ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2003/04. СУПЕРЛИГА |
ЦСКА |
НА ТИХОНОВСКУЮ "ШКОЛУ ВЫЖИВАНИЯ"
ПОЖАЛОВАЛИ ДАЖЕ ЯКУШЕВ И КОВАЛЬЧУК
Команда под руководством Виктора Тихонова приступила к подготовке к новому сезону, который, как надеются армейские болельщики, станет для команды переломным
Максим ЛЕБЕДЕВ, Владимир ЮРИН |
из ледового Дворца ЦСКА |
ЧИННОЕ НАЧАЛО
Видели бы вы, с какой нежностью армейцы, впервые после отпуска зайдя в раздевалку, поглаживали и обматывали скрипучей изолентой свои новые клюшки - те самые, при виде которых, по словам новоявленного армейца Евгения Наместникова, "к концу марта тошнит".
Впрочем, в школах солидных и уважаемых долго раскачиваться не дают. ЦСКА - клуб более чем солидный, и уже на первой ледовой тренировке многим хоккеистам небо показалось с овчинку. Хотя начиналось все в высшей степени чинно: Тихонов-младший собрал вокруг себя команду (на первой тренировке в его распоряжении было 32 игрока) и долго о чем-то рассказывал.
- Нет только двоих, - сообщил вице-президент клуба Валерий Гущин. - Юрий Буцаев подъедет 8 июля, а Душан Салфицки традиционно начинает работу дома. Встретимся с ним на чешском сборе, 28 июля.
ШАПОЧКА ТИХОНОВА
Тихонов-старший, появившийся чуть позже, был без коньков, но в ставшей уже легендарной спортивной шапочке "времен очаковских и покоренья Крыма". Кто-то из болельщиков утверждает, что в ней наш самый заслуженный тренер выиграл свою первую Олимпиаду, кто-то - чемпионат мира, а некоторые считают ее подарком самого Анатолия Тарасова. Хотя на самом деле на ней и написано "Нагано-98".
Пока сын беседовал с командой, а потом ее "раскатывал", отец тщательно изучал отремонтированную скамейку запасных. Мол, вот тут алюминиевый уголок выпирает - как бы ребята в запарке не поранились. А здесь надо бы калиточку на "улицу" прорубить - "иначе по кругу семь верст выходит". Помощники все брали на заметку, а тренировка тем временем набирала обороты.
ДВА НЕОЖИДАННЫХ ГОСТЯ
Удивительно, но первая ледовая тренировка ЦСКА стала самым что ни на есть спартаковским днем. И вот почему. Во-первых, за происходящим на льду самым внимательным образом наблюдал экс-спартаковец Илья Ковальчук. Нанес, получается, визит вежливости новому тренеру сборной ("Так и запишем: номер первый - Ковальчук!" - полушутливо, а может, и серьезно отреагировал Тихонов). А чуть позже к бортику подошел, пожалуй, самый легендарный спартаковец всех времен и народов - Александр Якушев. Подошел и - вздохнул полной грудью.
- Как же вы так, Александр Сергеевич, - окликнул его кто-то из знакомых. - В первый же день - да в стан самого главного врага...
- Что б вы понимали, - мгновенно среагировал грозный "Як-15". - Тут не враги. Тут... - даже зажмурился от удовольствия, - хоккей. Настоящий...
МИХАЙЛОВСКИЙ ХОТЕЛ УМЕРЕТЬ
Что должен сделать нормальный человек, когда занимающиеся под его началом переваливаются через борт, как выброшенные на берег рыбины, без сил падают на лед, а к концу уже смутно представляют, что вообще тут делают? Наверное, дать возможность передохнуть. А вот семейство Тихоновых поступает иначе. Заставляет включать дополнительные скорости, затевая в качестве "десерта" двусторонний матч (по три пятерки с каждой стороны) минут эдак на сорок "грязного" времени.
Тут уже через борт не переваливались, нет! Тут выстраивались в очередь возле дверки на скамейку запасных, и первый подъехавший нетвердой рукой нащупывал с третьего раза щеколду. "Лучше бы я вчера умер, - кряхтел, пошатываясь, голкипер Максим Михайловский. - Ножки-то отстегнулись". Появился и первый травмированный: послали за доктором для Алексея Колкунова - в бровь угодила чья-то нелепо вспорхнувшая клюшка.
Тем и завершился первый ледовый день в ЦСКА. Кто-то по привычке назовет его тихоновской "школой выживания". Быть может, даже пожурит: дескать, контрольные 1 сентября не пишут. Вот только оба они - Виктор Васильевич и Василий Викторович - уверены, что суворовский лозунг "Тяжело в учении - легко в бою" актуален для любого хоккея. И советского, и профессионального. С самого первого дня.
Когда Виктор Тихонов неделю назад приходил в гости в "СЭ", речь в основном шла о проблемах сборной. Но говорили и о ЦСКА. Тут и упомянул знаменитый тренер о том, что межсезонная селекция в армейском клубе строилась с расчетом на плей-офф - прошлогоднему "детскому саду" явно требовались "педагоги-наставники".
Евгений НАМЕСТНИКОВ: "НЕ ВЕРЬТЕ ТИХОНОВУ!"
Одним из таких "наставников" должен стать защитник Евгений Наместников, успевший поиграть везде - от Нижнего Новгорода до Северной Америки. Он был едва ли не самым опытным в прошлогоднем "Ак Барсе", где дефицита в заслуженных ветеранах не наблюдалось. А уж в тихоновской команде ему наверняка придется стать "дядькой".
- Жаль, конечно, что прошлый сезон не задался, - начал Наместников свой разговор с корреспондентами "СЭ". - Не у меня, у всего "Ак Барса". Команду Юрий Моисеев сложил крепкую и играющую. Все понимали, что после серебра хочется большего, и к этому большему шли. А потом, с приходом на его место Владимира Плющева, акценты сместились, мы очень часто не понимали друг друга...
Впрочем, это особая история. Для многих из нас - для Квартальнова, Зелепукина, Королюка, меня - она завершилась памятным объявлением после четвертьфинального поражения от "Лады": мол, всем спасибо, все свободны...
А потом уже другой Владимир - Вуйтек - сокрушался по поводу того, что команду, дескать, приходится собирать заново, ведь многих опытных игроков вернуть не удалось.
- У меня в ту пору к завершению подходили переговоры с ЦСКА. Не метаться же в разные стороны. Какой смысл?
- Смысла, может, и нет, но пан Вуйтек не зря слывет демократом, тогда как у Тихонова, говорят, иногда даже камни плачут...
- Как они плачут, мне известно не понаслышке - я ведь под руководством Виктора Васильевича два полных сезона отыграл. Ровно 10 лет назад, весной 1993-го, покинул ЦСКА. И ничего, как видите, живу и здравствую и при виде Тихонова не заикаюсь и даже не вздрагиваю (смеется). А если серьезно, то прекрасно понимаю, что сезон предстоит не из легких. Что даже моисеевское "снятие шкурки" наверняка еще не раз покажется раем небесным.
Морально и физически к этому готов. Таков нынешний принцип профессионального спорта: если хочешь достичь чего-нибудь серьезного, каждый следующий сезон должен быть труднее предыдущего, и сил в него должно быть вложено больше.
- Но прошлогодний "Ак Барс" метил как минимум в медальную зону, тогда как для ЦСКА, если верить Тихонову, задача ограничивается попаданием в плей-офф...
- А вы ему меньше верьте! Думаете, тренер, столько раз выигрывавший все, что только можно, станет ограничиваться задачей-минимумом?
- Но реально ли ЦСКА замахиваться на что-то более высокое?
- А почему бы нет? Сейчас у команды есть все. Молодые ребята - еще злые и голодные, но уже прошедшие в прошлом году "ликбез" суперлиги. Плюс даже более молодые, только-только из ДЮСШ, - и еще более голодные. Им еще учиться и учиться, но они на одном желании выйти в свитере прославленного клуба могут горы свернуть. Прибавьте к этому "средневозрастную прослойку" и опытных бойцов. Теперь из всего этого предстоит сделать боеспособную команду. Надеюсь, никто не станет спорить, что в этом вопросе Виктор Васильевич кого угодно поучить может.
- Как правило, неосвобожденный тренер сборной первый взгляд при поиске кандидатов обращает в сторону собственных игроков. Нет желания поиграть под руководством того же тренера, но в другой команде?
- С желанием у меня нормально. Главное - как будет с возможностями. Тут, конечно, многое от меня зависит. Ведь главный тренер сборной теперь меня каждый день видеть будет.