Газета Спорт-Экспресс № 256 (3343) от 15 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 ноября 2003 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КАСПАРОВ - X3D FRITZ

ЧЕЛОВЕК ОГОВОРИЛСЯ. И КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНСТР НЕМЕДЛЕННО ПОЙМАЛ ЕГO НА СЛОВЕ

В четверг в Нью-Йорке Гарри Каспаров проиграл черными вторую партию матча с компьютером

Весь ужас произошедшего в минувший четверг в фешенебельном New York City Athletic Club, где играется уникальный матч одного из сильнейших игроков всех времен против одной из сильнейших компьютерных программ начала XXI века, заключается в том, что Человек в буквальном смысле оговорился. И четырехпроцессорный Монстр поймал Человека на слове.

Ситуация невольно напомнила мне страшную сказку, которая так пугала в детстве: царь, путешествующий по свету, не знает, что дома у него родился сын. А всеведущее чудовище, естественно, знает. И коварно говорит царю: я, мол, помогу тебе, царь. Но за это ты согласишься отдать мне то, про что дома не знаешь. И царь (дурак, конечно!) соглашается...

Четырехпроцессорное Чудовище подсунуло тринадцатому Королю шахмат виртуальную картинку с убегающими в глубь экрана виртуальными же фигурками и ждало, когда он, вглядываясь сквозь нелепые очки (которые напоминают очки сварщика), скажет на чистом английском языке: "рук джи севен" (в смысле - 32... Лg7). А надо было королю молвить иначе: "рук си севен" (в смысле - 32... Лс7).

А теперь взгляните на диаграмму.

Даже если вы разбираетесь в шахматах хуже, чем Пол Хоффман из New York Times (см. мой предыдущий отчет в "СЭ"), все равно заметите одну особенность этой позиции. Черная ладья на поле f8 в данный момент защищена дважды - ладьей на f7 и слоном на h6. Дважды, господа, прошу заметить!

А вот что произошло, когда Каспаров роковым образом оговорился:

Видите?! Черная ладья ПЕРЕКРЫЛА защиту черного слона! Так вот - внимание! - если бы человек играл реальной ладьей и нес бы ее на реальное поле реальной доски, то он УВИДЕЛ БЫ, что ПЕРЕКРЫВАЕТ защиту своей "задней" ладьи. И, в соответствии с правилами шахмат, не отрывая руки от фигуры, мог бы перевести ее куда угодно. Позиция при этом у него все равно оставалась лучше! Или близкой к равенству.

То, о чем я так долго говорю, профессионалам понятно и без слов. В партиях даже великих игроков случались подобные ситуации: рука ведет фигуру на "заминированное" поле, глаз видит опасность, и в мозгу загорается незримый сигнал "Тревога!". Тогда рука ведет фигуру на безопасное поле. Если оно, конечно, есть. Бывали случаи, когда такого поля не оказывалось - гроссмейстер сразу же останавливал часы. Но здесь такое поле было - с7! Да и любое другое, впрочем, тоже.

Но, согласно удивительной задумке организаторов из компании X3D, занятой продвижением на рынке интернет-услуг своего виртуального детища, надо играть не рукой, а голосом. По этому поводу мой нью-йоркский собеседник и старый товарищ Михаил Ходарковский, международный мастер и исполнительный директор Фонда Каспарова, сказал коротко: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь".

Михаил, хотя и живет в США вот уже десять лет, русские поговорки не забыл.

Как и после первой партии, я ему вновь позвонил. В Нью-Йорке был уже час ночи. Ходарковский вернулся от Каспарова (помощником которого является те же десять лет) очень поздно. И голос его был, мягко говоря, усталый и нерадостный.

Когда я ему высказал все свои умозаключения, приведенные выше, Михаил только усмехнулся и сказал, что все мною подмечено верно. А затем добавил: - К сожалению, мало кто оценит то обстоятельство, что Каспаров добровольно согласился на этот, пока еще не ясный, эксперимент, когда играть надо на виртуальной доске и в очках, от которых здорово устают глаза. Мало кто вспомнит, что Каспаров является пионером во всех этих битвах с компьютерами - будь то матч с Deep Blue или данный матч с трехмерной версией одной из сильнейших сейчас программ "Фритц-8".

- Как Гарри воспринял неудачу? Сорвал очки? Резко ослабил галстук? Схватился за голову? Хлопнул себя по лбу и сказал: "Я идиот!"?

- (Мой собеседник хмуро усмехнулся.) Нет, ничего этого он не делал. Гарри просто снял очки и ушел за ширму, которая есть в комнате, где он играет с X3D Fritz. Но когда вышел из-за кулис, то по его лицу легко можно было прочесть, как он расстроен. Ведь досаднейшая оплошность уничтожила труды тяжелейшей четырехчасовой работы! В позиции, которую Каспаров оценивал как несколько лучшую для себя, пойди он этой же ладьей с поля g7 на поле с7 или другой ладьей на поле g8, у него все было бы о'кей!

- Правда, - продолжил Ходорковский, - мое личное мнение немного расходится с мнением Гарри. Я-то думаю, что на виртуальной доске к моменту, когда человек грубо оговорился, создалась позиция динамического равновесия. Недаром же компьютер сделал парочку выжидательных ходов ферзем, словно приглашая человека к ошибке... Надо сказать, что все заметили это неожиданное коварство машины: под цейтнот человека передать ему ход - на такое идут только самые искушенные игроки!

- Ваше мнение и мнение Гарри несколько расходятся с мнением программиста "Фритца-8" Фрица Морша, который сообщил зрителям сайта компании X3D в Нью-Йорке, что программа выдала оценку позиции как "+0,5". То есть машина оценивала свою позицию как лучшую для себя!

- Оценка "+0,5" (или, как программисты говорят между собой, "полпешки") означает, что компьютер видит какую-то угрозу для своего соперника. Если бы соперник эту угрозу отразил (допустим, Гарри сыграл бы 32... Лg8 или 32...Лс7), то на экране высветились бы нули. Что означало бы полное равенство. Думаю, через пару ходов последовало бы соглашение на ничью, так как черным тоже довольно опасно проявлять излишнюю активность.

- Комментаторы на всех сайтах то и дело восклицали "Время! Время!". Что, Гарри попал в сильный цейтнот? И ошибку совершил на падающем флажке?

- Нет, с точки зрения человеческих шахмат, это был не такой уж большой цейтнот: на восемь ходов до первого контроля у Каспарова оставалось по минуте на ход. Но, учитывая колоссальное напряжение игры с такой машиной и необычные условия, это нельзя назвать комфортной ситуацией для человека.

- А компьютер играл гораздо быстрее?

- Несмотря на свое просто чудовищное быстродействие, компьютер имел в запасе всего 30 минут, а затем и 25.

- Что за "чудовищное быстродействие"?

- 3,8 миллиона вариантов в секунду.

- Жуткая скорость!

- Да. Эта скорость многократно превышает быстродействие сотен процессоров Deep Blue. Но есть и еще одно коренное отличие этой машины от DB. Процессоры DB работали каждый в индивидуальном режиме и не обменивались информацией между собой. Тогда как в этой машине действуют всего четыре параллельных процессора, которые обмениваются информацией друг с другом, после чего идет общая, как бы оптимальная, оценка позиции.

- То есть эта машина играет сильнее Deep Blue?

- Мне трудно судить. Но программа, что на ней установлена, безусловно, лучше, чем программа, которой пользовалась Deep Blue.

- Гарри провел пресс-конференцию?

- Да, как обычно. Но на этот раз она была очень короткой. Гроссмейстеры Морис Эшли и Ясер Сейраван посочувствовали Каспарову. Но не преминули отметить, что это "чисто человеческая ошибка".

- Она, ошибка, конечно, человеческая, но от этого человечеству, болеющему за своего представителя, не легче...

- Пионерам всегда было нелегко. В конце концов, люди, скорее всего, забудут, что Каспаров был первым, кто поставил свою репутацию под удар и начал играть с суперкомпьютером в столь нелепых на первый взгляд условиях... Кто знает, может, через десять лет все будут так играть? Или, может, будут выработаны более оптимальные для человека условия и ему будет даваться больше времени на то, чтобы "говорить ход"?

- Да, такой метод характерен больше для игры вслепую...

- Что ж, это - эксперимент. И многие не задумываются над тем, что именно Каспаров стал первым, кто отважился пойти на такой эксперимент, рискнув своей репутацией во имя прогресса.

- Но, может быть, Гарри все же выиграет?!

- Сначала надо отыграться...

- Да нет... Я говорю о выигрыше хотя бы одной партии...

- Будем ждать третьей партии, где у Гарри будут белые фигуры.

Затем ваш корреспондент позвонил члену "Могучей кучки" блестящих комментаторов - Константину Сакаеву ("Могучей кучкой" их называет глава петербургской фирмы "Шахком" Борис Ешан. Тот самый, который известен нам по первому в истории матчу Петербург - Париж. Об этом матче "СЭ" много рассказывал во время празднования 300-летия города на Неве.)

Слово гроссмейстеру Сакаеву:

- После дебютных ходов в испанской партии возникла закрытая структура, характерная для староиндийской защиты. Подобных позиций Каспаров в свое время выиграл много.

Это, видимо, усыпило бдительность Каспарова, и в лучшем положении он допустил грубейший зевок. Стратегически Гарри сыграл правильно, но перевел на вертикаль "g" не ту ладью: надо было, конечно, пойти 32... Лf - g8, а он сыграл 32... Af7-g7?? Причину этой ужасной ошибки, загубившей партию, понять можно: ладья на f8 была только что защищена дважды - ладьей и слоном, и черные, сделав ход, сразу же сняли все защиты с этой ладьи. В партии с человеком после этого зевка можно было бы еще сопротивляться, но компьютер все просчитывает - и выигрывает автоматически.

- Любой гроссмейстер (и даже любой просто квалифицированный шахматист) понимает, что человек вновь переиграл компьютер. Но грубо ошибся - и одним ходом загубил всю партию. Беда в том, что все остальное человечество, которое наблюдает за противостоянием сильнейшего игрока среди людей с компьютером, скажет: "Человек проиграл, и это главное"...

- Рано так говорить, пока матч не закончился. Тем более что мы пока не знаем, насколько комфортно играть человеку в этих очках и не иметь перед собой доски, а видеть "плавающие" виртуальные фигуры, убегающие в глубь экрана.

- Напомню вам, что вы поставили на компьютер...

- Да, но болею-то все равно за человека! К тому же компьютер ничего особенного в этой партии не показал. Как раз наоборот: машина играла плохо! Она совершенно не понимала, куда ей ставить фигуры: чего стоят этот конь на fl, эти полупопытки игры на ферзевом фланге, эти топтания ферзем на месте (31. Фb6, 32. Фb4)... Человек совершенно спокойно переиграл компьютер, и если бы партия развивалась нормально и Каспаров все-таки получил бы свою атаку, которую и должен был получить, то неизвестно, спасся бы компьютер или нет.

- На ваш взгляд, такие матчи нужны? Или же они наносят вред имиджу шахмат?

- Многие говорят, что это хорошо. Наверное, это действительно хорошо - с точки зрения тех, кто на этом заработал, и тех, кто продвинул рекламу своей фирмы... Но с точки зрения творчества ничего хорошего я в этом не вижу. Мне обидно наблюдать за такими поединками. Потому что ничего не смыслящая "железяка" выигрывает у лучшего шахматиста мира, да еще и незаслуженно выигрывает.

Сейчас в отношениях человека и компьютера наметился некий паритет. Но компьютеры постоянно совершенствуются. Совершенствуются программы, увеличивается скорость перебора вариантов, тогда как у человека возможности радикально усилить свою игру, чтобы бороться с компьютерными монстрами и монстриками, ограниченны.

- Но вы же сами мне говорили, Константин, что человек может изменить своему стилю - допустим, менять все фигуры. Поскольку, как неоднократно повторял пионер игры с компьютерами Давид Ионович Бронштейн, машине играть "на пустых полях" куда труднее, чем при полной фигур доске.

- Согласен с Давидом Ионовичем! Только вот Каспарову, исповедующему "тотальные шахматы", очень непросто наступить на горло собственной песне. А сейчас дело осложняется еще и тем, что ему придется отыгрываться.

- Вы верите, что это возможно?

- А почему нет? В третьей партии Гарри играет белыми. Да и эта партия, в которой у него были черные, показала, что компьютер-то он переигрывает.

...Ну что ж, уважаемый читатель. Доживем до понедельника. Ибо третья партия начнется в воскресенье, 16 ноября, когда в Москве будет уже 9 вечера, а закончится, когда наступит 17-е, понедельник. День тяжелый, но, может быть, он будет легким для Человека?

Нашего человека, добавим с надеждой.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Диаграммы и текст партии см. в PDF