Газета Спорт-Экспресс № 175 (3262) от 11 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 августа 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

ВЫСОТА. Мужчины

ЧТО ПРИНЕСУТ ЭКСПЕРИМЕНТЫ РЫБАКОВА?

Елена РЕРИХ

из Тулы

Чемпиону Европы-2002 Ярославу Рыбакову для победы хватило прыжка на 2,28, а три попытки на высоте 2,32 оказались неудачными.

- В коротком интервью после квалификации вы предположили, что чемпионом страны станет тот, кто прыгнет на 2,32. Намеренно завысили планку?

- Только когда выходишь в сектор и видишь, кто как готов, можешь точно определить победную высоту. Говоря про 2,32, я исходил из общего уровня соревновавшихся.

- Выходит, победа на такой высоте - сюрприз?

- Нет. Сюрпризы (со знаком минус) я преподношу себе сам, когда у меня что-то не ладится.

- У вас на голеностопе толчковой ноги был надет какой-то манжет. Это что, травма?

- Нет. Сегодня перед соревнованиями прошел сильный дождь, и покрытие здорово намокло. Когда ставишь ногу, шиповка начинает крутиться. Могут пострадать связки голеностопа. Вот я иногда и надеваю этот манжет, чтобы уменьшить риск получить травму.

- Вы, кажется, были сегодня недовольны сектором. Что-то вам при разбеге мешало...

- Первый шаг разбега приходилось делать из ямки, где идет бровка виража. Я все время страховался, отодвигал разбег, и это сбивало. К тому же это только кажется, что сектор в Туле идеально ровный. На самом деле он идет сначала вниз, потом - вверх, к чему сложно приспособиться. Да и настраиваться было непросто, потому что вроде бы как уже отобрался на чемпионат мира, а прыгать все равно надо.

- В прошлый вторник в Стокгольме вы прыгнули 2,20, а в субботу здесь - 2,28. Почему такие перепады?

- Если бы я так прыгал на одном и том же секторе, можно было бы говорить о нестабильности. Но в Стокгольме такой сектор, что прыгать вообще невозможно.

- Давая интервью после квалификации, вы выразили опасение, что в финале вам сил не хватит.

- Так ведь я и на самом деле в квалификации себя свежее чувствовал. А сегодня то ли поздно включился, то ли не попал в настроение, в общем, был не так свеж. Получилось, что за девять дней я пять раз прыгал в высоту - плюс два перелета, два больших автобусных переезда. Что называется, выступал на фоне усталости.

- Какая же от этого польза?

- Не знаю. Мне сказали: 2,15 прыгнешь - и можешь сходить. Но ведь у нас не цирковой аттракцион, где в случае чего вместо двойного сальто можно сделать одинарное. Спорт тем и хорош, что человек выходит и старается показать то лучшее, что умеет, что наработал. Если этого не делать, превратишься в ремесленника.

- Перед третьей попыткой на высоте 2,32 вы попросили зрителей поддержать вас, похлопать.

- Сил уже не оставалось, особенно психологических. Вот и обратился за помощью. Кстати, эта попытка и оказалась лучшей, хотя планку я сбил.

- На чемпионате мира на что рассчитываете?

- Надеюсь прыгнуть лучше. Надо, я бы сказал, отточить прыжок на тренировке. А что конкретно делать, как раз и стало ясно на этих соревнованиях. Не только тренер, но и я сам понял, над чем работать. Надеюсь все это воплотить к чемпионату мира.

- Две недели - срок достаточный?

- А куда деваться, больше времени нет.

- Что вы скажете о своих соперниках?

- В основном все молодые, чуть за двадцать, амбициозные. Очень сильных человек пять наберется.

- Какую высоту надо преодолеть, чтобы быть в призерах?

- Все будет зависеть от сектора, от погоды, от настроя. Для победы надо прыгнуть 2,35 - 2,37, чтобы стать призером - 2,32 - 2,33.

- Чемпионат мира проходит за год до Олимпиады. Не станет ли это поводом для некоторых прыгунов темнить, не раскрывать свои карты?

- Такого никогда не бывало. Чемпионат мира - грандиозное событие и само по себе. К тому же за год, что остался до Олимпиады, многое может случиться. Все, кому по силам сделать что-то серьезное, готовятся изо всех сил.

- Вы себе какую цель ставите?

- Задача-максимум - выиграть и показать при этом достойный результат.

...Чуть позже я поговорила и с тренером Ярослава - его отцом Владимиром Рыбаковым.

- В этом сезоне вам приходилось как никогда много ездить с турнира на турнир.

- Порой меняли по три самолета в один конец, да еще после этого на автобусе четыре часа до места добирались. К тому же два месяца - как раз время турниров - в Европе продержалась жара. Выступали при температуре плюс 37 - 38. Тяжело. Но это хорошая учеба, и она пригодится Ярославу на будущий год. Нам следовало разобраться, как составлять календарь соревнований, чтобы подготовиться к Олимпиаде - самому важному старту в жизни.

- Вы, знаю, нынешним летом во время соревнований много экспериментировали. Как на это смотрели руководители сборной?

- Президент федерации, старший тренер разрешили нам самим составлять график соревнований, что и позволило проводить эксперименты в течение всего сезона.

- Какие именно?

- Со скоростью разбега, с дугой разбега, с количеством шагов и еще кое с чем. На тренировке эти эксперименты неэффективны, поскольку организм там находится совсем в ином состоянии, чем на соревнованиях.

- И как вы оцениваете эти опыты?

- Не все они были удачны. У любого тренера, наверное, больше неудачных экспериментов. Но чем больше мы сделаем неудачных попыток, тем лучше спортсмен будет выступать в важных соревнованиях.

- До чемпионата мира осталось две недели. На что будете обращать внимание?

- Нам хотелось оставить старый порядок, когда за три недели спортсмен не выступал ни в каких турнирах и мог спокойно во всем разобраться. Но, как я уже рассказывал, нас неожиданно заставили прыгать на чемпионате России, что отняло неделю подготовки. В оставшееся время будем работать над психологической устойчивостью, больше ни над чем не успеем. Да большего и не нужно. Ярослав всю физическую и техническую работу уже выполнил.

- Как складывается сейчас обстановка в прыжках в высоту в мире?

- У Ярослава третий результат в мире - 2,34. А лучший - 2,36 - у поляка Александра Валерьянчика, который всего на год моложе. Так высоко он взлетел у себя в Польше, на домашних соревнованиях. Мы с этим парнем неоднократно встречались, и он всегда Ярославу проигрывал. Второй результат имеет Жак Фрайтаг из ЮАР - 2,35. Этот 21-летний прыгун учится в США, стабильно показывает результаты на уровне 2,30, но в основном на коммерческих соревнованиях. А они от чемпионата мира сильно отличаются, там многие сгорают еще в квалификации. Наконец, есть довольно устойчивый швед Стефан Хольм, который, как и Ярослав, прыгнул на 2,34.

Конкуренция довольно суровая. Но, считаю, человека с нормальной психикой она лишь подстегивает и заставляет проявлять свои лучшие качества.

- Кроме конкурентов, на спортсмена могут повлиять и другие факторы: погода, поддержка зрителей, удобный или неудобный сектор и прочее.

- Спортсмен должен разобраться, что ему помогает, что мешает, и создать для себя в секторе зону комфорта, уметь отключаться и ни на что не реагировать. Постараться сделать так, чтобы атмосфера в секторе для него стала родной.