Газета Спорт-Экспресс № 261 (3348) от 21 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 ноября 2003 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. 2-й стыковой матч. УЭЛЬС - РОССИЯ - 0:1

БУДЬТЕ ТАКИМИ ВСЕГДА

Игорь РАБИНЕР

из Кардиффа

КАЗАЛОСЬ, РУХНЕТ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК

Прямо на кардиффском тротуаре, обхватив головы, сидели два тучных человека в красных футболках и на глазах у всех давились слезами. С момента окончания матча на "Миллениуме" прошло два часа, но время для этих валлийских болельщиков остановилось.

Вроде бы только что, перед стартовым свистком испанца Мехуто Гонсалеса, они пели, ревели, рычали название своей страны с такой ужасающей мощью, что, казалось, рухнет расположенный по соседству средневековый замок. Вроде бы только что медленно брела к "Миллениуму" старенькая пара, увидев которую, ваш корреспондент остановился как вкопанный. Он - лет 85, в бело-красно-зеленой шапочке - опирался на трость и явно страдал от одышки. Она - по меньшей мере его ровесница, с валлийским шарфом на шее - бережно поддерживала мужа под руку. Казалось, стоит дунуть - и они упадут. Но они шли на стадион, чтобы увидеть первый большой футбольный успех своей маленькой нации за последние 45 лет.

МЕСТЬ И МСТИТЕЛИ

А полтора часа спустя для них все закончилось. Вопреки всему. И посреди океана горя было безудержное счастье в нашей раздевалке, где игроки обнимались с журналистами, а специально приехавший Андрей Канчельскис (был еще и Дмитрий Харин) не мог наговориться с Онопко. Где прыгал от восторга в шарфе сборной Смертин, едва ли не шептавший: "Да ради этого я и пошел на операцию колена". Где Титов восклицал: "Арбитр судил как бог. Первый раз в жизни видел такое судейство!" - а Радимов ему отвечал: "Я спрашиваю его по-испански, почему он не дал пенальти за снос Измайлова. И Гонсалес отвечает: "Да, нарушение было, но до того ваш парень подыграл себе рукой". Где автора этих строк подзывал Дмитрий Аленичев и говорил: "Обязательно напишите, что я передаю привет и поздравления всем российским болельщикам. Мы сделали это ради них!"

Потом, уже на ступеньках автобуса, Ярцев и Онопко заключали друг друга в объятия. Тренер, который три года оставался без работы, и капитан, которого полтора года назад хотели насильно проводить из сборной. И который в Уэльсе вдруг предстал таким, как 11 лет назад, когда в матче "Ливерпуль" - "Спартак" с потрохами "съел" еще одного знаменитого валлийца - Иана Раша.

А чуть со стороны на все это весело и, как показалось, немного снисходительно смотрели Никита Симонян и Вячеслав Фетисов - люди, повидавшие на своем веку немало великих побед.

Все четыре последних дня валлийская пресса обливала Вадима Евсеева грязью. Делала из него кровного врага Уэльса. Смаковала воображаемые детали мести Евсееву в Кардиффе со стороны душки Гиггза - гения Уэльса, которого пытается остановить русское злодейство. Завела народ до такой степени, что каждое касание мяча российской "двойкой" встречалось негодующим гулом.

Евсеев это услышал. Пошел на 22-й минуте в чужую штрафную - хотя Георгий Ярцев, как выяснилось, его об этом не просил. И забил. Головой. Боюсь даже представить, что в этот момент почувствовал великолепный полузащитник "Манчестер Юнайтед". И что было у него на душе после игры. У знаменитого на весь мир человека, от которого страна требовала всего-то поставить на место парня из какого-то "Локомотива". А получилось наоборот.

ГУСЕВА ХВАТАЛИ ДАЖЕ ЗА ГУБУ

Об Евсееве, впрочем, мы еще поговорим. Пока же - обо всей сборной, которая в решающий момент, с неопытным вратарем оказалась способна не дрогнуть под натиском всего этого валлийского безумия. Того, что с каждой минутой матча снимало для хозяев всякие границы дозволенного: резкость сменилась грубостью, та - откровенным хулиганством. Но никто не сорвался, не поддался на провокацию. "Мы ведь пообещали, что будет именно так - и тренеру, и капитану, хорошо знающему испанского арбитра, и друг другу. Мы не могли нарушить это обещание", - говорит Аленичев.

- Уверен: с трибуны невозможно было до конца понять, через что нам пришлось пройти, - рассказал Ролан Гусев. - Во время верховых единоборств валлийцы ухитрялись даже хватать за... губу! Со мной вот такое делали дважды - особенно отличился их третий номер (Барнард. - И.Р.) . Поверьте, сдержаться было тяжело. Но мы терпели...

И вытерпели. Вопрос теперь в другом. Ярцев и его игроки сумели преодолеть себя, когда все было против них. Победили, можно сказать, назло, от противного, вопреки. Такова натура нашего человека, в котором, как известно, зверя лучше не будить. Но смогут ли они сохранить в себе эту поэтическую ярость, когда все вокруг будет спокойно и доброжелательно? Когда некому окажется мстить и в них будут повсеместно верить?

Такого, кардиффского, ощущения от футбола сборной России мы теперь вправе ждать не только в критических обстоятельствах, но и по будням. Не только в противовес, но и в подтверждение. Потому что отныне знаем: эти люди на такое способны.

НЕЗАШОРЕННЫЙ ВЗГЛЯД

- После игры я подошел к Георгию Александровичу и сказал ему спасибо, - эмоции переполняют Дмитрия Аленичева. - За то, что впервые за пять лет в сборной я смог сыграть на своем любимом месте в центре полузащиты. Честно говоря, на установке, услышав о решении Ярцева, был в шоке - не ожидал такого. Последний раз выступал в центре еще при Борисе Игнатьеве, в домашнем матче против болгар, когда забил два мяча. Я никогда не обсуждал с тренерами мою позицию на поле, всегда играл там, куда ставили. Но когда выступал с краю, если честно, не мог ни пользы настоящей команде принести, ни удовольствия получить. Сам мучился и оттого обиднее было слышать и читать, что Аленичев не выкладывается, и сборная ему "до фонаря".

Да, без ярцевского отношения к футболистам кардиффский хеппи-энд был бы невозможен. Ярцев всегда за игроков и себя от них не отделяет. Он никогда не скажет, подобно своему предшественнику после матча в Тбилиси, что "так безвольно мои команды не играли никогда". В Ирландии он заменит Есипова в середине первого тайма - а потом заявит, что тот полностью справился со своим игровым заданием и ушел с поля в связи с вынужденной заменой О'Ши. Грудью будет стоять на пути каждого, кто в эти месяцы посмеет критиковать Гусева (и в Кардиффе это воздается тренеру сторицей). Поднимет свой голос даже в защиту получивших в Москве головотяпские дисквалификации Овчинникова и Мостового. И только после того, как в концовке матча со Швейцарией Радимов спровоцирует Кабанаса, позволит себе осуждающие слова.

Внутри себя Ярцев может думать о футболистах что угодно - но публично всегда остается на их стороне. И в радостные, и в трудные минуты. В этом помимо собственно проповедуемого футбола и состоит главное отличие нынешнего главного тренера от двух своих предшественников - Валерия Газзаева и Олега Романцева.

Сущность человека становится ясна в дни неудач, а не в дни побед. А потому решающим моментом в двухраундовой дуэли с Уэльсом, мне кажется, оказалась именно реакция Ярцева на домашнюю ничью. Ни капли истерики. Ни слова критики в адрес команды и даже двух явно провинившихся игроков. Спокойствие и достоинство. Более того - насторожившие многих, в том числе и меня, слова об огромном преимуществе в первом матче, которые на самом деле объяснялись только желанием поднять боевой дух команды.

Нет, Ярцев не смотрел первый матч с Уэльсом сквозь розовые очки. Теперь он сам признается, что в Кардиффе по сравнению с Москвой пересмотрел стратегию - сместил акцент из центра на фланги, что мы и увидели на "Миллениуме". Не находите, что нас отучили от творческой смены моделей игры, что где-то начиная с 2000 года сборная России играла предсказуемо, сначала по единственной методике одного тренера, потом - другого?

Но математика игры сыграла в Уэльсе все же не решающую роль. Если бы Ярцев по-другому отреагировал на встречу в Черкизове, если бы устроил разнос и головомойку, никогда бы сборная не прилетела в Кардифф раскованной и весело убежденной в собственной правоте. Только тренер мог вывести из организма команды в такой ситуации вирус скованности и страха.

И вот еще о чем подумалось. Может, оттого и преуспел Ярцев в сборной, что три года не работал в нашем чемпионате? Может, свежесть и незамыленность глаза в его работе как раз и связана с долгосрочным взглядом на российский футбол не изнутри, а со стороны? Для руководителей клубных команд каждодневная футбольная жизнь - это большие нервы, потому что на кону - большие деньги. Ярцев воспринимает свою работу в сборной как праздник, а не рутину - вот и все. И вкладывает в нее всего себя без остатка, что для тренера-совместителя невозможно даже физически.

Хорошо, что для понимания этого нам не потребовалось пропустить финал чемпионата Европы. Но пока нет никаких гарантий, что изменится конъюнктура - и руководство РФС вновь не повернется в сторону совмещения. Такое уже бывало. Много раз. Но больше быть не должно.

ГОЛЛИВУДСКИЙ СЦЕНАРИЙ ЕВСЕЕВА

А еще не бывает сильных сборных без таких персонажей, как Вадим Евсеев. Людей, которые в главные минуты способны перемахнуть порог собственных возможностей - и своим сумасшествием повести за собой остальных, "нормальных". Посмотришь на такого безумца - и волей-неволей поверишь, что ничего невозможного в этой жизни нет.

По последним десяти дням из жизни Евсеева хоть сценарий для голливудского фильма пиши. Операция на сердце его дочки, заставившая его улететь в Германию со сбора в Тарасовке. Возвращение за два дня до первого матча - и выход в стартовом составе. Конфликт с суперзвездой противника - Гиггзом. Апелляция РФС в УЕФА по их "делу" - и мгновенная ненависть всего Уэльса. Жажда мести целого 70-тысячника, страшный удар по ноге от главного местного провокатора по фамилии Сэведж уже на третьей минуте. Гул стадиона при каждом касании мяча.

А потом - победный гол...

Дай бог вам остаться такой же командой к Португалии. Так же, как сейчас, относиться к тренеру, партнерам и себе. Так же достойно воспринимать пребывание в запасе и быть готовым выйти в "основе". Не начать делить деньги и сферы влияния. А главное - не посчитать, что после этой незабываемой победы расти и развиваться в футболе уже некогда и незачем. Футбол, как и любое настоящее дело, не терпит остановок в пути.

Спасибо вам за Португалию. Теперь мы знаем, какими вы можете быть. Будьте такими всегда.