ФУТБОЛ |
КЛУБ 100 РОССИЙСКИХ БОМБАРДИРОВ |
КОРОЛИ ПРОШЛОГО |
Всеволод БОБРОВ |
124 гола в зачет Клуба Григория Федотова |
Суровые обычаи довоенной, да и послевоенной советской журналистики не допускали красочных эпитетов по отношению к отдельным личностям, за исключением, естественно, классиков марксизма-ленинизма, руководителей партии и государства или официально признанных во всем мире гениев. Однако, восхищаясь невиданным футбольным и хоккейным искусством Всеволода Боброва, невозможно было держать в себе рвавшиеся наружу эмоции. Едва не погорел на этом даже классик советского спортивного репортажа Вадим Синявский. Несмотря на известную приверженность московскому "Динамо", представлявшему "компетентные органы", популярнейший радиокомментатор был в эти органы вызван после того, как осенью 1948 года на весь отечественный эфир первым назвал ноги Боброва золотыми. В решающем матче за первенство "Динамо" - ЦДКА бело-голубых устраивала ничья, которая и воцарилась ближе к концу матча - 2:2. Но на 86-й минуте последовал удар в штангу армейца Вячеслава Соловьева, и первым на добивании, как обычно в таких ситуациях, оказался Бобров. ЦСКА - чемпион!
Второй год победителям первенства стали вручать золотые медали, и Синявский логично произвел замечательного форварда в "золотодобытчики". Вскоре его вызвали куда следует и начали выяснять, откуда он взял это не предусмотренное тогдашним спортивным лексиконом выражение. На что комментатор, за словом в карман никогда не лезший, резонно заметил: "Выражение "золотые руки" у нас давно стало обиходным, почему не может быть "золотых ног"? Возразить ему оказалось нечего, и больше на этот счет его не беспокоили.
Вот уже почти четверть века Всеволода Боброва нет в живых, но слава о нем не умолкает. Его голы оказались на вес золота с первых же шагов в большом футболе. Именно Бобров сравнял счет в первом матче московского "Динамо" в Великобритании в 1945 году с "Челси" - 3:3, именно он забил четвертый, решающий гол "Арсеналу" (4:3), под флагом которого выступала практически сборная Англии. Если бы не бобровские голы, определившие почетный результат в матчах с родоначальниками футбола, динамовское турне вряд ли вызвало бы такой резонанс в Европе, да и в нашей стране.
- Великолепный скоростной дриблинг, подкрепленный силой и мощью, сочетался у Боброва с потрясающим голевым чутьем и на редкость прицельным ударом, - говорит многолетний партнер чудо-форварда по линии атаки ЦДКА, диспетчер атак команды Валентин Николаев. - Его голевая интуиция - это было нечто, данное свыше. Вратари в наши времена старались не отбивать мячи, а брать намертво. А против нас - особенно, поскольку любой мяч, отскочивший от вратаря или от штанги, обязательно становился добычей Боброва и немедленно отправлялся в сетку.
Естественно, и нашего "короля" делала свита. Мы, партнеры Боброва, старались выводить его на голевую позицию. Напутствуя меня перед игрой, великий Борис Аркадьев постоянно твердил: "Все время смотрите, где Сева, ищите его в штрафной, пасуйте ему при первой же возможности". Но Бобров и сам был мастак создавать голевые ситуации за счет своей великолепной техники обводки, скорости и мощи. Прорыв Боброва - это классика, которая исключительно актуальна и в наше время. Жаль, что кинохроника не запечатлела этих поистине фантастических футбольных мгновений.
- А вы не пытались проникнуть в секреты успехов Боброва?
- Это было бесполезно. Он не мог объяснить своих решений, которые вызывали всеобщее восхищение. На него в критические моменты нисходило вдохновение. Одно слово - талант от Бога.
- Всеволод Бобров был гением, - считал и выдающийся тренер Борис Аркадьев. - Он не думал, не знал, почему надо действовать так, а не иначе. То было наитие. Поистине Всеволод: всем володел. Ему не было равных не только в футболе и хоккее. Впервые взяв в руку ракетку для пинг-понга, он тут же превзошел всех и за теннисным столом.
Если бы не травмы, не слабость отечественной медицины того времени, на счету Боброва наверняка накопилась бы не одна сотня забитых мячей.
Павел АЛЕШИН