СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ |
ПОСОЛ ПО СПОРТИВНЫМ ПОРУЧЕНИЯМ
Аль-СаадиКАДДАФИ. Если чем и богата Ливия, то нефтью - но никак не футбольными талантами. Тем не менее нефтяное богатство Джамахирия сумела поставить на службу пропаганде своего футбола, а через футбол - и страны в целом. И взялся за это не кто иной, как сын лидера ливийской революции.
Кажется, совсем недавно Аль-Саади Каддафи радовался собственному дебюту в итальянской серии А. Но не успел первый ливийский легионер в составе "Перуджи" насладиться общением на поле со сливками футбольного общества, как случилась беда. Каддафи-младшего поймали на применении запрещенных препаратов. Года два ему, видимо, придется провести в вынужденном отпуске. Но все говорит за то, что обратно в пустыню он уже не вернется.
Еще до того, как возникли допинговые проблемы, Аль-Саади устроил собственную презентацию в качестве дебютанта кальчо. Мероприятие это привлекло большое внимание, и в Италию съехались толпы журналистов из разных стран. Согласитесь, не часто доводится взять интервью у сына первого лица государства, да еще выступающего в одном из сильнейших европейских чемпионатов. Журналистов Каддафи принял на широкую ногу, и его поистине царским гостеприимством остались довольны все. Вопросы на хозяина сыпались самые разные. Австрийских корреспондентов, например, интересовало, приедет ли он к ним на Euro-2008. Обязательно, отвечал Каддафи, если, конечно, пригласите. Немцы любопытствовали: пользуется ли он в клубе привилегиями? Никакими, твердо заявил Аль-Саади. Правда, затем признался, что позволяет себе парковать свой "Порше" прямо у здания клуба, а не на общей стоянке, как остальные. Но эта льгота - единственная.
Европейская пресса тут же, однако, вспомнила о том, что у себя на родине наследник ливийского вождя ведет себя далеко не так скромно, как на Апеннинах. И не упускает возможности продемонстрировать свою неограниченную власть. Когда однажды зрители, недовольные судейством матча двух ливийских команд, попытались пробиться к главе футбольного ведомства страны, то есть к тому же Аль-Саади Каддафи, его охрана открыла огонь на поражение. В результате восемь человек погибли, многие получили ранения.
Ходит, надо сказать, в народе и история противоположного рода. В прошлом году Каддафи-младший минут за 15 до начала международной встречи в Триполи узнал, что несколько тысяч болельщиков собрались вокруг стадиона и не могут попасть на матч из-за высокой стоимости билетов. Недолго думая, он приказал снизить цену в два с половиной раза. К середине первого тайма на стадионе, вмещающем 60 тысяч человек, не было свободных мест. Правда, широкий жест высокопоставленного футболиста многие объяснили не добротой душевной, а тем, что он сам намеревался выйти на поле и играть при полупустых трибунах не пожелал. Тем более что противостояли ливийцам одни из законодателей мировой футбольной моды - аргентинцы.
В итоге все прошло как надо. Ливия, правда, уступила - 1:3, но Каддафи-младший за свою команду сыграл и имел два неплохих шанса забить. Поле он покинул на 84-й минуте, по дороге бросив в толпу болельщиков свою футболку с 11-м номером. Два часа спустя Аль-Саади сидел в пятизвездной гостинице и потчевал аргентинских гостей разнообразными яствами, попутно демонстрируя им слайды: вот он забивает гол, вот он с кубком, вот празднует победу. В программе вечера было и торжественное разрезание торта совместно с капитаном аргентинцев Пабло Сорином, и вручение каждому гостю кубка с персональной гравировкой. А Хавьеру Савиоле, любимому футболисту Каддафи-сына, достались золотые часы "Ролекс".
Дружба со знаменитостями - удовольствие дорогое: на прием аргентинской сборной из ливийской казны был истрачен миллион долларов. Но возглавляющая Джамахирию семья на такого рода мероприятия не скупится. Более того, лидер ливийской революции Муамар Каддафи сам просил сына, отвечающего в стране за спорт, как можно чаще приглашать в Триполи великих спортивного мира сего. По мнению отца, это как нельзя лучше послужит восстановлению реноме страны, долгие годы остававшейся в изоляции из-за международных санкций. Хотя теперь блокада снята, ее последствия дают о себе знать до сих пор.
- За годы санкций, - говорит Каддафи-младший, - мы сильно пострадали, поэтому теперь нужно использовать все наше богатство, весь потенциал, чтобы у людей сложился позитивный образ Ливии. Футбол для этой цели подходит прекрасно.
Трамплином для покорения Европы была избрана Италия. Через ливийскую фирму Lifico сын властелина нефтеносных полей начал вкладывать деньги в клубы на Апеннинах. Для начала завладел семью с половиной процентами акций туринского "Ювентуса" - это второй по размеру пакет. Таким образом Каддафи-младший получил возможность войти в руководящий орган клуба. Говорят, теперь он хочет увеличить свою долю до 20 процентов. Пока же дело ограничивается тем, что футболисты "Юве" носят на форме эмблему принадлежащей ему нефтяной компании. 33 процента акций Аль-Саади имеет в клубе серии В "Триестина". С "Лацио" он заключил пятилетний контракт, по которому Ливия имеет право каждый сезон командировать на учебу в римский клуб двух юных футболистов. Помимо этого римляне за солидное денежное вознаграждение (три миллиона евро в год) обязались регулярно приезжать в Триполи на товарищеские матчи.
"Чековая дипломатия" ливийского "посла по спортивным поручениям" пределами Италии уже не ограничивается. Второй страной, на которую он обратил свой взор, стала Германия. Благодаря его стараниям товарищеским матчем в Ливии уже отметился бременский "Вердер". Установлен контакт с руководством "Баварии", в списке желанных гостей стоит и "Шальке".
В августе 2002 года Каддафи удалось организовать на ливийской территории "выездной" финал Суперкубка Италии между "Пармой" и "Ювентусом". Каждому клубу, принимавшему участие в матче, за поддержку идеи отвалили по 400 тысяч евро. Но Каддафи-сыну уже мало отдельных матчей: у него есть куда более грандиозный план - принять чемпионат мира 2010 года. Конкуренты серьезные - достаточно назвать Южную Африку, - но пламенная речь, с которой на последнем конгрессе ФИФА Аль-Саади выступил в пользу продления полномочий Зеппа Блаттера, наверняка была произнесена не случайно. И после нее идея представляется не такой уж фантастической.
Получить у Каддафи-младшего аудиенцию очень сложно, но если он и соглашается на интервью, то чаще всего изрекает истины пропагандистского плана. Например: "Я хочу доказать миру, что мы не такие, как о нас думают". О соперниках в борьбе за ЧМ-2010 выражается следующим образом: "У Ливии есть преимущество по сравнению с остальными кандидатами. Оно заключается в том, что у нас в стране нет болезней". О жесткой цензуре, отсутствии политических партий и преследованиях оппозиции, естественно, ни слова.
Дипломатия дипломатией - а какой, собственно, Каддафи-младший футболист? Прежде чем перебраться в Италию, он был капитаном и играющим тренером команды "Аль-Иттихад" из Триполи. Президентом и фактическим хозяином клуба он остается и теперь. "Его решения не обсуждаются", говорит новый тренер команды итальянец Джузеппе Доссена. О крутом нраве начальника ему еще до подписания контракта поведал соотечественник Франческо Скольо - бывший тренер сборной Ливии. Итальянскому специалисту удалось существенно поднять национальную команду Джамахирии в мировом рейтинге, но его все равно уволили. Причина - упорный отказ выпускать на поле Каддафи, которого Скольо считал балластом для сборной.
В прошлогоднем первенстве Ливии капитан "Аль-Иттихада" с 17 голами стал лучшим бомбардиром. Но и это не убедило тех, кто считает, что в футболе он круглый ноль. Снайперские достижения Каддафи они объясняют только тем, что его берегли соперники, опасавшиеся вступать в жесткие единоборства с сыном первого лица страны. Сам Аль-Саади с ними, естественно, не согласен. Более того, он не скрывает, что поставил своей целью получить титул лучшего футболиста Африки. На прямой вопрос австрийских журналистов - считает ли он себя хорошим футболистом - последовал ответ: "Я играю в Италии, и уже этот факт говорит о том, что мои критики не правы".
О том, как ему не удалось попасть сначала в состав "Ювентуса", а затем "Лацио", Каддафи-младший предпочитает не вспоминать. Да и "Перуджа" на первых порах артачилась, но затем, поняв, что потенциальный новичок за ценой не постоит, дверь в команду перед ним раскрыла. Президент клуба Лучано Гауччи, конечно, уверял прессу, что решение это продиктовано чисто спортивными соображениями, что он видел Каддафи в деле и убедился в том, что дебютант в серии А не опозорится, а, наоборот, принесет команде пользу. "У него сердце льва, - заявил Гауччи. - Он, на мой взгляд, что-то между Зиданом и Кройфом".
Тренерский штаб "Перуджи", просмотрев ливийского легионера, пришел в ужас. "Он из совсем другого мира, - заявил главный тренер команды Серее Косми. - Но мы ему поможем". Когда пораженный низким уровнем новичка тренер спросил у Каддафи, что тот будет делать, если его вдруг выпустят против "Ювентуса", ливиец, надо отдать ему должное, не растерялся: "Забью гол. В конце концов, я же игрок "Перуджи".
Впрочем, 30-летний дебютант и сам прекрасно понимал, что ему еще многому надо учиться. За помощью он обратился к известным людям. На роль личного тренера по физподготовке пригласил, например, скандально известного канадского спринтера Бена Джонсона, с которым познакомился через Диего Марадону (интересно, не Джонсон ли "помог" своему подопечному с допингом?). Да и сам великий аргентинец выразил готовность поднатаскать друга.
Между тем вполне вероятно, что скоро Аль-Саади Каддафи лишится статуса самого экзотичного приобретения "Перуджи": теперь президент клуба намерен взять в состав форварда... женского пола - это давняя идея синьора Гауччи. "Вот увидишь, - информировал ливийца босс, - уже после Нового года у нас в нападении будет играть очень эффектная особа - шведка Ханна Юнгберг. На что тренер "Перуджи", присутствовавший при разговоре, остроумно заметил: "Что же, тогда мне придется перестроиться на систему 90-60-90..."
Борис ТОСУНЯН |
Вена |