Газета Спорт-Экспресс № 162 (3249) от 26 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 июля 2003 | Плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Специальные корреспонденты "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ и Александр ВИЛЬФ (фото) передают из Барселоны

ОДИНОКАЯ ВОЛНА Геннадия ТУРЕЦКОГО

"Много лет назад по берегу реки ехал американский ковбой...", - ГеннадийТурецкий поудобнее устроился за столиком уличного кафе и с наслаждением отхлебнул из кофейной чашки обжигающий напиток. С тренером и его знаменитым учеником мы случайно столкнулись у стадиона за полтора часа до финала на стометровке, и Турецкий, взглянув на часы и бросив какие-то указания Попову, неожиданно спросил: "Не возражаете, если составлю вам компанию?"

Тогда-то я впервые и услышала от тренера загадочное слово "солетон".

- Так вот, - продолжал Турецкий. - Много лет назад, в 1827 году, один американский ковбой, а может, фермер, ехал на лошади вдоль реки. И, доехав до шлюза, увидел, как об его стенку ударилась баржа. От удара по воде пошла волна. Ковбой продолжал скакать по берегу и через некоторое время обратил внимание на то, что волна не исчезает. Более того, не становится меньше. А продолжает идти по воде с той же скоростью, с которой передвигается он сам. Что было дальше, я толком не помню. По-моему, американец настолько заинтересовался увиденным, что написал об этом в газету. Так было впервые описано явление под названием солетон. Что в переводе с греческого означает "одинокая волна". И уже более ста лет физики всего мира пытаются досконально изучить это явление. Страшно интересно! Одно из проявлений солетона - цунами. Волна, которая непонятно как и где рождается, набирает колоссальную силу и способна проходить огромные расстояния. Я сам, пока жил в Австралии, постоянно общался с одним из крупнейших специалистов в этой области. И узнал множество интересного.

- Никогда не подозревала, что вас так привлекает природа физических явлений.

- Так ведь именно благодаря этому мы с Поповым придумали новую модель старта!

- И как она работает?

Тренер с сожалением заглянул в опустевшую чашку и поднялся:

- Мне пора...

Главным профессиональным качеством Турецкого я бы назвала непреходящую способность удивлять. Помню, когда несколько лет назад узнала, что тренер провел один из отпусков в канадском дельфинарии, расценила это как блажь. Однако именно та поездка, как выяснилось, совершила в плавании настоящую технологическую революцию: спустя несколько месяцев на рынке был представлен новый плавательный комбинезон, созданный фирмой Speedo на основе идеи российского тренера. Прототипом ткани стала акулья кожа.

По иронии судьбы, разработка сыграла против тренера: большинство чемпионов Игр в Сиднее выступали именно в таких комбинезонах, Попов же - в обычных плавках. Воспользоваться преимуществами новой экипировки Speedo ему не позволял контракт с другой фирмой.

Идея использования чужой волны в плавании существовала испокон веков. Тот же Попов в годы своих победных выступлений периодически жаловался, что соперники, как один, стремятся "сесть" на его волну: это позволяет тратить намного меньше собственных сил, чтобы держаться за лидером. В то же время волна способна создать массу проблем: если вовремя за нее не уцепиться, плыть становится значительно сложнее. Поэтому в свое время тот же Турецкий специально заставлял своих спортсменов отрабатывать умение "оседлать" чужую волну. Пока не набрел на идею создания собственного солетона.

Принцип достаточно прост, как и все гениальное: старт можно сделать таким, чтобы образовалась сильная обратная волна. Которая, отразившись от стенки, начинает идти по дорожке со скоростью около четырех метров в секунду. Успеть на нее сесть - задача не из легких. Но если получится, скорость прохождения дистанции может возрасти неимоверно.

- Я вообще-то не очень доволен тем, как Саша начал выступления в Барселоне, - сказал Турецкий совершенно будничным тоном, пока мы вместе шли к входу в бассейн. - 47,7, которые он показал на своем этапе эстафеты, результат, конечно, неплохой. Но, с моей точки зрения, нужно было выходить на принципиально иной уровень. Скажем, на 45 секунд. Ничего нереального я в этом не вижу. Тем более что после эстафеты у Саши было целых три дня на восстановление. Сейчас ставить такие задачи уже поздно. Начала накапливаться усталость. Заболели колени - они у Попова давно травмированы. Возникла небольшая проблема с позвоночником - поэтому он и приехал раньше, чтобы успеть до старта сделать массаж.

- Думаете, он сумеет выиграть стометровку? - рискнула спросить я.

Турецкий безразлично пожал плечами:

- Вот это меня абсолютно не интересует. Важен только результат. Собственно, и задачу я Саше поставил одну: проплыть быстрее, чем в полуфинале.

- Что собираетесь сказать ему перед стартом?

- Пока не знаю. В такой ситуации гораздо важнее понять, чего говорить не нужно. Например, в Атланте, где все прочили победу Гэри Холлу, я долго думал, как настроить Попова на старт. Подбирал слова. А когда подошел к Саше на бортике и увидел его глаза, понял: никаких слов не нужно. Но то было семь лет назад. В Барселоне ситуация иная. Если Попов проиграет, его величие от этого не уменьшится. А если выиграет золото, это всего-навсего будет означать, что у него станет на одну медаль больше.

Вот в этом тренер ошибался. Победа Попова вмиг сняла вопрос, кому из пловцов суждено стать в Барселоне главным героем чемпионата мира. Даже наиболее бесстрастный наблюдатель, статистик Международной федерации плавания Ник Тьери, не смог сдержать эмоций:

- Выйти на такой результат после двух лет весьма невразумительных выступлений - уникальный случай в плавании. Попов - величайший пловец, которого когда-либо знала история. Количество медалей здесь совершенно ни при чем. И никто никогда не сумеет убедить меня в обратном!