СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
СХЕМЫ УБИВАЮТ
Валерий КЕЧИНОВ.Его можно назвать одним из последних романтиков российского футбола. Поклонники "Спартака" в свое время даже нарекли его наследником легендарного Черенкова - такими эпитетами, согласитесь, не разбрасываются.
РАЗДОЛЬЕ ДЛЯ ФАНТАЗИИ
Можно лишь сожалеть, что серьезная травма фактически вычеркнула из карьеры Валерия Кечинова сезоны, которые могли стать его звездным часом. Впрочем, у форварда "Шинника" есть время, чтобы наверстать упущенное: ему ведь нет и 30.
- Вы поиграли на нескольких позициях. А какую из них считаете своей?
- Я согласен с Валерием Лобановским, который придерживался принципа универсализации игроков. Считаю, что футболист должен уметь действовать почти на любой позиции, если того требуют интересы команды. Конечно, бросаться в крайности не нужно - форварду сложно переквалифицироваться в крайнего защитника и при этом качественно выполнять его функции. У каждого амплуа своя специфика. Но диапазон действий должен быть максимальным. Если входишь, скажем, в группу игроков атаки, обязан уметь сыграть и в средней линии, и в нападении. К тому же тренерские решения не обсуждаются.
- И все же...
- Наиболее комфортно чувствую себя на позиции "под нападающими". Во-первых, принимаешь мяч лицом к воротам и имеешь больше возможности для маневра. Во-вторых, есть раздолье для фантазии. Хотя не могу сказать, что испытывал большой дискомфорт, играя в "Спартаке" второго форварда или при Георгии Ярцеве на правом краю полузащиты.
- Что входит в обязанности форварда "второго плана"?
- В первую очередь связывать полузащиту и нападение. Если говорить примитивно, то последовательность такова: зацепился за мяч, подождал партнеров, отдал, открылся... Ну и, конечно, по возможности необходимо обострять самому. Бывают, к сожалению, матчи, когда это не удается. Многое ведь от соперника зависит. У "Интера", когда "Спартак" встречался с ним в Кубке УЕФА, была очень неприятная оборона. Итальянцы вязали нас по рукам и ногам. Хотя лазейки к воротам нужно выискивать в любой ситуации. Понятно, что у второго форварда меньше моментов, чем у выдвинутого вперед напарника, но и его игру по большому счету оценивают по голам. Вы, журналисты, выставляя баллы, первым делом ведь смотрите на статистику, так?
- Так. И у вас до минувшего сезона со статистикой все было в порядке.
- Да, в 1997 году даже лучшим бомбардиром "Спартака" стал. Прилично - если не ошибаюсь, 13 мячей - забил и сезоном ранее, уступив лишь Тихонову, признанному тогда лучшим игроком страны. А вот нынешний сезон для меня и впрямь сложился неудачно: так редко никогда ворота не поражал (в чемпионате России-2003 на счету Кечинова - 2 гола. - Прим.С.И.). Даже не знаю, с чем это связано. Возможно, не хватало уверенности. Забей в первых матчах - все могло бы по-другому сложиться. Да еще из-за травмы пропустил два месяца. Надеюсь, теперь все напасти позади.
- То, что вы не можете заиграть в "Шиннике", для многих загадка. Кому-кому, а уж вам-то построенный на контроле за мячом стиль ярославцев должен был прийтись по душе.
- А он мне и впрямь по душе. Второй круг прошлого чемпионата это, собственно, подтвердил. Драматизировать ситуацию не стоит - в конце концов неудачные сезоны бывают у каждого.
РИСК УЖЕ НЕ В ПОЧЕТЕ
- В юношеских командах вы тоже выполняли функции разыгрывающего?
- Как в третьем классе записался в ташкентскую школу "Трактор", так тренеры сразу и определили меня на позицию "под нападающими". В детстве все стараются показать лучшие качества, а моим главным козырем уже тогда был скоростной дриблинг. Любил атаковать вторым темпом, из глубины поля.
- Вас можно назвать индивидуалистом - в хорошем смысле этого слова. Вам не кажется, что в российском чемпионате все меньше футболистов, способных взять игру на себя?
- Это так. Футбол стал схематичнее, а схемы убивают импровизацию. Многократно возросшая ответственность за результат заставляет действовать проще. Риск нынче не в почете - нужна надежность. Не знаю, возможно, так было и раньше, но я ведь выступал в такой команде, как "Спартак". Наше преимущество над соперниками нередко было подавляющим, и мы могли, что называется, почудить. Иногда проходили такие задумки, что сам поражался. Играть в "Спартаке" было в удовольствие. А сейчас, как мне кажется, многие футболисты не идут в обводку только потому, что боятся потерять мяч. Из нынешнего поколения молодых игроков приятным исключением выглядит Измайлов. В матчах с "Шинником" и "Интером" он произвел яркое впечатление. Лезет вперед, обыгрывает, не стесняется из любых положений бить по воротам...
- Принято считать, что самые техничные игроки выходят из дворового футбола.
- Согласен. А все потому, что мальчишки стараются импровизировать. У них во главу угла поставлен не результат, а сам процесс. Они хотят быть похожими на своих кумиров, подражают им, привнося при этом в игру что-то свое. Между тем в подростковом возрасте закладывается фундамент на всю жизнь, футбольную в том числе. Не случайно ведь многие выдающиеся мастера вышли из "коробок" и пустырей. Многое зависит и от детских тренеров, которые должны помогать ребятишкам раскрывать таланты.
- Раз уж заговорили о кумирах, не могу не спросить, на кого в детстве равнялись вы.
- На Марадону и Черенкова. Для меня они были небожителями.
СПАРТАКОВСКАЯ ИНТУИЦИЯ
- В "Спартак" вас приглашали на какую-то конкретную позицию?
- Честно говоря, даже не знаю. В тот момент мне было абсолютно не важно, на каком месте играть. Звали ведь не куда-нибудь, а в великий "Спартак"! Все остальное второстепенно.
- Это не вымысел, что спартаковцы понимали друг друга на поле с полуслова, с одного взгляда?
- Все наигрывалось на тренировках. Не секрет, что любимым упражнением у Олега Романцева были "квадраты". При этом работа строилась таким образом, что защитники взаимодействовали с полузащитниками, полузащитники с нападающими и так далее. Игровые связи оттачивались до автоматизма. Неудивительно, что мы быстро переходили от обороны к атаке - чувствовали-то друг друга интуитивно. "Стеночки", забегания... Знали даже, кому под какую ногу отдавать мяч, ведь судьбу матча иногда может решить один пас. Мне, например, всегда старались делать передачу в сторону ворот. Поэтому и командный КПД был высоким.
- Когда, по-вашему, та команда достигла пика?
- Сразу сказать трудно. Возможно, когда вышли в полуфинале Кубка УЕФА на "Интер". Если бы не Роналдо, который тогда находился в потрясающей форме и забил нам оба мяча в ответном матче в Москве, думаю, "Спартак" имел бы все шансы взять Кубок. "Аякс" на предыдущий стадии обыграли по всем статьям.
- Не ошибусь, если скажу, что лично для вас самым памятным остается матч Лиги чемпионов-95/96 против колючего "Русенборга". Выйдя на пару с Аленичевым после перерыва, вы превратили безнадежные 0:2 в 4:2.
- Игру в Тронхейме действительно приятно вспомнить. Получалось буквально все! И забивал, и отдавал. Вдвойне приятно, что той победой мы практически забронировали себе пропуск в следующую стадию. В составе красно-белых вообще пережил на европейской арене много приятных минут. Помимо "Аякса", отмечу победу в переигровке Кубка УЕФА над "Сьоном" - 5:1. Задетые несправедливостью, над швейцарцами мы просто куражились. А вот в четвертьфинале уже упомянутой Лиги против "Нанта" произошла большая несправедливость. Уступив в гостях 0:2, в ответной встрече мы уравняли шансы, но затем арбитр не назначил чистейший пенальти в ворота французов.
- Вы готовы утверждать это и спустя семь лет?
- Готов. Меня откровенно сбили в штрафной. Переживал после игры, помню, страшно.
ПЯТЬ ЛЕТ С РАЗОРВАННОЙ СВЯЗКОЙ
- Игрокам вашего склада чаще других достается по ногам. Никогда не срабатывал инстинкт самосохранения?
- Я пять лет, сам того не ведая, играл с разорванной крестообразной связкой и ноги при этом не поджимал. Травму колена получил еще в 1993 году, когда мы в рамках какого-то турнира встречались с киевским "Динамо". Операцию делать не стали, хотя боли все время тревожили. Закачивал мышцу и выходил на поле. И только когда стало совсем невмоготу, поехал в Германию к доктору Пфайферу. Осмотрев колено, он пришел в ужас. Еще немного - и ходить-то, вероятно, не смог бы. Но сейчас этот кошмар в прошлом. Рецидива травмы не ощущаю. Совсем.
- Против каких защитников играть сложнее?
- Против тех, у кого высокий уровень подготовки. В бытность игроком "Спартака" труднее всего было прорывать динамовскую оборону. Ковтун и Штанюк опекали очень цепко. О защитниках "Интера" я уже говорил.
- Кстати, какой "Интер", на ваш взгляд, сильнее - нынешний или тот, пятилетний давности?
- Нисколько не умаляю заслуг железнодорожников - они сыграли против итальянцев просто здорово. Но "Интер" образца 98-го с Роналдо был все же покрепче. Тогда у итальянцев была команда, а не скопление звезд. Вьери и Рекоба, спору нет, личности незаурядные, но в Черкизове они были каждый сам по себе. Хотя такое впечатление опять же могло сложиться на фоне великолепных действий "Локомотива".
Сергей ИЛЬЕВ |
Ярославль - Рязань |
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ" |
Валерий КЕЧИНОВ
Родился 5 августа 1974 года в Ташкенте. Полузащитник. 179 см, 73 кг. Воспитанник школы ташкентского "Пахтакора". Выступал за "Пахтакор" (1991 - 1992), "Спартак" М (1993 - 2000), "Сатурн" (2001 - 2002), "Шинник" (с 2002). Чемпион Узбекистана 1992 года, чемпион России 1994, 1996, 1997, 1999 годов, бронзовый призер чемпионата России 1995 года. За сборную России провел 6 матчей, забил 2 гола.