ФОРМУЛА-1 |
54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. 13-й этап. ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ |
ФОРМУЛА-1 с Сергеем ЗЛОБИНЫМ |
ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ТИТУЛ ТРОЕ. НО ВЫИГРАЕТ ШУМАХЕР
Так считает российский гонщик Сергей Злобин, который специально для "СЭ" комментирует перипетии прошедшего этапа
- Вообще-то я должен быть сейчас в Будапеште, где "Минарди" отмечала юбилей - 300-ю гонку в "Формуле-1", - начал Сергей. - Однако заграничный паспорт мне выдали, когда самолет в Будапешт уже вылетел. Поэтому моя команда в Венгрии, а я - в Москве.
- Какие сохранили воспоминания о "Гран-при Венгрии" прошлого года?
- Почему-то тогда все время чувствовал себя страшно голодным. В первый день знакомства с командой мне даже сделали замечание: много ешь. Так после этого аппетиту меня еще больше разыгрался! Беру себе кофе, а Джанкарло Минарди говорит: "Что, вторая чашка?! Можешь выпить лишь одну в день". В 10 часов вечера звонит мне: "Что делаешь?" - "Сплю". - "Хорошо. Проверю". Я не был готов к такому пристальному вниманию к себе руководства команды.
- Расскажите об этой трассе. В чем ее специфика?
- Венгерская трасса мне всегда казалась очень интересной. Я на ней ездил на "Формуле-1600" и на автомобиле "гранд-туризма", а вот на "Формуле-1" не довелось. Хунгароринг - первая моя зарубежная трасса, и я ее хорошо знаю. Главная особенность - она очень грязная, и состояние покрытия может быстро меняться. Автодром расположен у подножия холмов, с которых ветер все время несет пыль. Бывает так: въехал в первый раз в поворот - вроде бы все нормально, а на следующем круге можно и мимо проскочить. Плюс асфальт там не перекладывали очень давно, и из-за жары он сильно изъеден - покрышки жутко изнашиваются. Резиновая крошка повсюду, и поэтому постоянно приходится менять траекторию. Новичкам там тяжело. К тому же огромная нагрузка на мотор. Вот техника и выходит из строя.
- То есть Хунгароринг не зря называют сложным автодромом?
- В принципе да. Стартовый поворот проходится на второй передаче, далее вниз под мостик, затем левый поворот - и вот если ты прошел его плохо, то потом на подъеме с любым, даже самым мощным двигателем провалишься. Для такой трассы требуется особая настройка машины. И, конечно, здорово досаждает постоянная в это время года жара.
- Может, поэтому там часто бывают сенсации? В 97-м победу чуть было не одержал Дэмон Хилл на "Эрроузе", а теперь вот Фернандо Алонсо на "Рено" уехал от всех, как от стоячих...
- Вообще-то успех Алонсо прогнозировался. Но только успех, а не первое место. Знаю, что Фернандо - хороший пилот, видел его телеметрию, когда испанец ездил за "Минарди", но он не такой выдающийся, как Михаэль Шумахер или, скажем, Джанкарло Физикелла. Потрясло, что он прямо со старта стал отрываться от всех. Может, "Мишлен" делает для "Рено" какую-то особенную резину?..
- Зрителям наверняка очень понравился старт этого "Гран-при": машин 10 метались из стороны в сторону, и просто загадка, как они умудрились не столкнуться. Неужели у пилотов такое хорошее боковое зрение?
- Боковое зрение здесь ни при чем, все видно в зеркала заднего вида. Потом есть ведь законы физики. Если я нахожусь впереди и мне в толкучке под заднее колесо кто-то засовывает свое переднее - ну не помещается машина, то надо просто закрыть газ. Это проходят еще в самой младшей "формуле". Кто сбросил газ, тот в случае контакта останется на дороге, кто не сбросил - полетит вверх. Но летать-то никому не хочется. К тому же в Венгрии от старта до первого поворота довольно долго ехать, есть время всем между собой разобраться. А Ральф Шумахер, похоже, стал жертвой грязи на трассе: в один поворот зашел по неверной траектории, цапанул на колеса мусора и не удержался на полотне.
- Однако неприятности Ральфа по сравнению с аварией Рубенса Баррикелло, у которого на огромной скорости оторвалось левое заднее колесо, - просто цветочки...
- Страшно, когда такое происходит с болидом "Формулы-1". С системой "трекшн-контроль" все хорошо при четырех колесах, а если их остается три... Компьютер уже не понимает, что делать. Мало того, и сам гонщик теряется. Баррикелло ведь прекрасно видел, что колесо отлетело. Как надо поступить в подобной ситуации? Дать чуть газа и потихонечку выруливать направо. Однако у Рубенса вместе с колесом вырвало еще привод и полуось... И что он предпринял? В последний момент - великий все-таки человек! - нажал на тормоз и убрал руки с руля. Правда, Баррикелло был, видимо, в шоке и успел убрать только одну руку. Потом после аварии палец себе постоянно разминал. Болеть теперь будет.
- Отрыв колеса - абсолютно внештатная ситуация?
- Моторы довольно часто взрываются, а вот полуоси, шестерни коробки передач, детали подвески ломаются в редчайших случаях. Есть ведь регламентные работы. Во-первых, детали через определенное количество километров заменяются, а те, которые оставляют, проверяют в специальной ультразвуковой ванне - если есть микротрещина, деталь просто разваливается. Если с этим все в порядке, деталь подвергают спектральному анализу. В каждой команде, даже с таким скромным бюджетом, как "Минарди", это делается. Вот почему механики "Феррари" разводили руками: теоретически такого просто не могло случиться! Ну хорошо, колесо отлетает вместе с приводом, но тут-то оно отлетело вместе со ступицей, со всем, что крепится к рычагам подвески. Эти детали выдерживают нагрузки в десятки тонн, а у Баррикелло все это хозяйство просто отстегнулось и полетело. Не исключено, что причиной стала элементарная халатность, и человек десять после такого происшествия обязательно уволят. Скорее всего, на машине Рубенса в последний момент, может, даже прямо на старте меняли развал задних колес и кто-то банально недотянул гайку.
- На гонщика такая авария сильно влияет психологически?
- Для опытного пилота - это не стрессовая ситуация. Самое страшное, это когда ты перестаешь доверять автомобилю. Не думаю, что с Баррикелло это может произойти. Не первый раз он бьется.
- Чего можно ожидать в ближайших гонках? На ваш взгляд, Михаэль Шумахер не сломлен?
- Ни в коем случае! Думаю, ясности не будет вплоть до последнего этапа на Сузуки. Сейчас есть три претендента на высший титул. Но в Японии чемпионом станет Шумахер.
Лина ХОЛИНА