БОКС |
У РИНГА С Александром БЕЛЕНЬКИМ |
КУБА НА СЛАДКОЕ
Никогда не забуду финальный турнир московской Олимпиады 1980 года по боксу, в который вышли 8 кубинцев и 7 наших. Не забуду и его результат: 6 золотых медалей у Кубы и одна у СССР. Помню и свое тогдашнее ощущение, что при таких друзьях, как кубинцы, враги не нужны.
Это было не начало и не конец нашего соперничества с Кубой, а только один из его эпизодов. Возможно, самый болезненный для нашего национального боксерского самолюбия. Потом кубинцы, блистая на чемпионатах мира, пропустили две Олимпиады, 1984 года в Лос-Анджелесе вместе со всеми странами еще казавшегося тогда вечно живым Варшавского договора, и 1988 года в Сеуле - уже самостоятельно. А в 1992 году они выиграли 7 золотых медалей. Казалось, этому не будет конца.
И все же конец тотальной кубинской гегемонии наступил уже в начале нового века. Да, кубинцев иногда "прижимали" судьи, но все же безоговорочного их преимущества больше не было, что наглядно показал чемпионат мира этого года в Таиланде, на котором Россия вышла на первое командное место. Подтянулись и другие команды, показавшие, что больше в мальчиках для битья отсиживаться не собираются.
В этой связи я с огромным нетерпением ждал турнира юниорских сборных Кубы, который состоялся в ДС "Крылья Советов" на прошлой неделе. И не только я. Ажиотаж вокруг него был невероятный. Перед входом в ДС стояла огромная толпа, и я чуть не опоздал на свое комментаторское место, потому что меня в числе многих других желающих попасть просто не пускали, а я и человек, который должен был вынести мне пропуск, потеряли друг друга в толпе. Наконец все устаканилось. И началось!
Бои шли кость в кость. Битком набитый зал заводился с каждой минутой все больше и больше, и ни я, ни 3-кратный чемпион Европы, а ныне вице-президент Федерации любительского бокса России Виктор Рыбаков, комментировавшие этот матч, не слышали из-за шума вокруг команд из центра и лишь догадывались, чего от нас хотят. Как потом выяснилось, догадывались правильно. Наверно, потому что сами хотели того же самого.
Семь боев в весовых категориях от 69 до 91 кг пролетели стрелой, так что зрители выглядели даже несколько растерянными, когда все закончилось, и явно жаждали "продолжения банкета". Победную точку в матче поставил Давид Аршба (91 кг), так измотавший за один раунд своего соперника, что угол кубинца капитулировал после первого раунда. А до этого свои бои выиграли Давид Арустамян (69 кг), Игорь Михалкин (81 кг) и Максим Балацир (91 кг). Проиграли Дмитрий Чудинов (75 кг) и Эмин Панян (81 кг). Хотя "проиграли" - здесь не совсем точное слово, правильнее будет - уступили, причем совсем немного и далеко не бесспорно. Наконец, бой Степана Осипова (75 кг) завершился парадоксальной ничьей, каковых в любительском боксе вообще-то не бывает или по крайней мере быть не должно. По-моему, это был просто великодушный жест в духе старой кубинско-советской дружбы. Бой был действительно очень упорный и равный, но минимальное преимущество показал все-таки россиянин.
Однако главное было не в том, что наши победили. В конце концов, большинство боев оказались такими равными, что в другой раз в них может оказаться и иной победитель. Главным было то, что у нашего бокса оказался прочный задел в лице ребят, которые через несколько лет выйдут на первые роли. И все они начисто лишены "кубинского синдрома", и в их юном возрасте у них уже есть опыт побед над этими страшными парнями, вышедшими из бороды Фиделя Кастро или, может быть, берета Че Гевары.
Более того, наш задел оказался даже прочнее, чем думали. Так, Максим Балацир был заявлен на турнир в последний момент вместо заболевшего Дмитрия Бойцова. На счету Балацира было всего 19 боев, и по этому пункту он уступал своему кубинскому сопернику раз в десять, но Максим победил, причем безоговорочно. Пожалуй, именно эта победа вызвала чувство самого "глубокого удовлетворения", которое лет 20 - 25 назад было предписано испытывать каждому советскому человеку по любому поводу, но которое так редко оставалось после очередной победы кубинцев над нашими боксерами. Будем надеяться, что теперь бои с кубинцами будут для нас не горькой пилюлей, а десертом.