ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
В минувший понедельник вторую золотую медаль сборной России принесла 23-летняя Светлана Феофанова, победившая в прыжках с шестом - 4,75
Светлана ФЕОФАНОВА: "Я ДО СИХ ПОР ПРОДОЛЖАЮ РАСТИ!"
Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ |
из Парижа |
Наверняка в таком составе они встретятся в секторе для прыжков с шестом еще много раз и основательно помочалят друг другу нервы, выясняя, кто сегодня сильнее. Именно сегодня. Ведь то, что было вчера, становится историей, а то, что будет завтра, покрыто завесой неизвестности.
Я ни в коем случае не хочу принижать заслуги соперниц Светланы Феофановой, но позавчера она больше других заслужила золотую медаль. Готов повторить это в присутствии нашей юной рекордсменки мира Елены Исинбаевой, олимпийской чемпионки и победительницы двух мировых первенств американки Стэйси Драгилы, экс-рекордсменки Европы немки Анники Беккер и остальных финалисток. Рейтинг наиболее стабильной прыгуньи последних лет не сумел поколебать даже самый высокий прыжок в мире - на 4,82, совершенный в июле ее 21-летней землячкой Исинбаевой. Не изменило его и возвращение в строй 32-летней Драгилы, которой еще несколько лет назад не было равных. Кстати, именно рекорд американки улучшила Исинбаева.
Между прочим, Феофанова не только больше всех заслужила золото Парижа, она его еще и выстрадала. В понедельник Светлана, обычно живая и задорная, выглядела не лучшим образом. Особенно бросалось в глаза ее осунувшееся, бледное лицо, на котором ярче обычного проступали веснушки. Мало кто знает, что Феофанова вышла в сектор с высокой температурой и забитыми бронхами. В таком состоянии впору постельный режим, а не финал чемпионата мира. Но спортсменка рассудила иначе: не для того столько сил было отдано подготовке, чтобы уступить нелепому случаю.
Шесть прыгуний взяли 4,45, в том числе три россиянки - Феофанова, Исинбаева и чемпионка страны Елена Белякова, которая догнала подруг после третьей удачной попытки. Следующую высоту - 4, 50 - наши девушки дружно пропустили, заронив подозрение: не караулят ли они в первую очередь друг друга?
Судьи поднимают планку еще на 5 см. Феофанова и Исинбаева справляются с ней без приключений. Обеспокоенная Драгила с трудом берет высоту с третьей попытки: задетая американкой планка забилась на стойках, но в итоге удержалась. А вот Беляковой на этот раз не повезло.
В секторе остаются пятеро. Преодолев с первой попытки 4,60, Беккер, пропустившая предыдущую высоту, возвращает себе лидерство. Экономно распределяет силы Феофанова: повторы ей в этот день особенно противопоказаны. У Исинбаевой сбой, но она тут же исправляется во втором подходе. Драгила, исчерпав лимит везения, выбывает из борьбы. Завершают также выступления Моника Пырек из Польши и еще одна немка - Ивонн Бушбаум.
И 4,65 россиянки берут с первой попытки. Но вопрос, какие медали они положат в копилку российской сборной, остается открытым. Ведь в секторе есть еще немка, которая явно поймала кураж. На высоте 4,70 первая неудача подстерегает Феофанову. Вроде все сделала правильно, однако в последний момент не убрала локоть, и капризная планка летит на землю. Исинбаева шепчет какие-то заклинания, по губам можно разобрать лишь два слова: "Я возьму", однако планка не поддается ее увещеваниям. А Беккер преодолевает 4,70 с большим запасом, как бы напоминая соперницам, что в ее активе есть прыжок на 4.77.
Ответ Феофановой - мощный разбег и безукоризненный по технике полет. А у Исинбаевой дело что-то не клеится. После неудачи во второй попытке она идет ва-банк и переносит третью на 4,75: бронзу Елена себе уже забронировала, а шанс побороться за медаль из более драгоценного металла упускать не стоит.
И тут нокаутирующий удар наносит Феофанова. Собрав в кулак всю волю, Светлана с большим запасом берет высоту, демонстрируя готовность, если потребует ситуация, прыгнуть и выше. А Исинбаева, к сожалению, не реализует сэкономленную попытку и прощается с трибунами. Следом за Еленой на милость победительницы сдается Беккер, которая не скрывает, что очень довольна серебром.
Все, можно вздохнуть с облегчением. И мы впервые видим, как вслед за рыдающей на плече тренера Исинбаевой плачет железная Феофанова, обычно скрывающая от всех свои эмоции. Победительница пытается взять себя в руки и даже просит судей установить планку на сантиметр выше мирового рекорда - 4,83, но в последний момент отказывается от штурма этой вершины. Ведь главное сделано: она - чемпионка мира.
Отдышавшись после круга почета по стадиону, Феофанова подходит к журналистам и простуженным голосом просит поздравить ее. Сожалею, что не догадался захватить букет цветов. Впрочем, ей бы лучше сейчас стакан горячего чая с малиной.
- Светлана, мы ждали, что вы все-таки замахнетесь на рекорд мира, чтобы окончательно показать всем, кто есть кто...
- Не было уже сил снова расчехлять шест Чувствую себя отвратительно. Еще вчера у меня была температура 38, а может, и больше. Поэтому 4,75 сегодня - хороший результат. Да и настраивалась я не на рекорд, а на победу. Для меня она важнее. Когда соревнования закончились, сразу же ощутила жуткую усталость.
- А если бы соперницы не сошли с дистанции и борьба продолжилась?
- Думаю, на 4,80 еще собралась бы. Когда приехала в Париж, была готова штурмовать рекордную высоту. Но перепады температуры и сквозняки, гуляющие по Олимпийской деревне, отняли у меня эту возможность. Впрочем, став чемпионкой мира, я не вправе на что-то жаловаться и о чем-то сожалеть.
- На мировом первенстве-2001 в Эдмонтоне 4,75 принесли вам серебряную медаль, а в Париже эта же высота обеспечила золото. Выходит, и повторение пройденного порой приносит пользу?
- В Канаде мы показали одинаковый результат с Драгилой, но американка обошла меня по попыткам. Мне не хватило тогда элементарной спортивной мудрости и опыта выступлений на соревнованиях такого масштаба. Но и в Эдмонтоне, и здесь я боролась только за золото. Правда, на этот раз обошлось без рекордных высот. Ведь два года назад в Канаде мы с Драгилой уже примерились к 4,82, которые сейчас являются официальным рекордом мира. Видно, не судьба устанавливать высшие достижения в главных стартах сезона.
- Но, готовясь к парижскому чемпионату, вы наверняка думали, что для победы могут потребоваться более солидные высоты?
- Как минимум две из нас были готовы к этому.
- Правда ли, что своим мировым рекордом Исинбаева как бы раздразнила вас?
- А что меня дразнить? Я прекрасно знаю свои возможности. Даже сегодня можно было говорить о результате на 12 - 15 см выше. Просто не складывается что-то у меня в этом сезоне. Вроде бы выступала достаточно стабильно, но все время что-то мешало. До чемпионата мира не могла бы назвать сезон для себя удачным. Однако теперь грех жаловаться. Да и сезон еще не завершен. Планирую выступить в Москве и в Монте-Карло на финале "Гран-при".
- Какую оценку вы поставили бы себе сегодня?
- За достижение цели - "отлично". Вы же видите, в каком состоянии я прыгала. Сама себе удивляюсь. Для меня это был девятый старт в сезоне, и, считаю, нам с тренером удалось подойти к нему на пике формы. Реально на 4,83 я должна была прыгнуть на соревнованиях в Лондоне.
- Где и как проходил последний этап вашей подготовки к Парижу?
- Мы сделали трехнедельный перерыв в соревнованиях и провели заключительные тренировки в Лужниках.
- Вас не испугало первоначальное желание Беккер перенести оставшуюся попытку на 4,80?
- Конечно, я понимала, что, если она возьмет эту высоту, мне тоже придется брать ее с первой попытки. Наверное, я нашла бы в себе на это силы, что-то в резерве еще оставалось. Но, слава богу, этого не понадобилось.
- Чем сбивали температуру?
- Аспирином, аскорбинкой. Усилием воли.
- Что-то изменилось в вас за два года между Эдмонтоном и Парижем?
- В Канаде я только осваивалась на таких высотах, на состязаниях такого ранга. А во Франции все это для меня уже пройденный этап, я знала, как себя вести. Но все равно старалась не ошибаться, преодолевать каждую высоту с первой попытки. Что еще изменилось... Да, я же выросла на 1 сантиметр! Теперь мой рост - 164. В свои 23 года продолжаю расти.
- В квалификации вы начали с 4,40, а в финале опустили планку на 5 см. Это было обусловлено состоянием здоровья или тактикой?
- Хотелось получше пристреляться к планке. Ведь цена каждой следующей высоты возросла в несколько раз. На кону стояло уже не право продолжить выступление в финале, а одна из медалей. Уезжать из Парижа без наград не хотелось.
- Из-за чего произошел сбой на 4,70?
- Немного поторопилась и не дошла до планки.
- Чем отличается обстановка на чемпионатах мира от коммерческих стартов?
- На коммерческих - пришел, отпрыгал, ушел. Нет нервотрепки квалификации. И стадионы поменьше. На Олимпиаде в Сиднее, испытав психологическое давление трибун, я заработала баранку. Но в Париже зрители мне уже не мешали.
- Сергей Бубка говорил, что вы единственная, кто прыгает с мужским настроем и в мужской манере.
- Может быть. У мужчин шесты жестче. А я собираюсь до Олимпиады в Афинах перейти на более длинные. Такие шесты у меня уже есть, ждут своего часа. С ними сантиметров 15 реально прибавить. Если с головой у тебя все в порядке, если ты в хорошей форме и в надлежащем настроении, то и на 4,90 можно замахнуться.
- А каковы ближайшие планы?
- Дожить до конца сезона (смеется). При моем нынешнем состоянии это вполне актуально.
- Мировой рекорд, как и Бубка, собираетесь поднимать по сантиметру?
- До него еще надо дойти. Сегодня мне об этом даже рассуждать тяжело. Однако, как говорится, гвардия умирает, но не сдается.
- Следующий день, должно быть, проведете в постели?
- Завтра у мужчин квалификация, надо их поддержать.
- До отъезда из Парижа у вас будет много свободного времени. Как собираетесь им распорядиться?
- В первую очередь хочу побывать в соборе Парижской Богоматери. Недавно прочитала роман Гюго, посмотрела фильм. Хотела сходить и на мюзикл, но не получилось. Потому решила начать знакомство с Парижем с Нотр-Дам. И, конечно же, обязательно поброжу по магазинам - надо же потратить хоть часть призовых.
- А что-нибудь серьезное на них купить не намерены?
- Пока не решила. Квартира есть, машина тоже. Третий год пошел моему "Пежо 206". Я люблю водить. С удовольствием путешествую за рулем.
- Что вас обижает больше всего?
- Наверное, несправедливость и ложь.
- Книги сюда с собой какие-нибудь взяли?
- Конечно. Третью часть романа Симонова "Живые и мертвые" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Учусь выживать в любых условиях и в то же время не терять чувство юмора.