Газета Спорт-Экспресс № 254 (3341) от 13 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 ноября 2003 | Футбол - Франция

ФУТБОЛ

Никого в футбольном мире не оставила равнодушным покупка российским гражданином Романом Абрамовичем английского "Челси". А вот о том, что в этом году "русским" едва не стал другой видный европейский клуб, "Монако", почти никто не знает.

ПОЧЕМУ ВО ФРАНЦИИ ЗАВИДУЮТ ЧУТЬ-ЧУТЬ РУССКОМУ "МОНАКО"?

ТРУДНАЯ СЛАВЯНСКАЯ ФАМИЛИЯ

Между тем речь идет о лидере первенства Франции. О команде, успешно выступающей и в Лиге чемпионов - чего одна победа над "Депортиво" с фантастическим счетом 8:3 стоит! Но, хотя сделка сорвалась, о чем чуть ниже, "Монако", как имел, так по-прежнему и имеет отношение к России.

Его титульным спонсором является компания Fedcominvest, президент-основатель которой Алексей Федорычев - российский гражданин. Присмотритесь при случае к футболкам игроков "Монако". На них большими буквами, как недавно на футболках "Динамо", выведено - Fedcom.

Что это за компания? В ее московском представительстве сообщили, что занимается она производством, а также продажей минеральных удобрений и серы. Зарегистрирована в Монако, причем с 1996 года, а это означает, что Федорычев сразу же обратился к дорогому его сердцу футболу. Помимо российской столицы, располагает офисами в Киеве, Мариуполе, Астрахани. И это не случайно. На Украине производят удобрения, а серу добывают в районе города в дельте Волги. Продукция экспортируется в государства СНГ, Тунис, Турцию. Заодно мне уточнили фамилию президента компании, которую французские СМИ коверкают на разные лады: звук "ы" французам дается с превеликим трудом, да и с некоторыми шипящими у них проблемы.

Примечательно, что интересу со стороны "СЭ" в представительстве не удивились: "О компании в последнее время как раз и пишут в связи с футболом и якобы незаконными операциями. Между тем расследование никаких нарушений не обнаружило, а спонсируемая нами команда играет хорошо".

ВЕСКОЕ КНЯЖЕСКОЕ СЛОВО

В позапрошлом сезоне "Монако" оказался в глубоком финансовом кризисе. После завоевания в 2000 году чемпионского титула команде два сезона подряд не удавалось пробиться в еврокубки (она финишировала во французском чемпионате соответственно на 11-ми 15-м местах). Между тем фонд заработной платы в клубе был колоссален - порядка 3 миллионов евро в месяц. Игрокам выплачивались также астрономические подъемные. Наконец, чрезмерными были текущие траты - сказывалась привычка клубного руководства не слишком заботиться об экономии средств. А на мировом футбольном рынке между тем грянул спад.

В октябре прошлого года президент Жан-Луи Кампора публично признал, что в сезоне-2001/02 "Монако" свел бюджет с дефицитом в 15 миллионов евро. После того как в конце ноября клубную бухгалтерию проверила финансовая инспекция французской лиги, официально называлась уже задолженность в сумме 53 миллиона. Кампора лихорадочно искал спасителей. Тогда-то компания Fedcominvest, отстегивавшая по 2,5 миллиона евро в год за размещение своего названия на футболках, и выразила готовность приобрести за 51 миллион евро контрольный пакет клубных акций, что позволило бы в основном погасить бюджетный дефицит. В случае выхода клуба в Лигу чемпионов, который в итоге и произошел, Fedcominvest обязалась пополнить бюджет еще на 50 миллионов. Кроме того, она продлила на два года контракт о спонсорстве. 10 декабря стороны подписали соглашение о намерениях.

Все, казалось, было на мази, да князь Монако Ренье III наложил на сделку вето. Сделал он это в тот же день, когда влиятельная парижская газета le Monde опубликовала документ французского главного управления общей разведки, в котором Fedcominvest характеризовалась как "легальная витрина организованной преступности из Восточной Европы". Согласно газете, некий следователь также заявил, что "спонсорство, происходящее из славянских государств, часто продиктовано меркантильными интересами, оно все более вторгается в сферу футбола ввиду крутящихся в нем крупных средств, возможностями для отмывания денег и приобретения известности".

СЛЕДСТВИЕ ЗАКОНЧЕНО - ЗАБУДЬТЕ

Оставим в стороне понятие "отмывание денег". В остальном же перечисленное ничего предосудительного не содержит. Спонсоры - и французы не исключение - так или иначе рассчитывают на отдачу - в виде рекламы, налоговых льгот, славы, наконец, и футбол в этом смысле действительно привлекателен.

Глупо утверждать, что российский бизнес белый и пушистый. Стремительно сколоченные нашими толстосумами астрономические состояния, безусловно, вызывают подозрения (в Англии по отношению к г-ну Абрамовичу они тоже есть). Но в России были созданы условия для быстрого обогащения, в том числе и за счет злоупотреблений. Чтобы клеймить сегодня кого-либо, нужны доказательства нарушений, выискивать которые призваны специально обученные люди.

По указанию прокуратуры Монако, полиция княжества и его служба контроля за финансовыми потоками - SICCFIN - провели расследование деятельности Fedcominvest. Продолжалось оно более полугода. Следствие запросило интересующие его сведения в нескольких государствах. В итоге никаких нарушений законности со стороны ни компании, ни ее главы выявлено не было.

В связи с этим Алексей Федорычев выступил с заявлением, в котором отметил: "Я счастлив, что полемика вокруг компании завершилась. Дело нанесло ей ущерб, но это никоим образом не скажется на моей поддержке клуба "Монако" и любви к футболу. Буду сотрудничать с клубом столь долго, сколько пожелают его руководители. Готов оказать ему помощь в осуществлении новых проектов, в частности, в развитии центра подготовки для самых юных футболистов".

Несмотря на проблемы, "Монако" финишировал в прошлом чемпионате вторым, а также выиграл Кубок лиги. И это благодаря сплотившимся в трудное время футболистам, от имени которых капитан команды Людовик Жюли заявил на страницах France Football: "Мы готовы играть и бесплатно". Не все время, конечно, но, скажем, пару месяцев.

Однако финансовый кризис далеко не разрешен. В июне клуб с трудом избежал перевода в низший дивизион по причине банкротства. Вмешался принц Альбер, мобилизовавший группу местных инвесторов, которые внесли в клубную кассу 29 миллионов евро. Такова по крайней мере официальная трактовка событий - прямые финансовые вливания со стороны княжеского дома запрещены законодательством Монако. Клуб пошел на сокращение зарплат. Приобретать новых игроков он вправе только с согласия лиги. Тем не менее, по оценке нового президента Пьера Свара, пришедшего на смену Кампора, без новых серьезных инвесторов и распродажи футболистов на преодоление кризиса уйдет три-четыре года.

БЕЗНАЛОГОВЫЙ РАЙ

Не исключено, что заварушка вокруг Fedcominvest каким-то боком касается личности экс-президента Кампора. Ведь он заключил с компанией предварительное соглашение в те дни, когда готовился к перевыборам на пост председателя национального совета - однопалатного парламента Монако. Между тем говорят, что у этого господина натянутые отношения с высокопоставленным болельщиком принцем Альбером. В начале февраля Кампора выборы проиграл, а в конце сезона покинул и кресло руководителя клуба, и административный совет французской ПФЛ, членом которого был с 1978 года.

И вот теперь во Франции развернулась бурная дискуссия о том, что "Монако" пользуется финансовыми привилегиями и что с этим надо как-то бороться. Год назад на данный счет возмущался президент "Марселя" Кристоф Буше. Но тогда Кампора - именно так считает сам Буше - сумел за счет многолетних связей разгоравшееся пламя погасить. Ветеран со сцены ушел - и в схватку ввязалась целая группа президентов. Главным образом тех, чьи клубы ("Марсель", "Лион", "Бордо") конкурируют с "Монако" за высокие места.

В основе претензий - уникальная для футбола ситуация. Ведь, примкнув к Французской федерации футбола еще в 1924 году, считаясь французским, представляя Францию на европейской арене, клуб "Монако" базируется в другом государстве. Пусть карликовом, но суверенном. Со своим законодательством, в том числе налоговым. Есть, правда, и другой пример - Андорра. Ее клуб участвует в чемпионате Испании, но в очень глубинном любительском дивизионе. Клубы из Уэльса в чемпионате Англии тоже не в лидерах. Да и в целом это иная история: разные футбольные ассоциации, однако государство-то одно - Великобритания.

В Монако иностранцы освобождены от всех налогов, кроме не слишком обременительного налога на права наследования. Потому там любят устраиваться всякого рода высокооплачиваемые звезды: теннисисты, пилоты "Формулы-1". Что касается французских граждан, то они, согласно двусторонней межгосударственной конвенции от 1963 года, платят налоги на родине, за исключением тех, кто поселился в Монако до 1957 года. Правда, французы, обладающие видом на жительство в княжестве, освобождаются от налога на недвижимость, если она находится на его территории.

Таким образом, в Монако сложилась выгодная ситуация как для иностранных футболистов (при условии, конечно, местожительства в нем), так и для тамошнего клуба. По подсчетам L'Equipe, в случае если зарплата легионера составляет 1 миллион евро "чистыми", то клубу "Монако" она обходится в 1,5 миллиона. В аналогичном случае любой другой клуб чемпионата Франции несет расходы в сумме 4,1 миллиона евро.

ЗА РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Пресса оценивает выгоду, извлекаемую "Монако" вследствие специфичности своего положения, в 12 миллионов евро. Некоторые клубные президенты заявляют, что она выше - 20, а то и 30 миллионов. Вот и ропщут они, ратуют за уравнивание стартовых позиций.

У "Монако" ответные аргументы: в княжестве свои законы, клуб их соблюдает, под футбол их никто не подстраивал, и никто не собирается их менять, потому что они не нравятся группе футбольных президентов. С другой стороны, у особого положения есть не только плюсы, но и минусы. Матчи "Монако" посещают от 4 до 10 тысяч человек, и, как ни крути, увеличить аудиторию нельзя - по той простой причине, что более внушительного болельщицкого потенциала в крошечном княжестве нет и быть не может. "Марсель" от реализации билетов извлекает примерно в шесть раз большую прибыль, и если уравнивать шансы, облагая "Монако" неким налогом (такое предложение существует), то надо и билетную выручку делить.

Оппонентов "Монако" раздражает то обстоятельство, что, играя в еврокубках, он как бы отнимает деньги у французских клубов. Потому настойчиво предлагается добиваться у УЕФА дополнительного места для Франции в этих турнирах в том случае, если в Европу пробивается клуб из княжества. "Монако - отдельное государство, располагающее собственным Олимпийским комитетом, спортивными федерациями. Почему его представитель проходит по французской квоте?" - возмущается Буше.

На это следует возражение: "Монако" многое сделал для того, чтобы у Франции был в еврокубках высокий рейтинг. А если теоретически вообразить ситуацию, что клуб уйдет в чемпионат Италии, потому что ему, собственно, больше некуда деваться? В этом случае набранные им рейтинговые очки перейдут к другой стране?

ТАКАЯ УДАЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОШИБКА

Впрочем, об изгнании "Монако" не заводит речи никто. Включая Буше, считающего включение этого клуба во французский чемпионат исторической ошибкой, которую, увы, исправлять поздно. Все признают, что "Монако" внес весомый вклад в развитие футбола Франции. Это один из ее самых титулованных клубов: семикратный чемпион, пятикратный обладатель Кубка страны, победитель Кубка лиги-2003. Он принимал участие еще во втором профессиональном первенстве Франции, хотя и во втором дивизионе. Было это в сезоне-33/34. Потом взял перерыв до 1948 года, когда "Монако" вновь ввели в D-2. Спустя пять лет он дебютировал в классе сильнейших и в следующие полвека провел во второй лиге только четыре сезона (в 70-е годы). Клуб - финалист Кубка кубков-92, еще четыре раза он добирался до полуфиналов евротурниров, в том числе дважды - Лиги чемпионов (все в 90-е годы). Он подготовил многих известных футболистов. Среди них - чемпионы мира и Европы Эмманюэль Пети, Лилиан Тюрам, Тьерри Анри и Давид Трезеге. В общей сложности за сборную Франции выступали 53 его игрока.

Пока в разгаре обсуждение, в ходе которого выражаются разные точки зрения, вносятся предложения. Президент "Ланса" Жерве Мартель, например, заявил, что надо не "Монако" карать, а принять во Франции ту же, что в княжестве, систему в отношении иностранных игроков. В этом случае французский клубный футбол в целом стал бы более конкурентоспособным. В свою очередь, президент "Лиона" Жан-Мишель Олас, расценивающий шансы на получение от УЕФА дополнительной путевки в еврокубки как 1:10 000, предлагает обязать "Монако" тратить на покупку французских футболистов эквивалент суммы, которую клуб выгадывает на налоговых поблажках. Или пусть клубный спонсор вкладывает в организацию Кубка французской лиги, призовой фонд которого никак не удается увеличить, хотя бы такие же средства, какие он предоставляет "Монако".

Что примечательно, г-на Оласа вовсе не смущает, что этот спонсор - Fedcominvest.

Александр ПРОСВЕТОВ