Газета Спорт-Экспресс № 254 (3341) от 13 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 ноября 2003 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КАСПАРОВ - XЗD FRITZ

В ПЕРВОЙ ПАРТИИ КОМПЬЮТЕР НАДЕРЗИЛ ЧЕЛОВЕКУ, И ЭТО СОШЛО ЕГО ПРОЦЕССОРАМ С РУК

Итак, началось! Новое противостояние живой и неживой материи - Человека и Машины. Это соперничество началось не вчера. Но никогда раньше человек не был так близок к тому, чтобы признать свою несостоятельность в умении решать сложные логические задачи в модели, известной под названием шахматы.

Над игрой королей нависла угроза калькуляторного перебора. Фу ты, мерзость какая!

А как же фантазия, а как же интуиция, то и дело спрашивают обеспокоенно меня мои коллеги.

А вот супергроссмейстеры уже не спрашивают. Они - на последнем рубеже. Последние два матча, которые предшествовали этому поединку Каспарова в Нью-Йорке, не принесли особого удовлетворения Человеку. Матч Крамника с "Дип Фритцем" в Бахрейне завершился вничью. Так же закончился матч Гарри с "Дип Джуниором" в начале года в том же Нью-Йорке.

И вот - новый раунд. Упомянем призовой фонд. В случае победы Каспаров получит 200 тысяч долларов, в противном случае - 150 тысяч, а при ничьей - 175 тысяч.

Первая партия протекала на редкость увлекательно. Человек играл здорово! А компьютер?

Если бы напротив Каспарова сидел человек, я бы мог употребить слова "нахально", "дерзко", "бесстрашно"... Но напротив сильнейшего игрока Земли стоял монитор, в который Гарри приходилось тщательно всматриваться в своих немного страшненьких и тесненьких очках, чтобы чего-нибудь ненароком не "зевнуть".

После игры я позвонил своему старому приятелю Михаилу Ходарковскому, международному мастеру, который больше 10 лет живет в Америке, многие годы входит в команду Каспарова и был его помощником на всех значительных матчах последнего десятилетия, в том числе и во время обоих поединков Гарри с суперкомпьютером "Дип Блю". Михаил - исполнительный директор Фонда Каспарова, который занимается развитием шахмат в школах США. Мы с Ходарковским знакомы со времен чемпионата СССР-79 в Минске, где он представлял одну из газет Одессы. Я прошу его рассказать, где и как проходит матч.

- Матч "Каспаров - X3D Fritz" проходит в New York City Athletic Club. Это знаменитый частный спортивный клуб Нью-Йорка с богатыми традициями в самом центре Манхэттена рядом с Центральным парком и "Карнеги-холлом". Очень известное и очень престижное место. Здание, где матч проводится, - не слишком большой по нью-йоркским меркам небоскреб, в котором на 2-м этаже расположен Музей олимпийской славы США. Здесь же проходил в январе этого года матч Каспарова с "Дип Джуниором". Причем не только на тех же этажах, но и в тех же залах. Отличие заключается в том, что Каспаров играет без традиционной шахматной доски и фигур. Он сидит в комнате перед монитором в специальных трехмерных очках. Как вы уже знаете, команды компьютеру Гарри подает голосом. Здесь же находится на всякий случай оператор, который может вмешаться, если вдруг случится по какой-то причине сбой и компьютер не распознает голос Гарри. Но в 1-й партии все прошло с технической стороны гладко.

- Михаил, вы пробовали играть в этих очках? Это очень трудно?

- Я надевал, когда Гарри тренировался накануне матча... Надо сказать, что у меня глаза сильно уставали, даже когда я просто пялился на экран.

- А Гарри может снимать очки, когда компьютер думает над ходом?

- Да, он временами снимает, но вот ведь какая штука... Когда снимешь очки, экран монитора перед тобой совершенно пуст!

- И надо или играть вслепую, или вновь надевать очки, от которых устают голова и глаза?

- Фактически половину партии Гарри играет, глядя на эту виртуальную доску, а половину вслепую.

- Михаил, прежде чем говорить о шахматной составляющей первого поединка, расскажите о том, как Америка воспринимает этот экзотический для себя вид спорта, несколько отличающийся от бейсбола, баскетбола и бокса.

- Здесь очень большой энтузиазм вызывает соперничество Человека с Машиной. Каждый новый матч сопровождается большим интересом. Я сейчас возвращался поздно вечером (разговор с Ходарковским происходил, когда в США была почти полночь. - Ю.В.) из Манхэттена к себе в Нью-Джерси, и по радио в новостях передавали результат партии и рассказывали о том, как она проходила. То есть матч Каспарова с X3D Fritz - новость № 1 в Нью-Йорке.

- Много публики было в зале во время первой партии?

- Человек двести. Но надо учитывать, что матч начинается, с точки зрения работающих людей, не очень удобно - в час дня по местному времени, однако в солидных офисах есть телевизоры. И как мне уже говорили американцы, которые мне звонили после партии, они наблюдали за игрой во время обеденного перерыва, да и во время работы так же ведь можно бросить взгляд на экран...

- Не часто американское телевидение транслирует в прямом эфире многочасовые шахматные партии.

- "Не часто" - сказано слишком мягко. Впервые - и это подлинная сенсация - крупнейший американский спортивный канал ESPN ведет прямую трансляцию всей партии на Америку.

- Это очень крупный канал?

- Я думаю, крупнейший в мире. И уж в США - совершенно точно. Для примера: ESPN принадлежат эксклюзивные права на трансляцию матчей европейской Лиги чемпионов по футболу.

- То есть налицо революционный прорыв шахмат на большой американский телеэкран, как мне говорил Каспаров?

- Не только американский. ESPN вещает на весь мир. Это очень важный шаг. Невиданный. Уникальный. Абсолютная сенсация.

- Кто комментирует партию для публики и для телезрителей?

- Официально на матче три комментатора: гроссмейстеры Ясер Сейраван и Морис Эшли, а также известный журналист из отдела науки "Нью-Йорк тайме" Пол Хофман. Он в шахматах разбирается, наверное, на уровне 2 - 1-го разрядов, но был № 1 среди выпускников Гарвардского университета по классу физики, является автором ряда популярных книг по науке.

- На открытии матча был кто-то из представителей городской администрации?

- Не знаю, как это сказать по-русски. Вот был человек, которого можно назвать "председателем спорткомитета" Нью-Йорка (после этих слов Михаил долго и заразительно смеется. - Ю.В.) .

- Вы помогали Каспарову во время обоих матчей с "Дип Блю", с "Дип Джуниором" в начале года. Как, вам показалось, Гарри воспринимает эту новую ситуацию: виртуальная доска, очки, последняя модель "Фритца"?..

- К этому надо привыкать. Могу только так пока сказать, тем не менее, несмотря на все эти безусловные трудности, Гарри играл 1-ю партию очень смело, и она получилась очень острой и захватывающей, держала в напряжении и зал, и всех, кто за ней наблюдал в прямом эфире.

- Не забывайте и то, что партия транслировалась в прямом эфире по Интернету. Я, например, не спал, смотрел за ней ход за ходом. Причем читал и комментарии в нью-йоркской студии компании X3D гроссмейстеров Льва Альбурта, Мориса Эшли, Ясера Сейравана, француза Жоэля Лотье, австралийца Иана Роджерса, а в России - Сергея Шилова (WCR) и Константина Сакаева (Ruschess.com). Думаю, за этой партией наблюдали несколько миллионов человек - только по Интернету. С ESPN, конечно, гораздо больше. Все комментаторы сходятся во мнении, что Гарри имел большой перевес и, скорее всего, упустил победу... Что думаете о ключевых моментах партии?

- Я бы сейчас не хотел на этом заострять внимание. Это может повториться и в 3-й партии.

- Думаете, разработчики "Фритца-8" могут прочесть "СЭ"?

- Мы с вами находимся в виртуальном пространстве. То, что где-то опубликовано, становится сразу же известно по всему свету.

- Но все же, каковы ваши впечатления от 1-й партии?

- Программа очень сильная, она играет в привычной для себя ситуации. Тогда как у Гарри было всего три дня на привыкание к новым условиям. Думаю, будут вноситься какие-то коррективы по ходу матча. Я считаю, очень важно, что у Гарри будут два выходных дня между 2-й и 3-й партиями. Кстати, в одной из них первый ход будет делать "Мисс Нью-Йорк"-2003 Кэти Хорн.

- Михаил, в принципе у меня есть гроссмейстерские комментарии к 1-й партии, и большого секрета вы не откроете - все новинки уже установлены, и все они уже упомянуты. Как говорят специалисты, Каспаров получил позицию, которую ни один гроссмейстер мира против него бы не спас.

- Это уже прописные истины. В том-то и опасность игры с компьютером, что, когда человек допускает малейшую оплошность, машина мгновенно его наказывает. В начале года Гарри играл с "Дип Джуниором" и выпустил победу в выигранной позиции во 2-й партии, а потом "зевнул" в 3-й партии и проиграл совершенно ничейную позицию. Возможно, вместо 32.Л:е4 под конец надо было сыграть 32.Лd2. Отдавать пешку а2, скорее всего, не следовало, белый король сразу же оказался в матовой сетке: поля b1 не стало и поле с2 - опасное... та оплошность стоила дорого... В данном случае это стоило пол-очка.

- Как расходовали время соперники?

- Компьютер играл, как обычно, очень быстро. Каспарову в дебюте тоже не потребовалось много времени. Гарри долго анализировал ход компьютера 8...с5.

- Ход напрашивающийся, вообще-то... А вот манипуляции с ферзем "железного гроссмейстера" вызывали мистический ужас: ну ничего не боится, под связки ставил свою "башню" постоянно!

- В этом отличие человека и машины. Человек боится делать подобные ходы, а компьютер все просчитывает и не боится - ничего и никогда!

- Если бы Каспарову удалось разменять ферзей в позиции, где он выиграл качество, то шансы на победу у него сразу же возрастали бы?

- Безусловно! Но программисты давно уже внесли в программы одно хитрое условие: ферзей не менять без крайней необходимости. Потому что с ферзями на доске у человека больше шансов пропустить какой-нибудь тактический УДар.

- Общее впечатление: компьютер играл хорошо?

- Общее впечатление: Каспаров играл хорошо! Но допустив небольшие чисто человеческие погрешности, дал соскочить компьютеру на ничью.

- Что сказал Гарри после партии?

- Я принимал участие в ее анализе с Гарри, его секундантами гроссмейстерами Юрием Дохояном и Михаилом Кобалия. Но без особого разрешения Гарри не могу ничего разглашать. В следующий раз он, возможно, специально для "СЭ" разрешит что-то сказать.

- Хорошо. Подождем 2-й партии, посмотрим, как компьютер играет белыми...

А вот мнение Константина Сакаева, который комментирует партии на принадлежащем питерской фирме "Шахком" сайте mschess.соm. Я позвонил ему в Питер сразу после окончания 1-й партии. Сакаев - сильный гроссмейстер, был чемпионом страны, неоднократно защищал цвета национальной команды на ответственных соревнованиях. Он не является помощником Каспарова, зато был не раз помощником Владимира Крамника:

- Произошло то, что я в принципе ожидал. И до начала матча было понятно, что Каспарову придется очень непросто. Я не совсем согласен с букмекерами, которые отдают предпочтение Каспарову.

- И большое предпочтение?

- Приличное. Но я сам поставил на ничью и на победу компьютера. И не потому, что я неуважительно отношусь к Каспарову. Скорее, наоборот, считаю его безусловно лучшим шахматистом мира. Но просто с компьютером все его лучшие качества начинают работать против него. У Каспарова был большой позиционный перевес, достигнутый благодаря простой и сильной человеческой игре. "Фритц" в дебюте сделал 2-3, мягко говоря, сомнительных хода (и 11...Фf6, и взятие конем на f2). Но Каспаров в итоге получил такой тип позиции, который, несмотря на большой позиционный перевес, человеку - против компьютера - играть очень тяжело. Если бы черными против Каспарова играл любой, даже самый сильный гроссмейстер, он бы, конечно, не спасся. Спасти такую позицию против Каспарова невозможно! Любой бы "поднял лапки"... а "Фритц" не сделал каких-то особо умных ходов, спокойно свел дело к ничьей, и к концу партии поволноваться можно было скорее за позицию белых, чем за позицию черных... В конце ликуют уже белые, черные могли и не давать вечный шах.

- Ошибки, допущенные Каспаровым в позиции, где у него было лишнее качество, но не было конкретного плана усиления, невозможно было не допустить. Это чисто человеческие ошибки. И мне кажется, они неизбежны.

- Как, на ваш взгляд, "Фритц" играл сильнее "Дип Джуниора"?

- Пока рано делать какие-то серьезные выводы. Надо посмотреть, как он будет играть белыми. В первой партии "Фритц" попал на тот же трюк, что и "Дип Джуниор". Гарри уже отмечал в своих интервью, что компьютеры неадекватно реагируют на раннее движение пешки "g". И хотя вариант теоретический, эта особенность опять сказалась. В дебюте "Фритц" был сломлен. Но Каспарову не хватило мощи, чтобы сломить сопротивление "железяки"...

Но начало исключительно интригующее. Очень важно, как будет развиваться партия, в которой компьютер будет иметь белые фигуры.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Текст 1-й партии см. в PDF