ВОДНЫЕ ВИДЫ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Яна КЛОЧКОВА: "В ФУКУОКЕ ПРОИГРАЛА ПО ГЛУПОСТИ"
Послужной список украинской спортсменки впечатляет: впервые в 15-летнем возрасте выступила в чемпионате Европы в 97-м, заняла третье место на двухсотметровке и второе - на 400. Стала серебряным призером чемпионата мира-98. Получила две золотые медали на европейском чемпионате-99 в Стамбуле и три - на следующем, в Хельсинки. Двукратная олимпийская чемпионка Сиднея. Двукратная чемпионка мира-2001. Трехкратная чемпионка Европы-2002.
И тем не менее дистанцию 200 метров комплексным плаванием на чемпионатах мира Клочкова не выигрывала никогда. Проиграла в Фукуоке американке Мэгги Боуэн. И, видимо, жаждала реванша: прямо со старта начала работать с превышением графика мирового рекорда. Финишировала же с рекордом чемпионата. "Обидчица" Боуэн осталась пятой.
- Хотелось, конечно, мировой рекорд "зацепить", но и без этого счастлива, - сказала Клочкова после финиша. - На рекорд в общем-то не настраивалась. По ходу дистанции, правда, подумала, что, наверное, близка к этому - слишком уж все отстали. Но графика, естественно, не знала. Поэтому и не старалась особенно сильно работать на финише.
- Кого-нибудь опасались особо?
- Разве что американку Боуэн. Не то чтобы боялась, просто она по крайней дорожке плыла, и я ее не видела. В Фукуоке я ей по дурости проиграла. Первой попала в полуфинал, первой в финал, и решила как следует побриться - для скорости. Но - перестаралась. Так усердствовала с лезвием, что всю кожу с себя содрала. В результате вместо того, чтобы воду лучше чувствовать, совсем чувствительность потеряла. В воду прыгнула - тело горит, а скорости никакой. Вот и смотрела, как Мэгги по соседней дорожке вперед уходит.
Если же говорить об остальных, понравилась молодая австралийка Миллз, которая приплыла второй. Вообще-то стараюсь следить за всеми соперницами. Постоянно смотрю в Интернете результаты соревнований: что происходит, кто как прогрессирует.
- Тяжелее стало бороться?
- Не сказала бы. Прежние соперницы как-то незаметно отошли на второй план, от молодых пока непонятно чего ждать. Поджимают, конечно, - это чувствуется. На дистанции 400 метров наиболее опасна венгерка Ева Рижтов. Злющая - таких я до ее появления не встречала.
- 400 метров комплексным плаванием по-прежнему остаются у вас основным видом?
- На двух предыдущих чемпионатах мира было именно так. Эта дистанция всегда проводилась в первый день, и плыть ее было намного легче. Поэтому могла себе позволить бороться за победу сразу в трех видах - 200 и 400 комплекс и 400 метров вольным стилем. Но в Барселоне программа соревнований составлена непонятно. Самая тяжелая комплексная дистанция - в заключительный день. Из-за этого от 400 вольным пришлось отказаться - не успела бы восстановиться к заплыву на 200 метров комплексом. На самом деле обидно: мой результат всего на секунду хуже того, с которым финишировала чемпионка мира Ханна Штокбауэр. Можно было бы с ней побороться. А так придется плыть 200 метров баттерфляем, где мой личный рекорд 2.10,0, и я совершенно не представляю, смогу ли на что-то рассчитывать.
- Зачем же плыть?
- А что вы предлагаете - пять дней сидеть сиднем и ждать заключительного финала? Ждать без дела - страшно выматывающее занятие. Да и старты нужны. У меня в этом году их недостаточно было. Чемпионат Украины и Mare Nostrum.
- К чемпионату мира вы готовились в Америке?
- Нет, в Харькове. В Америку ездила весной. По условиям спонсорского контракта должна была приехать туда для участия в рекламных съемках и решила объединить это мероприятие с тренировками. Особенно понравилось в Лос-Анджелесе, где находится один из ведущих американских плавательных клубов "Мишн Вьехо". Тренировалась в спарринге с американским пловцом, который будет выступать в Барселоне на дистанции 800 метров. Американцы сейчас просто помешались на средних и длинных дистанциях, потому что им пообещали: если кто-нибудь побьет один из рекордов Торпа, получит миллион долларов.
Ездила, кстати, без тренера. И никак не могла привыкнуть к американской системе, когда тренер один на всех. Ну и в кои-то веки не в одиночку работать пришлось.
- Один на один с тренером работать сложнее?
- Тяжеловато. От такого количества внимания к себе сильно устаешь. Нина Федоровна Кожух, у которой я плаваю с детства, человек мудрый, но случалось, передавала меня собственному мужу, вместе с которым работала еще в сборной СССР. И все равно мелкие стычки случались. Мое слабое место - старты и повороты. Их приходилось отрабатывать дополнительно, после основной тренировки, когда совсем не хочется. Вот и конфликтовали помаленьку. Перед Играми в Сиднее мы работали намного больше. Но тогда было проще: вместе со мной у Кожух плавала Надя Бешевли. Вдвоем работать проще. А сейчас - хоть на стенку лезь.
- Тренируетесь вы по-прежнему в Харькове - или переехали в Киев?
- Плаваем где придется. В Киеве, где мне дали квартиру, бассейн маленький, дорожки узкие. К тому же тренироваться зачастую приходится с подводниками. Они в моноластах плавают: как даст кто-нибудь ногами под водой - всех, кто на поверхности, к стенке сносит. Но не буду же я в Харьков два раза в день ездить? Хотя бассейн там, безусловно, лучший.
- А как вам барселонская вода?
- Теплая очень. Особенно в тренировочном открытом бассейне. Сначала это сильно раздражало. А потом поняла, что в этом есть и положительные стороны. Прыгаешь в более прохладную воду - и так хочется плыть...