Газета Спорт-Экспресс № 218 (3305) от 30 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 сентября 2003 | Футбол - Италия

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Андрей ШЕВЧЕНКО

В ИТАЛИИ О СУДЬЯХ МОЛЧАТЬ НЕ ПРИНЯТО

Сказать, что футбол в Италии больше, чем футбол, - значит, ничего не сказать. Футбол на Апеннинах - религия. Кумирам, словно богам, поклоняются миллионы. И миллионы хотят знать о своих кумирах буквально все. Особенно о том, что касается их жизни за пределами футбольного поля. В этом им помогают сотни, тысячи журналистов, которые выступают в своеобразной роли посредников.

Мое первое знакомство с людьми, пишущими и рассказывающими о моем любимом виде спорта, происходило в киевском "Динамо". В ту пору я был молодым человеком и в основном присматривался к тому, как ведут себя с репортерами наши ведущие игроки. Правда, в ту пору с прессой общались куда меньше в сравнении с тем, что я наблюдаю на Украине в последние пять лет. По-моему, приблизительно такая же картина наблюдается и в России.

Что же касается Италии, то здесь, кажется, испокон веков люди с блокнотами, авторучками и диктофонами осаждают футболистов и тренеров. Ранним утром и поздним вечером. До игры и после. Летом и зимой. Весной и осенью.

Легендарный канадский хоккеист Бобби Халл однажды признался, что пресса может вознести игрока до небес, а может и развенчать его. Но как бы то ни было, для Халла любой хоккейный матч состоял из четырех периодов - в заключительном он всегда, независимо от результата, готов был ответить на вопросы вездесущих репортеров.

Я прежде вел себя по отношению к журналистам абсолютно так же. Но со временем обратил внимание: часть из них выполняет работу машинально, не вкладывая в нее душу и, что самое обидное, не уважая собеседников, то бишь героев будущих интервью и репортажей. С такими людьми стараюсь избегать встреч, и никто - ни президент клуба, ни тренер, ни пресс-атташе - не вправе обязать меня разговаривать с журналистом, если я этого не хочу сам. С другой стороны, никто не в состоянии запретить мне давать интервью, если у меня есть на это желание.

Недавно прочитал высказывания на эту тему знаменитого гольфиста Тайгера Вудса - мне, кстати, нравится этот вид спорта, и я посвящаю ему часть свободного времени. Так вот: он, и только он решает, с кем ему разговаривать, а с кем нет. Как видите, наши точки зрения совпадают.

Есть у меня и друзья среди журналистов. Всегда вхожу в их положение и порой беседую с ними даже в дни ответственных матчей. Естественно, я им полностью доверяю и не прошу показывать или зачитывать готовые материалы. В остальных случаях предпочитаю визировать будущие публикации и иной раз вношу в них серьезные коррективы.

В итальянском футболе существует такое понятие: "Силенцио Стампа". В переводе на русский - обет молчания, который дает команда на тот или иной срок. Происходит это в исключительных случаях по инициативе руководства клуба. На моей памяти в "Милане" подобная процедура была объявлена лишь однажды и длилась недолго.

Все же остальное время футболисты говорят, когда хотят и о чем хотят. В том числе о судьях, соперниках и, конечно же, об одноклубниках. Нередко на нашу базу в Миланелло приезжает целая группа журналистов, а тот или иной игрок устраивает пресс-конференцию. Буквально несколько часов назад репортеры были моими гостями. Они поздравили меня с днем рождения, а потом засыпали вопросами на самые разные темы. И ни один из них я не оставил без ответа. Не случайно под занавес пресс-конференции один из журналистов заметил: "Шева, вы действительно сейчас в отличной спортивной форме!"