Газета Спорт-Экспресс № 152 (3239) от 15 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 июля 2003 | Плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Александр ДОБРОСКОК

САУТИНА ОБЫГРАЛ ЛИШЬ ОДНАЖДЫ

После таких травм, как у Александра Доброскока год назад, в спорт не возвращаются. Особенно в такой спорт, как прыжки в воду. Три слова - "привычный вывих плеча" - пожалуй, самое неприятное, что может услышать спортсмен от медиков. Именно из-за такой травмы в свое время на взлете карьеры в фигурном катании спорт оставила Татьяна Тарасова - и мир получил гениального тренера. Но, как вспоминала она сама, услышав приговор врачей, восприняла его как трагедию всей жизни.

На практике наличие подобной травмы у спортсмена означает, что рука от самого незначительного усилия может вылететь из плечевого состава. Сопровождается это нечеловеческой болью, а после, когда сустав вправляют на место, невозможно отделаться от чувства панического страха: вот сейчас снова выскочит...

Доброскок терпел до последнего. До состояния, когда вокруг сустава начали рваться мышцы. Возможно, бронза (а не золото) чемпионата мира в Фукуоке была следствием именно той травмы. И вместо радости (все-таки медаль) осталось чувство жуткой неловкости: ладно бы в индивидуальных прыжках не получилось, а то - в командном виде. Не кого-нибудь подвел, а самого Саутина.

Поэтому в воскресенье в Барселоне Доброскок выглядел куда счастливее партнера по выступлению.

- Я ведь не раз думал, что вообще не смогу вернуться в спорт, - признался он. - Это было жуткое состояние. До операции даже не представлял, как тяжело будет восстанавливаться. Казалось, что прооперируют - и все мои проблемы закончатся. А они, оказалось, только начались.

- Когда вас прооперировали?

- В апреле прошлого года. Мы с тренером поняли, что продолжать упираться не имеет смысла. Все равно не сможем дотянуть сезон до конца.

- Раньше, помню, после подобных операций оставался громадный шрам.

- Меня оперировали методом артроскопии. Через проколы в суставе. Тем не менее хирургическое вмешательство оказалось довольно обширным. Три месяца отходил в гипсе, когда его сняли, мышцы почти полностью исчезли. Но в гораздо большей степени меня привели в ужас предписания врачей. Не нагружать руку еще три месяца. Не делать никаких резких движений, ничего не поднимать, избегать малейшего напряжения.

Когда эти кошмарные шесть месяцев закончились, думал, что рука останется неподвижной на всю оставшуюся жизнь. Мышцы и связки полностью потеряли эластичность, сустав совсем окаменел.

- И как удалось его разработать?

- Сначала только плавал. По нескольку часов в день. Приходил, как обычно, в бассейн на тренировку, все ребята на трамплины и на вышки лезли, а я, как инвалид, с краешку купался. Понемножку стал чувствовать некоторое улучшение. Попробовал нагружать плечо. Врачи порекомендовали целый комплекс упражнений, позволяющих разработать даже те мышцы, которые, как мне казалось, в прыжках в воду вообще не нужны. Зато не представляете, как радовался, когда начал прыгать - и понял, что могу гораздо больше, чем раньше.

- Произвольную программу вы усложнили давно?

- А как почувствовал, что силы дополнительные появились, так и стал новые прыжки пробовать.

- Вы живете и тренируетесь в Бузулуке, Саутин - в Воронеже. Сколько времени вам удалось потренироваться вместе в синхронных прыжках?

- На самом деле совсем немного. Пару дней перед выездом в Мексику на суперфинал "Гран-при", затем планировали как следует поработать во время тренировочного сбора на Пальма-де-Майорке, но Дима травмировал спину и из десяти дней не тренировался неделю. Вот и осталось два дня - уже здесь, в Барселоне. Но, как ни странно, больших проблем это не вызвало. Мы ведь немало выступали вместе, успели приспособиться друг к другу. Даже один из прыжков заменили на более сложный. Хотели два, но у Димы, насколько мне известно, все еще побаливает спина. Должен сказать, что сейчас чувствую себя в дуэте с Саутиным гораздо комфортнее. Потому что меньше опасаюсь подвести его.

- Вам предстоит соревноваться друг с другом в индивидуальных прыжках. Часто думаете о том, что можете оставить Саутина позади?

- Испытываю немного странное чувство. Еще пару лет назад мне казалось, что выиграть у Саутина просто невозможно. Единственный раз, когда удалось обойти Диму, - на "Гран-при" в Электростали. Но в предварительных соревнованиях. Невелика заслуга - я прекрасно понимал, что напрягаться в "предвариловке" Саутину ни к чему. Но страшно ждал финала, чтобы попробовать выиграть именно там. А Дима не закончил соревнования - получил травму и снялся. Но шанс проверить в Барселоне, насколько случайной была моя единственная победа, у меня пока еще есть.