ШАХМАТЫ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ |
Петр СВИДЛЕР: "ИГРАЛОСЬ ВЕСЕЛО"
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Красноярска |
В моем архиве есть фотография 9-летней давности. Сделана она на чемпионате России 1994 года в Элисте. На снимке - 18-летний Петя Свидлер. Был он в то время худощав, пробивающиеся усики еще не брил. Одет был Петр в потертые джинсы и малинового цвета жилеточку. Тогда этот юный петербургский книгочей и меломан выиграл свою первую золотую медаль чемпиона России и суперприз - пожалованный президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым южнокорейский автомобиль представительского класса. Роскошное средство передвижения доставило тогда много забот пешеходу Свидлеру, однако впоследствии оно счастливо трансформировалось в высокого класса музыкальную аппаратуру и энное количество компакт-дисков. Петр еще глубже погрузился в свой любимый мир чистого звука...
Годы летят. "Чистый звук" содержит теперь жесткий диск походного компьютера и измеряется он уже в мегабайтах. Как обычно, на сон грядущий - хорошая книга. На этом турнире Свидлер читал Шекли (на русском), имелась у него и некая "очень хорошая книжка на английском". На этом языке Петр говорит, как свидетельствуют эксперты, "немного лучше американских конгрессменов".
Недавно Свидлер выиграл у Петера Леко матч по так называемым "чесс-960" (960 - количество возможных начальных позиций, которые определяются с помощью жребия). Организаторы матча назвали его чемпионатом мира по шахматам-960 (другое их название - шахматы Фишера). Что же касается шахмат традиционных, то в них Петру теперь принадлежит уникальное достижение: четырежды завоевать чемпионский титул в России после 1991 года удалось только ему.
- Как вам игралось в Красноярске? - поинтересовался я у Свидлера.
- Игралось весело. Я набрал "плюс пять", прошел весь турнирный путь без поражений. В первом туре мой соперник Руслан Щербаков в известной теоретической позиции потратил много времени, сделал парочку неудачных ходов, после чего найти тактический удар мне было не очень сложно. Потом я выиграл у Валерия Попова довольно забавную партию черными - "антигрюнфельд", в котором у меня как-то удачно фигурки вышли. Тимофеева в 3-м туре я победил, подметив при подготовке, что он постоянно играет "шевенинген", из которого мне с помощью небольшого ухищрения удалось затащить его в "вариант Раузера", где у него нет никакого опыта. Затем я сыграл 10-ходовую партию с Александром Мотылевым...
- Эта 10-ходовочка, признаться, меня несколько удивила.
- После 10 ходов в известной теоретической позиции мой соперник предложил ничью. Я немного растерялся поначалу, но ведь я играл черными, а Саня хороший шахматист, и отношения у нас хорошие. А еще я подумал, что впереди у нас выходной день и из игрового ритма все равно выбьюсь. В общем, предложение принял.
- Видимо, из игрового ритма вы выбились основательно, если в 5-м туре в поединке с Яковенко упустили победу во внешне очень перспективной позиции в вашей излюбленной "испанке"...
- Да, позиция, возникшая после сложной "испанки", была выигранной. У меня была лишняя пешка в эндшпиле, в котором мне оставалось только счетная работа. Но в одном из вариантов я нарвался на этюд, спалил все время, оставив себе 15 минут. Когда Яковенко нашел ответ, я не счел возможным задумываться, так как времени оставалось совсем мало.
- Творческая неудача сильно подействовала на вас?
- Эти пол-очка мне не помешали бы по ходу турнира. Но ведь никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
- "Найти" вам удалось в схватке с вашим главным конкурентом на этом турнире Александром Морозевичем. Вы ожидали "русскую партию"?
- Да, конечно. Ее Саша в последнее время стал постоянно играть, это его репертуарный дебют. Он применял этот же вариант в партии с Леко в Дортмунде. Я собирался играть 12.b4, как в итоге и сыграл, с 12... а5 была только одна партия - так ходил Широв с Анандом. Уже идя на партию, я решил, что, если Саша сыграет, как Широв 12... а5, я пойду 13.b5, на этом моя подготовка закончилась... Дальше? Не знаю, как Саша, а я играл за доской. Пока я эту партию не анализировал, только занес после игры в компьютер все, что помнил.
- Морозевич пожертвовал фигуру и формально компенсацию получил более чем достаточную - 3 проходных пешки. Но далеко они не ушли. Жертва была обязательной?
- Вся игра черных держится на том, что я коня с "е4" вытеснить не могу. Если я его вытесню, то оценка позиции становится очевидной: "дырка" на е5, зашедшая на b6 ладья - все это перевешивает.
- В 7-м туре вам, пожалуй, единственный раз на турнире пришлось призвать на помощь все свое искусство защиты, чтобы спасти очень трудный эндшпиль в партии с Владимиром Малаховым.
- С Малаховым я зевнул "кабаний удар". После моего безобразного хода Володя подошел к доске, взглянул на меня с удивлением, сделал ответный ход. И я понял, что турнир для меня на этом может закончиться. После 20-минутного обдумывания удалось найти призрачные шансы на спасение в эндшпиле. На мое счастье, Володя в нем меня подвыпустил, и мне чудом удалось унести ноги.
- И после таких передряг в 8-м туре вы пожертвовали Сергею Волкову сначала пешку, потом ладью, и как ни в чем не бывало продолжали атаку тихими ходами!
- Ладью-то я пожертвовал от безысходности. Сыграв бодро 13.bс и 14.е6, я думал, что Сергей все это проглядел. Как потом выяснилось, он все видел, рассчитывал отбиться и остаться с лишним материалом. После 14...Лс7 я погрузился в нелегкие размышления и понял, что придется идти на экстремальные варианты. Не проверял еще на компьютере корректность жертвы, а Сергей посмотрел и на следующее утро сказал мне, что компьютер нашел фантастический ресурс, который мы оба не видели. Если бы Сергей его нашел во время партии, мне бы пришлось попрыгать на стуле. Но самое интересное, что и в этом случае у белых сохраняется перевес. Хотя концовку я немного смазал, партия получилась веселая.
- На финише турнира вы играли черными с Александром Грищуком, и играли недолго. Ожидали, что он вас так легко отпустит?
- Начало последнего тура было сдвинуто на 3 с половиной часа - на 7 утра по московскому времени или 11 по местному. В это время я здесь обычно только просыпался. Поэтому подготовиться к партии не успел. После первых ходов я понял, что меня "ждут" как раз в том месте, которое я толком не посмотрел. Предстояла длительная борьба. Хотя у белых было "получше", им надо было сделать еще много очень точных ходов. Но так как Саша тоже "сова", и ему, видимо, играть было тяжело. Вот он и предложил ничью.
- Петр, это ваша четвертая золотая медаль чемпиона России. Стандартный вопрос: какая из них самая дорогая?
- Победа всегда приятна. Но первая победа в чемпионате России, как и первые победы в составе сборной России на Всемирной шахматной олимпиаде, на чемпионате мира, - самая памятная, конечно.
- В этом году вам удалось выиграть матч у Петера Леко в шахматы Фишера. Поделитесь впечатлениями от этого вида игры.
- Для нас обоих это было достаточно принципиальное мероприятие. Я не так часто играю матчи с шахматистами уровня Леко. А Петер приехал в Майнц после Дортмунда, и было видно, что он настроен выиграть хоть что-то у кого-то.
- Правду говорят, что этот вид шахмат через несколько ходов становится вполне "нормальным"?
- Ничего подобного! В моих позициях всегда находилась какая-нибудь фигура, с которой неизвестно было что делать, и я начинал "крутиться". Но делал это, как оказалось, довольно убедительно.
- После чего вы были провозглашены чемпионом мира... Титул греет?
- Все, конечно, отлично понимают, что к этому виду шахмат надо относиться с большой долей иронии. Но я действительно получил от организаторов такую красивую штуку из оптического стекла, на которой написано - Peter Svidler - world champion. И через год мне предстоит этот свой титул защищать.
- Как утверждают многие гроссмейстеры, в том числе Гарри Каспаров, возможно, к шахматам-960 люди вынуждены будут прийти, чтобы противостоять компьютерам...
- Не знаю, пробовал ли Гарри Кимович играть с компьютером в эту игру. Поскольку у меня это была единственная возможность подготовки к матчу с Леко, я попробовал. В отличие от моего электронного соперника мне было известно, как делается рокировка. Всякий раз, когда мне ее надо было сделать, я останавливал компьютер, делал рукой рокировку, снова включал компьютер и говорил ему: "Твой ход!" Компьютер ничего не знал про рокировку, но это его не смущало. В пяти партиях я не смог сделать ни одной ничьей! Так что не знаю, будет ли людям играть с машиной в "чесс-960" легче, чем в классические шахматы. С одной стороны, у нее нет дебютной книги, с другой, она как не "зевала", так и не "зевает", а тактика возникает на доске совершенно незнакомая. Только ты собираешься развиться, как следует щелчок: шах, шах - и компьютер что-то у тебя съел. По моему ощущению, по 5 минут с ним играть просто невозможно. Ну а если поставить по два часа, чтобы проверить его позиционные понятия, то, боюсь, это превратится в проверку твоих позиционных понятий... на зевок пешки.
- Оставим эти шахматы человеку, с именем которого их ассоциируют, и вернемся к шахматам традиционным. Каковы ваши ближайшие планы?
- Буду играть за клуб мадам Оже на Кубке европейских чемпионов, затем еду в Пловдив на командный чемпионат Европы.
- А как насчет декабрьского чемпионата мира ФИДЕ по нокаут-системе?
- Скажите честно: вы на сто процентов уверены в том, что он состоится в декабре на Украине?
- После нелепейшего срыва матча Каспаров - Пономарев в Ялте я уже ни в чем не уверен.
- Вот и я пока не получу официальное доказательство того, что чемпионат будет, ничего планировать не намерен.