающая фиаско победа будет расцениваться именно под этим углом.

На мой взгляд, пока еще слишком рано делать выводы о будущем Леннокса Льюиса и уж тем более о его прошлом. С Виталием Кличко все проще - ему сейчас можно только стоя аплодировать, а о том, что будет потом, потом и поговорим. А вот разобраться в произошедшем 21 июня на ринге в Лос-Анджелесе - самое время.

Как, думаю, и многие другие, я успел уже несколько раз пересмотреть этот бой и хочу поделиться своими впечатлениями. В чем-то я уверен абсолютно, в чем-то не совсем, в чем-то абсолютно не уверен.

Начну с того, что мне кажется не подлежащим сомнению:

БОЙ БЫЛ ОСТАНОВЛЕН ВОВРЕМЯ

Потому что лучше быть двуглазым претендентом, чем одноглазым чемпионом. Да, Виталий говорит, что все прекрасно видел и мог продолжить бой, но его мнение здесь надо учитывать в последнюю очередь. Боксеры - люди в подавляющем большинстве очень мужественные, а в боевом состоянии они вообще уже просто "спасайся все живое". И именно от собственного мужества их и надо защищать, потому что оно может привести к необратимым последствиям для них самих.

16 мая 1998 года Орзубек Назаров, тогда чемпион мира в легком весе по версии WBA, проиграл по очкам французу Жану-Батисту Менди. После 3-го раунда он практически ничего не видел левым глазом, но настоял на том, чтобы ему дали завершить бой. Результат - множественный разрыв сетчатки, практическая слепота на левый глаз, преждевременное завершение карьеры и пожизненная тяжесть в душе от сознания того, что все могло быть иначе. Я много раз говорил с Орзубеком. Он не жалеет о том, что сделал, потому что он не мог иначе. Потому что он такой человек, а если бы не был таким, то не стал бы чемпионом мира. Но, думаю, он жалеет об одном, хотя, может быть, никогда в этом не сознается: он жалеет о том, что бой не остановили. Не вцепились в него десятью руками, не навалились на него все вместе. В тот момент, конечно, он бы не был благодарен тем, кто сделал это, но зато был бы благодарен им всю оставшуюся жизнь. Орзубек, если ты это прочтешь, то, думаю, согласишься со мной и никому не пожелаешь повторения твоего опыта.

У Виталия было серьезнейшее рассечение под левой бровью, задевающее веко. Рана получилась треугольной, что делает остановку крови в боевых условиях практически невозможной. Он получил травму в самом начале 3-го раунда, а к концу 6-го она очень усугубилась. Страшно даже представить себе, какие последствия мог бы повлечь за собой один неудачный удар (говорить в таком контексте об ударах удачных - верх цинизма). Причем не нужно было даже точного попадания. Вполне возможно, что скользящий удар причинил бы даже больший ущерб. И пострадать при этом могло не только веко (тоже, между прочим, довольно нужная вещь), но и глазное яблоко. Так что давайте поблагодарим от имени Виталия врача, прекратившего поединок, даже если сам Кличко никогда с нами не согласится, за то, что он нашел в себе мужество принять это крайне непопулярное, но от того не ставшее менее необходимым решение.

Другое утверждение, касающееся боя Льюис - Кличко и не вызывающее у меня никаких сомнений:

ЛЬЮИС НАНЕС ТРАВМУ КУЛАКОМ, А НЕ ГОЛОВОЙ

Я знаю, что многие считают иначе, в том числе и сам Виталий, говоривший об этом после боя. Абсолютно уверен как в том, что он тогда действительно так думал, так и в том, что он ошибался. Посмотрите видеозапись боя еще раз и убедитесь в этом сами. В перерыве между 2-м и 3-м раундами операторы крупным планом показали лицо Виталия с левой стороны: никаких признаков страшного рассечения не было. В самом начале 3-го раунда Льюис провел два удара, слева и справа, последним из которых и нанес сопернику травму. Через несколько секунд после этого лицо Виталия уже залило кровью. Никакого столкновения головами ни между началом раунда и роковым ударом, ни между этим ударом и тем моментом, когда стали видны его последствия, не было.

Предлагаю на этом считать данную тему исчерпанной. И давайте не будем махать чужими кулаками после драки. Лучше перейдем к обсуждению вопросов, по которым у каждого может быть свое мнение, а я для начала выскажу свое, хотя, уверен, большой поддержкой оно пользоваться не будет:

ЛЬЮИС ВЕЛ ДЕЛО К ПОБЕДЕ

Да, я именно так считаю, хотя и не буду на этом настаивать. Леннокс уже давно оправился от шока, который испытал во 2-м раунде, успокоился и начал доставать Виталия очень серьезными ударами. В 6-м раунде от больших неприятностей Кличко, не исключено, спас гонг. Кроме того, Льюис явно прошел "мертвую точку" и обрел второе дыхание, а Виталий, наоборот, стал все сильнее уставать. Наконец, как я уже писал (и это опять-таки только мое мнение), хотя Кличко наносил больше ударов, удары Льюиса причиняли больший ущерб. Леннокс все время пропускал удары вразрез, но он все-таки успевал чуть-чуть смягчать их мелкими движениями рук и амортизировать, откидывая голову, как это умеют делать только очень хорошие боксеры. Если бы не это, то, учитывая мощь Кличко и не самую крепкую, хотя и не стеклянную челюсть Льюиса, чемпион мира побывал бы в нокауте раз десять. Если вы скажете, что девять, спорить не буду.

Еще один момент, который у меня не вызывает сомнений:

С КЛИЧКО ДРАЛСЯ НЕ ТОТ ЛЬЮИС

Да, это был не тот Льюис, который год назад нокаутировал Тайсона. Как и Тайсон, которого Льюис победил тогда, был совсем не тем боксером, что громил всех и вся в конце 80-х, и даже не тем, что проиграл Холифилду в 1996 году и откусил ему кусок уха в 1997-м.

Дело здесь даже не в том, что Льюис выступал с большим "перевесом". Ленноксу катастрофически не хватало дыхания, и уже во 2-м раунде он боксировал с открытым ртом. Не знаю, когда он в последний раз бегал хороший кросс. Но знаю, что Льюис полез в рубку не от хорошей жизни. Куда-то делись его великолепное чувство дистанции, его координация, не говоря уже о том, что он явно не готовился к конкретному бою с конкретным противником. Комментатор Владимир Гендлин сказал, что даже пленки с записями поединков Виталия Кличко британец стал просматривать чуть ли не накануне встречи с ним на ринге. Так не относятся к бою с серьезным противником.

В связи с этим возникает вопрос:

УВИДИМ ЛИ МЫ КОГДА-НИБУДЬ ПРЕЖНЕГО ЛЬЮИСА?

Честно говорю: не знаю. Хотелось бы увидеть, особенно учитывая то безрыбье, которое наблюдается сейчас в тяжелом весе, но никакой уверенности в этом нет. Вполне возможно, хотя я так и не думаю, Льюис как раз достаточно добросовестно готовился к бою, хотя и абсолютно не готовился к бою конкретно с Кличко. Просто ему уже почти 38, в этом возрасте бывает очень трудно набрать хорошую форму, а иногда и невозможно. Известно множество случаев, когда прекрасные боксеры внезапно старели буквально между двумя боями. Далеко за примерами ходить не надо: Эвандер Холифилд никогда больше не был прежним после второго боя с Ленноксом Льюисом в ноябре 1999 года.

Что же касается самого Льюиса, то обнадеживает такой факт: мы уже видели его в отвратительной форме в первом бою с Хасимом Рахманом, после чего он был великолепен во втором. Однако ту же самую надежду отнимает очевидное:

ТАКИМ ПЛОХИМ ЛЬЮИС ЕЩЕ НИКОГДА НЕ БЫЛ

По сравнению с этим Льюисом даже тот, что дрался с Рахманом в первый раз, просто молодец. Окончательно ли Леннокс сдал или дело поправимо, мы наверняка узнаем еще в этом году. Можно по-разному относиться к Льюису, но нельзя отрицать, что он очень гордый мужик и вряд ли захочет закончить свою карьеру на такой сомнительной ноте.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ