Газета Спорт-Экспресс № 197 (3284) от 5 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 сентября 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ВЫЕЗД

ХОТИТЕ В ЕВРОПУ? ИЗВОЛЬТЕ ПРОЙТИ АУДИТ

УЕФА. О многочисленных мероприятиях, которые на прошлой неделе превратили княжество Монако в европейскую футбольную столицу, "СЭ" уже подробно рассказывал. За кадром осталось лишь одно, прошедшее в отличие от остальных без всякой помпы, зато весьма познавательное и полезное.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Слово "le carre" в переводе с французского означает, во-первых, "квадрат", а во-вторых - "кают-компания". Первое значение стеклянному цилиндру, пристроенному к гостинице Meridien Beach Plaza в Монако, не подходит никак, а вот второе - в самый раз. Le Carre - ультрасовременный бизнес-центр, оборудованный всем необходимым для деловых встреч в сочетании с приятным времяпрепровождением. В зависимости от запросов и финансовых возможностей клиента здесь помогут организовать и крупную международную конференцию, и конфиденциальные переговоры, и банкет персон на триста, и деловой завтрак в узком кругу. А закончив дела, можно прямо отсюда, не выходя на улицу, попасть в фешенебельный отель, искупаться в море (Meridien - единственная гостиница в Монако, имеющая собственный пляж) или бассейне с морской водой. Так стоит ли удивляться тому, что "кают-компания" никогда не пустует?

На минувшей неделе Le Carre оккупировал футбол. Повсюду - символика УЕФА, на дверях переговорных комнат - надписи "Пресс-служба", "Транспорт", "Секретариат", в крупнейшем зале "Атлантика" - прием по случаю присуждения премий "Золотая нога", в салоне "Адриатика" - заседание Европейской ассоциации спортивных изданий (ESM), куда наряду с другими ведущими газетами и журналами Старого Света входит "СЭ". В холлах бизнес-центра и отеля - сплошь знакомые лица. Заходишь в киоск за газетой - занимаешь очередь за сэром Бобби Чарльтоном. Поднимаешься в лифте - вместе с тобой едет Джордж Бест. В баре пьет утренний кофе генеральный секретарь УЕФА Герхард Айгнер, у подъезда ждет такси Эйсебио, а на пляже греется под средиземноморским солнцем Вячеслав Иванович Колосков...

В УЕФА очень любят по любому поводу употреблять выражение Football Family - "футбольная семья". Под первичной ячейкой общества имеются в виду все, кто так или иначе связан с европейским футболом - от воспитанников детских секций до хозяев могущественных суперклубов. Игроки, тренеры, болельщики, администраторы, массажисты, президенты, телекомментаторы, продавцы атрибутики - та еще семейка. Себя руководители УЕФА, надо полагать, видят в роли своего рода "отцов". Мудрых, заботливых, если надо - ласковых, иногда строгих, но обязательно справедливых и помышляющих только о благополучии своих отпрысков. Продолжая логическую цепочку, все происходившее на прошлой неделе в Монако можно вполне назвать родительским собранием.

БЕЗ ГАЛСТУКОВ

В европейскую футбольную семью входят и журналисты - многочисленная, разношерстная, непоседливая ватага детей из разряда способных, но трудных. То порадуют отцов сочинением на "отлично", то возьмут да нашкодят. Словом, нужен глаз да глаз - обстановка-то в семье от них зависит в немалой степени. Поэтому с журналистами отцы стараются дружить, и слава богу: оттого, что условия для пишущей, говорящей и снимающей братии на соревнованиях и прочих мероприятиях УЕФА всегда создаются отличные, выигрывают обе стороны и, что гораздо важнее, читатели и зрители. Иным российским "родителям" не грех бы поучиться.

Один из каналов доверительного общения отцов и детей - так называемая рабочая пресс-группа при УЕФА, на заседания которой приглашают представителей крупнейших футбольных изданий, в том числе и "СЭ". Собственно, заседание - термин в данном случае слишком официальный: собираются люди за столом, по-семейному, что называется, без галстуков, хотя место и время встречи оговариваются вполне протокольно, за месяц, а согласие на участие надо подтверждать письменно.

Местом на этот раз стал Le Carre, а время было назначено раннее - 7.45 утра. И не потому, что 73-летнего президента УЕФА Леннарта Юханссона мучает свойственная преклонному возрасту бессонница. Просто распорядок дня "отцов" состоит не из одних банкетов и морских ванн: два-три дня, на которые все европейское футбольное начальство съезжается в Монако, проходят по достаточно напряженному распорядку, и выкроить время, свободное от совещаний и переговоров, не так легко.

Накануне, прощаясь с нами поздно вечером после приема, где вручали европейские футбольные "оскары" за предыдущий сезон, главный редактор испанского журнала Don Balon, дуайен и душа ESM Рохелио Ренжел вздохнул: "Уж и не знаю, увидимся ли с утра. Я в такую рань завтракать не привык..."

ПОЗАВТРАКАЛИ НЕ ВСЕ

Но в назначенный час и сеньор Рохелио, и все остальные были на месте. А именно - за длинным столом, накрытым к завтраку в одном из залов бизнес-центра. Во главе, как и положено на семейной трапезе, - Юханссон, на противоположном конце - Айгнер. Генеральный секретарь в этом качестве в Монако приехал в последний раз: в конце года он уходит в отставку и передает полномочия Ларсу-Христеру Олссону Между двумя главными функционерами европейского футбола по обе стороны стола разместились десятка полтора журналистов.

Разговор начался не сразу: сначала надо подкрепиться. Сделать это удалось не всем. Хозяин стола (вот что значит опыт!) пришел раньше гостей и смог позавтракать неторопливо и с аппетитом. Те, кто явился в последний момент (увы, в их числе и мы), едва пригубили кофе: Юханссон перешел к деловой части встречи, и вилки с ножами пришлось сменить на ручки и блокноты. Что ж, сами виноваты: как говорится, кто не успел - тот опоздал.

- Мы здесь все свои, так что вопросы прошу задавать без стеснения и отвечать обещаю откровенно. Публиковать можете все, что услышите. Ну, если затронем какие-то уж очень конфиденциальные темы, может, и попросим вас что-то оставить "не для печати", - обозначил рамки разговора хозяин.

Признаться честно, ничего такого, что надлежало оставить не для печати, мы не услышали. Но и излагать беседу полностью не имеет смысла: особых откровений и сенсаций она не принесла. Поэтому остановимся лишь на некоторых темах, которые так или иначе затрагивают и наши, российские, интересы. И начнем - куда денешься от современных реалий! - с того аспекта жизни футбольной семьи, который сегодня подчас затмевает саму игру. То есть с денег.

ВОСТОК - ДЕЛО ХЛЕБНОЕ

Завтрак у Юханссона проходил за несколько часов до жеребьевки самого денежного клубного турнира - Лиги чемпионов. Незадолго до встречи в Монако УЕФА как раз закончил дележ денег, заработанных Лигой в предыдущем сезоне, и вручил нам своего рода финансовый отчет в виде таблицы, который мы приводим читателям "СЭФ". Не удивляйтесь тому, что заработки клубов не всегда соответствуют их игровым успехам: доходы между ними делятся по достаточно сложной системе, о которой чуть ниже.

- Вы уже прикинули, сколько принесет Лига чемпионов-03/04? - этот вопрос Юханссон переадресовал Айгнеру, курирующему бухгалтерские дела УЕФА.

- По нашим оценкам - 870 миллионов швейцарских франков, - ответил генеральный секретарь. Возможно, реальная сумма будет несколько больше: пока подписаны не все договоры. То, что заработаем сверх плана, поделим после сезона.

Стоит пояснить, откуда возьмутся и как будут поделены деньги, о которых говорил Айгнер. В качестве наглядного пособия нам вручили расчеты, из которых явствует, что львиная доля - 864 миллиона - должна поступить от продажи телевизионных прав и рекламы. 214,52 миллиона останется в распоряжении УЕФА, 32,774 миллиона перечислят национальным федерациям, 622,706 миллиона распределят между 32 клубами, стартующими в групповом турнире Лиги. Даже если итоговая сумма и превысит эти цифры, до прошлогоднего заработка в 814 миллионов (см.таблицу) клубам, видимо, не дотянуть.

- В целом ситуация больших опасений не внушает, - прокомментировал выкладки своих экономистов Айгнер. - Но надо признать, что деловая активность на рынке снизилась повсюду, за исключением Великобритании, а выросла только в Греции и Турции. Зато заметный всплеск интереса к европейскому футболу наблюдается в Азии, прежде всего в Японии (не зря свозили на Восток Бекхэма и компанию хозяева "Реала"! - Прим. авт.) .

- И как вы намерены на это откликнуться?

- Отчасти уже откликнулись: вы, возможно, обратили внимание на то, что у интернет-сайта УЕФА появилась версия на японском. Ведем переговоры о том, чтобы проводить с азиатами нечто по образцу Межконтинентального кубка, который, кстати, разыгрывается в Токио. Например, учредить аналогичный трофей, который оспаривали бы победители двух Лиг чемпионов - европейской и азиатской. И пусть встречаются не на нейтральной территории, а в Азии - это выгоднее.

КАК ДЕЛИТЬ ДЕНЬГИ?

Доходы от предстоящего розыгрыша Лиги чемпионов будут распределяться по схеме, схожей с прошлогодней, за исключением того, что в календаре теперь нет второго группового этапа, а есть 1/8 финала. Каждый из 32 клубов, стартующих в Лиге, для начала получает по 2,5 миллиона швейцарских франков. За каждый матч групповой стадии - по 500 тысяч плюс премиальные (победа - полмиллиона, ничья - 250 тысяч). 500 тысяч, которые "в утешение" получала команда, занявшая в группе 4-е место, отменены. Выход в 1/8 финала стоит 2,5 миллиона, в 1/4 - 3 миллиона, а в полуфинал - 4 миллиона. Победителю Лиги достанутся 10 миллионов, финалисту - 6.

Это те доходы, которые известны уже сейчас. Остальное - столько же или почти столько же - можно будет подсчитать только после того, как поступят все деньги от телекомпаний и рекламодателей. Их поделят по схеме, учитывающей как выступление клуба в Лиге-03/04, так и место, которое он занял в предыдущем национальном чемпионате. Сумма зависит и от количества клубов, которые делегирует в Лигу та или иная страна, и от того, сколько ее телекомпании заплатили УЕФА. Вот почему "Милан", обыграв в финале этого года "Ювентус", денег получил меньше туринского клуба. Италию в турнире представляли четыре команды, между которыми и была распределена доля этой страны. "Ювентусу" как обладателю скудетто-2002 досталось 40 %, а "Милану", занявшему в Серии А лишь четвертое место, - 15 %, то есть на 9 с лишним миллионов меньше. Зато в нынешнем розыгрыше красно-черные как победители предыдущего получат такую же долю, как черно-белые: по 30 %, хотя "Милан" в чемпионате Италии занял 3-е место, а "Ювентус" - 1-е.

"ТОРПЕДО" ВПЕРЕДИ ЕВРОПЫ ВСЕЙ

Но довольно о скучных денежных материях - в конце концов даже в сегодняшнем футболе есть и другие темы. Например, искусственные поля, о которых столько спорят и у нас, и в Европе. Услышанное от Юханссона должно обнадежить многих российских футболистов, уставших месить грязь в начале и конце сезона:

- Искусственный газон завоевывает все больше сторонников, и это понятно - его преимущества очевидны. Но, прежде чем принять решение о повсеместном внедрении синтетики, мы должны изучить вопрос со всех сторон. Основное опасение связано с разными возможностями клубов, а нам хотелось бы, чтобы все находились в равных условиях. Так что пока экспериментируем.

В эксперименте, как известно, участвует и московское "Торпедо", а всего таких клубов шесть. В Лужниках, австрийском Зальцбурге и шведском Эребру на синтетике официальные матчи уже проводятся, в ближайшее время к ним присоединятся голландский Алмело, турецкий Денизли и шотландский Данфермлайн. Каждому участнику пилотного проекта УЕФА выделяет субсидию в размере 195 тысяч евро, а взамен регулярно получает всю необходимую информацию от врачей, футболистов и тренеров играющих на синтетике команд. Недавно эксперты определили первые две марки газонов, отвечающие всем требованиям УЕФА: голландский Greenfields United и канадский XL Turf EF2003. Окончательное решение о проведении европейских соревнований на уровне клубов и сборных на искусственных полях должно быть принято к 2005 году.

КОГДА ЗАБЬЮТ ПОСЛЕДНИЙ ГВОЗДЬ?

Чемпионат Европы по футболу пройдет годом раньше, и на день выхода в свет этого номера "СЭФ" нам далеко не безразлично, как примет Евро-2004 Португалия. Тем более что оттуда поступают сообщения о том, что на некоторых стадионах сроки работ затягиваются.

- Мы знаем о тех проблемах, с которыми сталкиваются организаторы чемпионата Европы, - подтвердил Юханссон. - УЕФА внимательно следит за ситуацией, и мы уверены в том, что португальцы выйдут из нее с честью. Во всяком случае, энтузиазм у них огромный, и это радует.

Коллега из португальской газеты A Bola Жозе Мануэл Делгаду постарался развеять наши сомнения в более выразительной форме:

- Да что вы волнуетесь? Когда у нас в Лиссабоне проводилась Всемирная выставка, последний гвоздь забили за час до открытия - и ничего, все прошло "на ура".

- Подготовка к Евро-2004 идет полным ходом, и она не сводится только к строительству, - добавил Айгнер. - Например, мы уже вплотную работаем с португальцами над созданием действенной системы безопасности. У них большого опыта в этой области нет - проблема футбольного хулиганства Португалию, на ее счастье, пока обошла.

- Зато не обошла другие страны. Вас не пугает предстоящий 11 октября матч Турция - Англия?

- Нет, - покачал головой Юханссон. - Мы постоянно контактируем с правоохранительными органами обеих стран, они делают все, чтобы избежать инцидентов.

- Вы знаете, что организованную продажу билетов в Англии на этот матч было решено не проводить, - пояснил Айгнер. - Но никто не может поручиться, что английские болельщики не смогут приобрести их в индивидуальном порядке - например, с рук в Турции. А торговлю через Интернет вообще контролировать невозможно.

РАСИСТЫ И ЛЕГИОНЕРЫ

- Одно из наиболее отвратительных проявлений футбольного хулиганства - расизм. Тревожные сообщения о том, что некоторые футболисты подвергаются оскорблениям на расовой почве, поступают из многих стран...

- Согласен с вами, - кивнул Юханссон. - Мы не первый год ведем кампанию под лозунгом "Объединимся против расизма". На всех матчах турниров УЕФА присутствуют наши наблюдатели, они докладывают о каждом таком инциденте, и ни один сигнал, будьте уверены, не останется без последствий. Например, 11 сентября наш КДК обсудит жалобу Футбольной ассоциации Уэльса на то, что и первая, и молодежная сборные этой страны подверглись расистским нападкам во время недавних матчей в Сербии и Черногории.

- А может ли, скажем, клуб, чьи болельщики уличены в расизме, быть исключенным из Лиги чемпионов?

- Вполне могу себе представить такую ситуацию. Надеюсь, вы не имеете в виду что-то конкретное?

- Отчего же: были сообщения о подобных выходках со стороны фанатов мадридского "Реала"...

- Я такой информацией не располагаю, но если она к нам поступит по официальным каналам, без внимания не останется. И могу заверить: для нас что "Реал", что любой другой клуб абсолютно равны.

- Объектами расистских проявлений чаще всего становятся легионеры. И это не единственная проблема, связанная с огромным количеством иностранцев во многих клубах. Жалуются, например, тренеры сборных - им все труднее находить пополнение. Вас эта ситуация не тревожит?

- Конечно, хотелось бы как-то оградить интересы сборных, - согласился Айгнер. - Для этого, видимо, необходимо, чтобы в национальных чемпионатах преобладали местные игроки. Где-то есть лимит на иностранцев, где-то нет. УЕФА рычагов для того, чтобы влиять на ситуацию, не имеет. А хозяев клубов она вполне устраивает. Иных нисколько не волнует, что в форме их команды на поле выходит по одиннадцать легионеров...

УЕФА - НЕ ПОЛИЦИЯ, НО...

- Кстати, о хозяевах. В каком состоянии сейчас ваши отношения с так называемой группой G 14, куда входят европейские суперклубы?

- Пока особых перемен нет, - при этом вопросе на лицо Юханссона набежала тень. - Правда, недавно я узнал, что они вели какие-то переговоры с ФИФА. Пришлось встретиться с Зеппом Блаттером и популярно объяснить ему, что клубы все-таки входят в национальные федерации, те - в региональные, в том числе УЕФА, а уж потом идет всемирная. Наша позиция неизменна. Суперклубам необходимо понять: как бы ни доминировали они в своих чемпионатах, без других, более скромных клубов никакие соревнования невозможны.

- Как показывает пример Италии, где взбунтовалась Серия В, малые клубы находят способы противостоять сильным мира сего.

- С одной стороны, это так, - вступил в беседу Айгнер. - Но нас не радует то, что клубы стали слишком часто обращаться в обычные, нефутбольные суды. Те-то, как правило, принимают сторону своих, местных клубов и выносят решения, подчас не служащие интересам футбола.

- Скажите, а вас не волнует происхождение денег, идущих в футбол? Не так давно, например, князь Монако воспрепятствовал покупке одноименного клуба компанией, которая, как говорят, была связана с "русской мафией". Немало пересудов вызвала и деятельность господина Абрамовича...

Юханссон: Слухов ходит много, но в принципе источники средств футбольных магнатов не совсем в нашей компетенции. Это как хулиганство: на стадионах за него отвечаем мы, но за то, что происходит за пределами арен, - нет.

Айгнер: Конечно, когда кто-то куда-то вкладывает большие деньги, это не проходит незамеченным. Но предположения можно строить какие и сколько угодно. УЕФА - не правоохранительный орган и расследовать происхождение денег не может.

Юханссон: Думаю, многие вопросы поможет снять лицензирование клубов, которое вступит в силу уже со следующего сезона. Оно ведь и задумано было в связи с большими переменами, в том числе и финансового плана, произошедшими за последние годы в европейском футболе. Клуб, у которого нет стадиона, отвечающего определенным критериям, или программы развития детско-юношеского футбола, не будет допущен к соревнованиям УЕФА. То же самое относится к клубам, имеющим задолженности по трансферам или зарплате игрокам и работникам. И уж, конечно, лицензирование не пройдут те, кто не сможет представить нам финансовую отчетность, заверенную аудиторами.

- А если выяснится, что за клубом стоят, скажем так, неправедные деньги?

- Могу только повторить слова моего коллеги Айгнера: мы не правоохранительный орган. Но, разумеется, если получим информацию о каких-то противозаконных деяниях клуба или тех, кто за ним стоит, она будет передана в компетентные инстанции. Это наш долг.

Борис БОГДАНОВ, Георгий КУДИНОВ

Монако - Москва