ФУТБОЛ |
ФЕНОМЕН |
АКИМОВ
Удивительный факт: славу за рубежом он приобрел прежде, чем широкую известность у себя на родине. И не где-нибудь это произошло, а в Париже, бывшем в ту пору, пожалуй, даже пофутбольнее, чем сейчас, когда узнали французы вкус мирового первенства.
Насчет славы я ничуть не перебарщиваю, пусть и не была она долговечной, поскольку не получила после первого нашумевшего матча продолжения, как случилось много позже с Яшиным, который превратился в символ всего отечественного футбола. Просто снимок, на котором Акимов, встав на голову, как йог, мешает знаменитому форварду алжирцу Куару продвинуться вперед, обошел в 1935 году спортивные полосы всей иностранной прессы.
Куар от изумления остолбенел, "а я схватил мяч", - вспоминал потом Анатолий Михайлович. Комический эффект в происшедшем, само собой, присутствовал. Но выделим все же храбрость: вратарь бросился в ноги атакующему, а уж затем зафиксировал отскочивший от собственной груди мяч столь эксцентричным образом.
Матч против "Рэсинга" состоялся в январе 35-го, а весной Москва, наслышанная о новогоднем подвиге Анатолия Акимова, бросилась на стадион, чтобы поскорее увидеть героя-международника в деле. И ждало ее разочарование: взволнованный всеобщим ажиотажем спартаковец пропустил легкие мячи в свои ворота.
Но "пути пройденного" никто отнять у 19-летнего Акимова теперь не мог. Да, в делегации, отправившейся в Париж и включавшей в себя "Динамо" и "Спартак", он котировался лишь четвертым по силе вратарем. Да, в "Спартаке" до зарубежной поездки считался не более чем дублером Рыжова. Никто и предположить не мог, что Акимова предпочтут знаменитым динамовским голкиперам Квасникову и Фокину. Но на чашу тренерских весов легли и недомогание, и неуверенность мэтров перед таким матчем, и великолепная форма Анатолия на последних тренировках. В итоге тренеры выбрали не имена, а фактическую готовность к бою.
Через год Акимов с успехом сыграет в матче никак не более низкого уровня, но на своем поле - с басками. И когда после четвертого по счету чемпионата СССР футбольные руководители решат, что пора вывести табели о рангах, первым номером в перечне лучших голкиперов страны назовут именно его, вратаря "Спартака", вторым - предтечу Яшина в манере играть по всей штрафной площади киевлянина Николая Трусевича, а третьим - загадочного Владислава Жмелькова, тоже из "Спартака".
Интересно, что образ границы в песенке из вышедшей в то же самое время кинокомедии "Вратарь" скоро пройдет через судьбы всех троих. В 38-м "Динамо" - как клуб, имеющий самое непосредственное отношение к пограничным войскам, - заберет к себе голкипера № 1 Акимова. Не очень внятного в соблюдении спортивного режима Жмелькова ЦДКА заставит служить в Забайкалье, откуда прославившийся за полтора сезона Владислав уйдет на фронт. А Трусевич, человек из двух мифов - спортивного и политического, - станет жертвой из-за того, что немцы перешли нашу границу, как нас уверяли, неожиданно...
С тем, что Жмельков поставлен в списке третьим, многие тогда не соглашались - настолько велика была популярность нового спартаковца. Николай Петрович Старостин пишет, что, мол, Владислав отразил 11 пенальти подряд. Однако статистика подсчитывает иначе. За два сезона (между прочим, второй из них, 1939 года, стал в карьере Жмелькова, несомненно, наиболее удачным: он был признан лучшим спортсменом страны, опередив шахматиста Михаила Ботвинника и боксера Николая Королева) в ворота, которые защищал этот голкипер, до сих пор превозносимый свидетелями его игр, было назначено всего 7 одиннадцатиметровых.
Ничуть не умаляя выдающихся заслуг Владислава Николаевича, замечу, что утвердился он в составе "Спартака", когда Акимов играл за "Динамо". Когда же в следующем сезоне спартаковцам удалось вернуть Анатолия, то стояли они в воротах по очереди.
Видел ли я воочию Владислава Жмелькова? Считаю, что нет. Хотя хорошо помню матч 1951 года, когда он, уже будучи вратарем тбилисского "Спартака", пропустил от московских одноклубников 4 гола. Это была лишь тень прежнего блистательного вратаря.
...Акимов не стал бороться за место с очень талантливым и всего тремя годами моложе его Алексеем Леонтьевым - и ушел в "Торпедо", а вернувшийся с фронта и не изменивший отношения к спортивному режиму Жмельков снова пришел в "Спартак", попытался составить Леонтьеву конкуренцию и даже сыграл с ним в сезоне 46-го почти одинаковое количество матчей. Но такого рода соперничество на миф больше не работало - и если не разрушало этот миф, то отделяло, отдаляло Владислава Николаевича от сложенной о нем легенды.
Иное дело - Акимов. Я видел его и в "Торпедо", и в команде ВВС, откуда он снова вернулся под автозаводское крыло. И видел, естественно, множество мячей, им пропущенных. Знатоки хвалили его за выбор позиции, но стоял он, вероятно, все же послабее, чем когда выступал за "Спартак" или "Динамо". Тем не менее Анатолий Михайлович оставался в образе, покоряя публику манерой держаться в синеполосатой тогда раме ворот. И не случайно наш знаменитый музыкант Алексей Козлов, вспоминая, как они во дворе играли не только в футбол, но и в футболистов, утверждает, что он всегда изображал Акимова.
И ведь никто не скажет, что спортивная сторона страдала, если по итогам сезона 1948 года 33-летний Анатолий Акимов снова стоял первым в списке лучших вратарей страны. Выше Хомича и Никанорова. Выше Леонтьева, заметьте, и, наконец, Леонида Иванова из "Зенита", постепенно входившего в легенду.
Александр НИЛИН