Газета Спорт-Экспресс № 260 (3347) от 20 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 ноября 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Итоги сезона

ТОРПЕДО-МЕТАЛЛУРГ 14-е место

ВЫЖИВ СЕГОДНЯ, СТАТЬ ЗАВТРА КЛУБОМ ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ

Шестой московский клуб, сменив перед сезоном-2003 название и владельцев, строил амбициозные планы. На деле же пришлось отчаянно бороться за выживание.

ХОЧЕТСЯ КУПИТЬ СТАДИОН НА ВОСТОЧНОЙ

- За счет чего команде все же удалось уцелеть в премьер-лиге? - вопрос генеральному менеджеру "Торпедо-Металлурга" Юрию Белоусу.

- Во-первых, футболисты притерлись, и тогда команда заиграла. Во-вторых, грамотный тренер Александр Игнатенко блестяще использовал свой шанс. Ну и в-третьих, не обошлось без материальных стимулов. Была выстроена система выплаты премиальных, сумма которых увеличивалась от игры к игре.

- Перед началом сезона вы говорили, что собираетесь сделать из "Торпедо-Металлурга" клуб европейского уровня, а он с огромным трудом избежал вылета.

- Я от своих слов не отказываюсь. Но за год команду не сделаешь. Вспомните, какое время на это ушло , например, у "Локомотива". Мы же купили самый отсталый клуб премьер-лиги, два года подряд занимавший 14-е место. Плюс к тому команду покинул ее ведущий игрок Дмитрий Смирнов, а у некоторых заканчивались сроки аренды.

- Неясной была и ситуация с переездом команды в Красноярск...

- На данный момент вопрос снят с повестки дня окончательно. Более того: сейчас мы выкупаем базу в Мячкове и решаем вопрос о стадионе на Восточной улице. Эти огромные вливания - очередное свидетельство, что мы остаемся в Москве.

- Но стадион имени Стрельцова принадлежит некоммерческому фонду "Спортивное общество "Торпедо", который продавать его вроде бы не намерен.

- Фонд не только не в состоянии развивать инфраструктуру и строить современные сооружения, но даже провести элементарный ремонт арены не может. Большинство кресел на трибунах поломано, беговые дорожки разрушены, резиновое поле в аварийном состоянии. В общем, медленно, но верно арена рушится. Деньги, полученные в этом году от нас и от "Спартака" за аренду, не шли на оснащение стадиона. У "ЗИЛа" нет финансовых возможностей построить спорткомплекс мирового уровня, у нас есть. Фонд, кормящийся деньгами, которые мы платим за аренду, спекулирует тем, что мы лишим возможности заниматься спортом ребят из секций и школ, базирующихся на "Торпедо". Неправда! Ни одна школа или секция закрыта не будет. Наоборот, дети получат в распоряжение современную спортивную базу.

СТАВКА НА СВОИХ

- Вернемся к "Торпедо-Металлургу". Что вы успели сделать за сезон, как генеральный менеджер?

- Когда я занял должность, условия для работы в клубе были пещерными. В приемной стоял компьютер, купленный, похоже, еще во времена отца кибернетики Норберта Винера. Еще один компьютер был у главного бухгалтера. На сегодня все сотрудники обеспечены современными компьютерами. Созданы международный, информационно-аналитический, билетный и спортивный отделы. Последнее подразделение все межсезонье будет работать на полную мощь, чтобы найти футболистов, необходимых команде. Готовимся к открытию в разных регионах России семи представительств, которые будут отслеживать и проводить предварительные переговоры с интересующими нас игроками. Весь наш персонал проходит обучение, в том числе в Высшей школе футбольного менеджмента, получает соответствующие дипломы. Скоро, например, на учебу отправится новый спортивный директор клуба Дмитрий Ананко. Будет получать свое четвертое высшее образование.

- Почему эта должность была предложена именно ему?

- Пока другие футболисты только играли, не задумываясь о будущем, Ананко учился. Он закончил инфизкульт, юрфак одного из институтов и ВШТ. За два месяца, проведенных в команде, он оказал на нее очень благотворное влияние, консолидировал коллектив, работой показав молодежи, с каким профессионализмом нужно относиться к делу. В конце сезона у нас состоялся разговор: я сказал Ананко, что в следующем году ввиду серьезной конкуренции гарантировать ему место в основном составе никто не сможет, и предложил стать менеджером. Он, немного подумав, согласился. Впрочем, ему еще многому предстоит учиться.

- Какие еще изменения произошли в клубе?

- Налаживаем систему детско-юношеского футбола, поскольку стратегия клуба - опора на собственных воспитанников. Наша детская школа - одна из лучших в стране. В этом году юноши 1986 года рождения выиграли чемпионат России. Надеюсь, самый талантливый футболист этой команды Александр Рязанцев уже в будущем сезоне попробует себя в основном составе.

АГЕНТ КОЛИНЬКО ПЕРЕПУТАЛ ДВА "ТОРПЕДО"

- В начале сезона клуб приобретал преимущественно футболистов со статусом свободных агентов. Вы согласны, что такая политика оказалась ошибочной?

- Что поделаешь? Не от хорошей жизни она проводилась. Мы руководствовались бюджетом, который для клуба - основной финансовый закон. С самого начала часть средств была сохранена для летних покупок. И тем не менее несколько тогдашних новичков, безусловно, усилили команду: Рехвиашвили, например, Казаков. Кстати, любое приобретение делаем с согласования трех людей: главного тренера, спортивного директора и генерального менеджера. Я могу либо поставить подпись под документом, либо нет.

- Хотите сказать, что в некоторых ошибочных приобретениях виноваты тренеры, недостаточно внимательно просмотревшие футболистов?

- Безусловно.

- А какое приобретение считаете самым удачным?

- Бракамонте. Аргентинец сыграл очень важную роль в судьбе команды в этом году. Да, поначалу две игры он провалил, а потом еще и ногу сломал в столкновении с Новосадовым. Другой на его месте до конца сезона ходил бы в кассу и получал зарплату. Но Эктор оказался профессионалом. Он не только восстановился гораздо раньше намеченного срока, но и забил шесть мячей в десяти играх, включая кубковую с "Амкаром". Я был потрясен его отношением к делу. Приятно удивило и его рвение в изучении языка: он сам попросил нанять ему преподавателя русского. В общем, не зря Бракамонте стал настоящим любимцем команды.

- Наверняка были трансферы, которые сорвались в последний момент. О каком особенно жалеете?

- Мы хотели приобрести Ашветию. Попросили Бориса Игнатьева посодействовать переходу грузинского легионера. Но после того как мы выразили заинтересованность, футболист тут же оказался в "Локомотиве". Было желание призвать под знамена команды лучшего бомбардира чемпионата Польши Свитлицу. Но этот молодой человек оказался с явно завышенной самооценкой: он приехал в Россию с восемью килограммами лишнего веса и даже отказался сыграть контрольный матч. С вратарем Колинько и вовсе получилась комическая ситуация. Мы позвонили в Англию его агенту, а тот неделю не мог сделать визу. Мы решили эту проблему, но не тут-то было. Прилетев в Москву, агент перепутал два "Торпедо", и поехал в лужниковское. Там его внимательно выслушали и сказали, что Колинько им не нужен. В итоге латвийский голкипер был пристроен в "Ростов".

- А почему были прерваны переговоры с Ковалевски?

- И здесь вина полностью лежит на агенте. Не считаю возможным, чтобы он получал в виде комиссионных больше денег, чем сам футболист зарабатывает за сезон. За всю жизнь встретил лишь нескольких агентов, которых по-настоящему интересовала судьба игрока. Представитель интересов Валлерстедта, например, вообще предлагал заплатить ему энную сумму наличными, за что обещал уговорить шведа согласиться на меньшую зарплату.

ОТПУСКА НИ У КОГО НЕ БУДЕТ

- На какие позиции будете приобретать футболистов в предстоящем межсезонье?

- Нам нужен нападающий, полузащитник созидательного плана, защитники и один вратарь. Преимущественно это будут футболисты из России и стран бывшего СССР. Если и будем приобретать легионеров издалека, то только самого высокого уровня.

- Пример "Рубина" вас не вдохновляет?

- Пример "Рубина" показателен не тем, что клуб понабрал иностранцев, а тем, что там есть Курбан Бердыев. Нормальный мужик, который особенно себя не рекламировал, разговоров умных не вел, а засучил рукава и взялся за работу.

- Сенсационных приобретений от вашего клуба стоит ждать?

- Да. Но отныне футболистов будем покупать, исходя из качества, а не из известности. В случае с Полом Гаскойном мы хотели привлечь зрителей, болельщиков именем игрока, теперь же хотим обратить на себя внимание хорошими результатами и привлекательной игрой. Чтобы получилось, нужно работать. Игроки уйдут в отпуск, а вот остальным отдохнуть не удастся. Тренеров отпустим в лучшем случае на неделю. И все понимают почему. А у меня отпуска не будет вообще.

- Можете сказать, кто покидает команду?

- У нас есть очень хорошие футболисты, которые в той или иной степени не вписываются в тактическую схему. Корытько, например, который, хоть и был в отменной форме, проиграл Леонову борьбу за место в стартовом составе. Возможно, отдадим в аренду Оганяна. Он блестяще провел первую кубковую игру с "Амкаром", сделав дубль, но невооруженным глазом видно: человек еще слишком молод и потому нестабилен. Лавренцов вернется в "Крылья". Хотим договориться с "Вентспилсом" об окончательном переходе вратаря сборной Латвии Ванина.

- А что будет с Рехвиашвили?

- Нам уже поступили предложения нескольких клубов, заинтересованных в нем. Я бы с удовольствием оставил его в команде, но решать, скорее всего, будет Игнатенко, поскольку у нас есть еще и Пинто. Из-за этого Рехвиашвили не всегда попадает в стартовый состав.

- Есть ли уверенность, что сможете удержать в команде ее лидеров - Леонова, Белецкого, Бракамонте, а также перспективного Орлова?

- Есть. Решается вопрос об улучшении материальных условий их работы. Леонов и Орлов - клубные воспитанники, и мы постараемся пойти им навстречу.

НЕ КОМБИНАТ ПО ВЫБРАКОВКЕ

- С кем еще ведутся переговоры о продлении контрактов?

- Ни с кем продлевать их не надо. У всех футболистов контракты действуют.

- В прошлое межсезонье клуб пополнился тринадцатью новичками, в перерыве между первым и вторым кругом - одиннадцатью. В этот раз число новичков снизится?

- Второе пополнение оказалось более удачным. Овсепян, Мовсесьян, Джяукштас, Бракамонте, Пинто, Колесниченко - все стали футболистами основного состава. Пару раз удачно сыграл Ашурматов. Так что впредь будем делать упор на качество, а не количество.

- Теперь о тренерах. Кто уходит, кто остается?

- Пока все без изменений. Что движет футбол? Конкуренция. На место более слабого приходит сильный. Такая же ситуация и в тренерском штабе. Будем руководствоваться и в том числе человеческими качествами. Мы все-таки не комбинат по выбраковке. Есть тренеры, как, впрочем, и футболисты, которые лишь своим присутствием оказали благотворное влияние на всю команду, верой и правдой им служили. Зачем же выгонять их?

- Коли так, возможно ли возвращение Вадима Никонова?

- Я очень хорошо отношусь к Вадиму Станиславовичу. Благодарен ему, что весь год чувствовал поддержку с его стороны. Но мне сложно комментировать возможность его появления в тренерском штабе основного состава.

НА ОБВИНЕНИЯ В "СТРАННЫХ ИГРАХ" ВНИМАНИЯ ЛУЧШЕ НЕ ОБРАЩАТЬ

- В одном из интервью вы обмолвились, что после окончания сезона кто-нибудь обязательно спросит с вас за невыполнение задачи? Спросили?

- Понятно, что не может быть бесконтрольной работы. Есть "Норильский никель" - владелец клуба, есть Михаил Прохоров - председатель его совета директоров. В нашем случае он проявил терпение. У нас ни разу не было разговора на повышенных тонах. Ну а в плане "спросить"... Меня даже спрашивать не надо. Никто так не переживал за команду, как я.

- И все же. Разговор с Прохоровым о вашей дальнейшей судьбе в "Торпедо-Металлурге" был?

- Речи о моем увольнении никогда не шло. Хотя каждый человек, который проваливает дело, должен нести ответственность - перед собой и перед теми людьми, которые эту задачу ставили. Впрочем, не знаю, каким было бы решение, если бы команда вылетела в первый дивизион. Только сейчас начал осознавать, что мы сумели сохранить прописку в премьер-лиге в почти безвыходной ситуации! Огорчило лишь то, что некоторые люди обвинили нас в проведении "странных" игр.

- Как к этому отнеслись?

- Сначала, конечно, возмутился. Одно время клуб собирался подать в суд на отдельные СМИ. Но "старшие товарищи", в том числе президенты нескольких клубов, посоветовали не обращать внимания.

- Задача на будущий год уже поставлена?

- Она будет определена на последнем сборе, когда команда полностью доукомплектуется.

- Размер бюджета клуба, оценивавшийся в этом году восемью миллионами долларов, претерпит изменения?

- Он точно не уменьшится, поскольку и так достаточно скромен.

Дмитрий ТРОШИН