Газета Спорт-Экспресс № 155 (3242) от 18 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 июля 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей МАКАРОВ

ЗАКОНЫ И ЧИНЫ

Новый тренерский штаб нашей сборной поставил перед собой, не побоюсь этого слова, великую цель: вернуть былой престиж российскому хоккею. Трижды прав в своем недавнем интервью "СЭ" Владимир Юрзинов: решить эту задачу можно только всем миром.

Но если говорить прямо, то и Юрзинов, и Тихонов берутся не за свою работу - тренер должен организовывать и возглавлять тренировочный процесс, а не отстраивать заново целую систему. Другое дело, что наши заслуженные специалисты взялись за это не от безделья. А от состояния безысходности, от невозможности больше спокойно смотреть на майские позоры, ставшие почти традиционными.

Но даже самый титанический труд лучших тренеров может пропасть втуне, если для их работы не будет создана законодательная база. Если приоритеты сборной не поднимутся над клубными интересами. Не будет такой базы - Тихонову с Юрзиновым останется биться головой о непрошибаемую стену.

А кому эту базу создавать? В том и заключается парадокс нашего хоккея, что его законы разрабатывают и принимают руководители клубов - и, как обычно бывает в подобных случаях, принимают их для себя. И под себя.

Впрочем, в последние годы даже президенты клубов осознали, что нельзя все время грести только под клубный хоккей. Свидетельством этому было принятие столь критикуемого правила об обязательном включении в заявку молодых хоккеистов - его назвали правилом "3+2". Во многом благодаря ему наша молодежная сборная, вдруг оказавшаяся едва ли не полностью укомплектованной действующими игроками суперлиги, лихо проехалась по всем соперникам на чемпионате мира в Канаде. В той самой Канаде, где даже ясельные турниры собирают полные дворцы, где за своих болеют так, как не умеют болеть больше нигде.

Увы, недолго музыка играла: столь прогрессивное - пусть и для одного возрастного пласта - решение просуществовало лишь сезон и было благополучно отменено под нажимом все тех же клубов.

Мы часто повторяем, что наш хоккей все дальше идет по пути "энхаэлизации". Некоторые этим даже гордятся. Только вот берем ли мы у НХЛ лучшее? Сейчас в России отношение к собственной сборной приблизительно такое же, как в Америке и Канаде после выхода на мировую хоккейную арену Советского Союза. Победы на чемпионатах мира и Олимпиадах, где канадцы до того добивались успехов силами студенческих команд, стали доставаться другим, и на эти команды предпочли просто махнуть рукой: мол, пусть очередной Дэйв Кинг или Лу Вайро ковыряется со своими пацанами, авось чего-нибудь у него и получится, а на нет и суда нет.

Но сейчас даже в НХЛ поняли значение национальных побед, свидетельством чему являются две последние Олимпиады. И если Нагано-98 еще было во многом экспериментом, то к Солт-Лейк-Сити-2002 американцы и канадцы готовились именно так, как говорит, как хочет Юрзинов, - всем миром. Приглашая лучших тренеров и менеджеров и проводя жесточайший отбор среди звезд первой величины. Вот и получается: за океаном уже поняли, куда надо двигаться, а мы все топчемся на месте.

В нашей стране есть организация, которая, казалось бы, должна напрямую отвечать за престиж отечественного хоккея, - Федерация хоккея России. Именно она обязана следить за тем, чтобы национальные интересы превалировали над клубными, именно в ее компетенции лежит принятие нужных Тихонову и Юрзинову хоккейных законов. Жаль только, что в последние годы уже не отличить, где ФХР, а где ПХЛ. Одни и те же имена чиновников там и тут - и не понятно, чьи позиции они отстаивают. А ведь в нынешних условиях ФХР и ПФЛ должны быть как минимум конкурирующими организациями.

На самом деле все очень просто: самой главной, а может, и единственной оценкой работы федерации должен стать результат сборной на чемпионате мира - тогда и законы необходимые появятся, и клубы заработают на сборную.

Впрочем, есть еще один способ решения наших проблем. Россия ведь не только европейская, но и азиатская страна. А в Азии главным всегда было не законо-, а чинопослушание. Один из предшественников Вячеслава Фетисова сумел привить первому лицу государства любовь к теннису - и Россия заиграла в него так, как никогда раньше. И до сих пор играет, и выигрывает то, о чем раньше мы не смели и мечтать. Если наш президент возьмет в руки клюшку и станет ходить на хоккей - все наши вопросы решатся сами собой. На один-два президентских срока - точно.

Только вот Тихонов с Юрзиновым хотят - чтобы навсегда.