Газета Спорт-Экспресс № 286 (3373) от 23 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 декабря 2003 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

МЕДЕО В МОСКВЕ? УЖЕ ЧЕРЕЗ ГОД!

В Крылатском ускоренными темпами ведется строительство крытого конькобежного центра, который в 2005 году примет на своем льду чемпионат мира. До пуска комплекса остался год. Что уже сделано? Что еще предстоит сделать? Об этом мы беседовали с директором по эксплуатации центра Михаилом Загайновым.

- Кстати, до введения в строй нашего объекта остается меньше года. Мы планируем открыть его в сентябре 2004-го ко Дню города. Получается, что пусковыми месяцами будут август - сентябрь. Это крайне сжатые сроки, если учесть, что в минувшем марте мы только приступили к реализации плана строительства. Представляете, на этом месте еще весной была поляна! Совсем недавно российская делегация побывала на знаменитом катке "М-Вэйв" в Нагано - строители и проектировщики ездили туда, чтобы посмотреть этот один из современнейших комплексов в мире. Так вот, при всей организованности японцев на его возведение ушло три года. Получается, что в вопросах строительства и технологии мы идем даже впереди них. Во всяком случае, так считаю я. Будучи знакомым и с европейскими комплексами такой же мощности, как наш, а это 12 тысяч кв. м льда, могу сказать, что российское здание уникальное. Архитекторы применили технологию вантового крепления крыши - она будет поддерживаться с помощью опоры высотой 70 м.

- Сколько столь сложная конструкция требовала времени для проектирования?

- Возможно, из-за этого мы сейчас немного и нервничаем. Проектные организации по темпам работы отстают от хода самого строительства! Им занимается мощнейший "МОСПРОМСТРОЙ", возглавляет который очень компетентный человек Василий Мороз. Благодаря энергии генерального директора и организованности комплекс уже приобрел вполне законченный вид. Главное, и в этом огромная заслуга именно строителей, мы успели к зиме возвести крышу. Меньше года прошло, а у нас уже совсем скоро завершатся общестроительные работы, то есть будут возведены все основные крупные конструкции. На днях хотим начать развешивать ванты. Нас ждет очень ответственный период. Сейчас крыша держится на специальных опорах, из-за которых у строителей нет возможности начать монтировать плиту для льда.

- Вы похвалили строителей за крышу к зиме. А если бы этого сделать не удалось?

- Окажись мы без нее и тепла в подтрибунных помещениях, потеряли бы весь зимний цикл, в течение которого должны проводиться большие внутренние отделочные работы. А ведь в мае мы уже планируем провести первые испытания технологического оборудования.

- Что в него входит?

- Аппараты для холодообеспечения, диспетчеризации комплекса. Диспетчерское управление здесь очень мощное, ведь нужно держать под контролем много параметров, а не только подготовить бетонную плиту, охладить ее, нарастить лед. Помещение будет теплое, а в таких условиях появляются пар, туман. Чтобы этого не было, необходимо задать такую температуру воздуха, чтобы увязать между собой и холод на льду, и комфортный для зрителей климат в комплексе, и воздухообмен, и теплоснабжение. Воздух должен быть прозрачным, а лед быстрым.

- И этим тоже занимаются проектировщики?

- Конечно. А это весьма непросто. Вот и получилось, что в этом аспекте мы слегка отстали: строительная организация так мощно взялась за дело, что никто этого не ожидал. Иногда количество строителей достигало 1500 человек.

Правительство Москвы держит возведение комплекса в Крылатском под контролем?

- Я бы сказал - под пристальным вниманием. Каждую субботу здесь проводят совещания первый заместитель мэра города, глава департамента строительства Москвы, куратор нашего объекта Ресин.

- В столице это сейчас, наверное, самая крупная стройка?

- На сто процентов в этом я не уверен, но что она - одна из самых уникальных, это точно.

Я не устаю удивляться тому, что правительство Москвы взялось за строительство такого комплекса. Ведь одна столица не должна нести всю финансовую ответственность за такой общероссийский объект. Но, будучи на Олимпийских играх в Нагано, Юрий Лужков проникся идеей строительства центра для конькобежного спорта, обидно ему стало за державу. Так что сооружение этой арены полностью финансируется из столичного бюджета.

- Получается - это подарок всей России!

- Именно так. Стране необходим такой комплекс. Понимая это, мэр не оставляет нас без опеки. В ходе одного из совещаний, на котором обсуждались задержки в проектных работах, Лужков поручил главному архитектору города Александру Кузьмину лично заниматься проектированием.

В домостроительстве Москва занимает ведущую позицию среди городов России, а может, и мира, однако в плане возведения спортивных арен мы немного подотстали. Технологически, а не архитектурно.

- Расскажите об "М-Вэйв", который вы видели.

- Японский комплекс не самоокупаем - его датирует государство. Но поскольку подобные объекты составляют гордость страны, их необходимо строить. По количеству таких сооружений и судят о государстве. "М-Вэйв" окупается не более чем на 50 процентов. Хотя загрузка там почти стопроцентная! Закончились тренировки конькобежцев - начинаются занятия хоккеистов. Когда лед убирают, комплекс используется для общегородских мероприятий - концертов, выставок.

Нам хочется сделать арену в Крылатском максимально рентабельной. Первоначально идея была несколько ограничена: планировалось заливать лишь три дорожки для конькобежцев. Задача же службы эксплуатации объекта, то есть моя, - постараться выйти на самофинансирование, не висеть полностью на шее государства. Вот мы и начали доказывать московскому правительству, что использовать только конькобежную дорожку нерационально. Получается, что весь центр помещения никак не используется. А ведь спорткомитет Москвы развивает восемь ледовых видов спорта, значит, можно соревнования по всем им проводить в Крылатском. Закончилось дело тем, что теперь в проект заложена возможность заливки всей площади. Скажем, во время мирового первенства по конькобежному спорту у нас будут только три дорожки. Затем мы сумеем наморозить весь центр и проводить встречи по хоккею с шайбой, хоккею с мячом... Я рад, что нам удалось доказать правительству правильность такого подхода.

Еще у нас есть такая мысль: построить востребованный в спортивном плане ледовый комплекс. Понимаете, международная конькобежная элита очень избалована, ведь в мире есть много высококлассных крытых катков - в США, Канаде, Японии, Голландии, Германии... Спортсмены там живут чуть ли не круглый год - тренируются, выступают. Наша идея в том, чтобы перетащить их к себе. Чем? Быстрым льдом. Задача не только в том, чтобы провести на нашей дорожке чемпионат мира 2005 года, а в том, чтобы на нем были показаны великолепные результаты. Если будут установлены рекорды, спортсмены станут возвращаться в Москву. Только так можно привлечь элиту.

Я всегда вспоминаю Медео, где работал девять лет. Каток расположен очень далеко от Европы. Представьте себе: Казахстан, высоко в горах, открытый лед... Но только при мне там было установлено 136 мировых рекордов. Все дело в идеальной ледниковой воде и высоте. Из-за этого востребованность льда была колоссальная. Американцы, японцы, скандинавы готовы были тренироваться по ночам, если днем лед был занят. Задача - поднять такой ажиотаж в Москве.

- Но как "сварить" столь уникальный лед?

- В тот период спорту уделялось очень много внимания, из-за этого и позиции у нас были мощные. На льду Медео целый институт занимался вопросами скольжения. Увы, теперь это потеряно. Сейчас я пытаюсь найти былые разработки, применявшиеся на Медео. Удалось разыскать институт, который раньше занимался проблемами льда.

- Если бы сейчас Медео был жив, мы бы знали, с кем обменяться опытом.

- 20 лет этот каток гремел, но потом стало "сыпаться" технологическое оборудование. Все надо было обновлять, однако к этому моменту СССР перестал существовать. А ведь финансирование шло за счет центра. Высокогорная арена пришла в упадок Но, знаете, не удивлюсь, если в ближайшем будущем Медео сможет конкурировать с нашим московским катком. Правительство Казахстана нашло возможность сделать там в этом году искусственный лед. 15 лет его на Медео не было! Скандинавская фирма "Хурри групп" смонтировала компрессорные установки и обеспечила комплекс холодом. Думаю, уже этой зимой спортсмены туда поедут. И если там снова начнут бить рекорды, слава Медео возродится.

- Получается, что сейчас для нашего конькобежного центра самая большая проблема - создание льда?

- Конечно. Учитывая уникальность комплекса дирекции по эксплуатации, которую я возглавляю, ее создали аж за год до сдачи объекта. Это небывалое дело. Только найти специалистов для такой организации - проблема. Можно пригласить строителей, энергетиков, а вот работников, обслуживающих оборудование холодообеспечения, очень мало. У нас в стране только пищевая промышленность использует большие холодоемкости.

- Специалисты по заливке льда обычных ледовых центров не подходят?

- Это же совершенно другой объем! Как вам объяснить? Это все равно что после легковой машины пересесть за штурвал самолета. Подход иной: мощность, емкость, регулировка.

Обслуживающего персонала будет около 150 человек. Но для начала всех необходимо обучить. Возьмем механиков льдоуборочных машин. Мы планируем закупить американские агрегаты: работа на них непроста, и надо всем механикам обучиться. На таких машинах надо не просто ездить - ими надо управлять.

- Много импортного оборудования будет установлено в новом ледовом центре?

- Вся технологическая часть будет зарубежной. Наше сердце - холодообеспечение: машинный зал, компрессоры, система диспетчеризации комплекса, электронное табло, судейское оборудование, тайминг, радиовещательная аппаратура, кондиционирование, освещение. Все это будет увязано в один производственный режим. А чего стоит подготовка воды! Наморозить плиту - с этим любой справится, но залить ее в требуемой технологической последовательности...

Для выбора фирмы-поставщика был организован тендер. Этим занимался Московский торговый дом по поручению управления бюджетного планирования Москвы. В тендере участвовали восемь известных фирм. Уже упомянутая мной "Хурри групп", финская ABB (кстати, именно она делает нам проект холода и диспетчеризации), "Химхолодосервис", "Балтийская климат компания", которая специализируется на японском оборудовании. Тендер выиграла американская фирма "Йорк интернэшнл", которая широко представлена на российском рынке и даже часть оборудования производит в России.

- То есть проект - ABB, а оборудование - "Йорк"?

- Американцы уже адаптировали проект ABB под свое производство. Первые поставки уже в пути. Помещения под монтаж этого оборудования уже практически готовы, и, как только прибудут установки холода, их можно будет ставить по местам.

- Кто будет монтировать?

- Ясно, что всех специалистов из Америки не повезешь. Представители фирмы будут осуществлять контроль. Ведь именно они отвечают за результат - хороший, быстрый лед! Это их контрактная обязанность.

- Так что ж, для американцев строительство московского катка - дело чести?

- И чести, и рекламы.

- Когда начнется внутренняя отделка?

- Все работы будут идти вплоть до пуска ледового комплекса. Но могу сказать, что в мае мы уже опробуем машины холода - к этому моменту вся цепочка подготовки льда и воздуха будет готова. Что касается отделки иных помещений, то она ведется уже сейчас.

- Приезжали ли в Крылатское представители Международного союза конькобежцев?

- Да. Месяц назад тут был его президент Оттавио Чинкванта. Он в восторге. Сказал: "Ребята, вы строите не ледовый комплекс, а настоящий театр!" Глава ИСУ одобрил наш подход к технологиям. Тогда же главный архитектор Москвы и я попросили Чинкванту выделить нам от ИСУ куратора, который бы по ходу строительства высказывал критические замечания, давал рекомендации. Нам ведь будет необходимо сертифицировать построенный комплекс. Чинкванта назначил своего заместителя по вопросам судейства Германа Панова, который представляет Россию в ИСУ уже лет 25. Панов оказывает нам неоценимую помощь. Уверен, что никаких проблем с сертификацией у комплекса в Крылатском не будет.

Лина ХОЛИНА