Газета Спорт-Экспресс № 291 (3378) от 29 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 декабря 2003 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Арвидас САБОНИС

САМ НЕ ЗАМЕТИЛ, КАК ГОДЫ ПРОЛЕТЕЛИ

В середине декабря легендарный баскетболист прилетал играть в Москву. Вероятно, в последний раз в своей карьере.

Дурацкое, но обожаемое мною в детстве занятие: бросать шарик для пинг-понга в хрустальную вазу или в граненый стакан. Воображаемый баскетбольный мяч, пущенный с расстояния от вытянутой руки до трех-четырех метров, звонко падал в воображаемую корзину. Все броски выполнялись "от имени" определенных игроков - тех, кто запомнился по телетрансляциям середины 80-х. Успехи и неудачи "Хомичюса" и "Куртинайтиса", "Волкова" и "Тихоненко" скрупулезно фиксировались в специальной тетрадке. Больше всего плюсиков за точные броски всякий раз оказывалось напротив одной и той же фамилии - "Сабонис".

ФРАГМЕНТ ИЗ "ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ"

"Включите хотя бы раз свой телевизор, когда играет каунасский "Жальгирис" или сборная страны, и после этого вы уже непременно будете искать встреч с Арвидасом Сабонисом, который играет в баскетбол".

Знаменитый спортивный журналист Анатолий Пинчук написал эти строки почти 20 лет назад. Сегодня под ними могут подписаться миллионы людей. В Литве, Америке, Испании. Везде, где знают игру под названием баскетбол, а значит, знают и Сабониса. Для одних он - кумир, легенда, для других - "великий белый", для третьих - "мамонт", чудом доживший до наших дней и продолжающий удивлять, несмотря на почтенный возраст.

Отношение к Сабонису в России - отдельный разговор. Для тех, кто родился и жил в СССР, он не просто великий баскетболист и спортсмен, но и часть истории. Незабываемый фрагмент прошлой - советской - жизни. Такой же, как метро за 5 копеек, автоматы с газировкой и пионерский галстук.

"Кто этот великан?", "Неужели тот самый?!", "Не может быть!", "И правда - Сабонис!". Матерые таксисты, поджидавшие очередную "жертву", и просто случайные люди, оказавшиеся в Шереметьеве-1 вечером 17 декабря, сворачивали шеи и раскрывали рты от изумления. В зоне прилета столичного аэропорта, катя за собой сумку-тележку, шагал мимо киосков тот самый Сабонис. Давно уже не молодой, давно не соотечественник. По-прежнему великий и по-прежнему наш. С возвращением, Сабас!

"НЕ РАЗДАВИТЕ МЕНЯ!"

Как в старые-добрые 80-е, Сабонис прилетел в Москву играть за "Жальгирис" против ЦСКА - только уже не в чемпионате СССР, а в Евролиге. Последний раз российские болельщики "живьем" видели играющего литовского центрового в феврале 1995 года - в составе мадридского "Реала" в матче с тем же ЦСКА. И тогда, и сейчас в пятитысячном армейском зале на Ленинградском проспекте было не протолкнуться. Правда, в XXI веке в отличие от прошлого, XX, билеты даже не попали в кассы - разлетелись по рукам и организациям посредством Интернета.

Народ шел на Сабониса. Молодежь - из любопытства: посмотреть на легендарного игрока, о котором знаешь лишь понаслышке. Те, кто постарше (их 18 декабря на трибунах собралось большинство), - по зову сердца: им хотелось вновь окунуться в воспоминания о былых битвах ЦСКА и "Жальгириса". Виновник аншлага, заметно смутившийся во время устроенной в его честь предматчевой церемонии, не разочаровал в итоге ни тех, ни других. Сначала на площадке (19 очков и 8 подборов в матче с одним из главных фаворитов Евролиги - и это в 38 лет!), а затем и в фойе армейского зала. В течение часа Сабонис раздавал автографы - давним поклонникам и новым, только что появившимся. "Не раздавите меня!" - то ли в шутку, то ли всерьез восклицал Арвидас, припертый к стенке возле раздевалки команды.

Раздавить, конечно, не раздавили - как-никак, 220 см роста и 138 килограммов живого веса! Но помяли и утомили изрядно. Сабонис даже опоздал на автобус, доставивший остальной "Жальгирис" в гостиницу. "И так почти в каждом городе, куда мы приезжаем", - сказал мне, улыбаясь, тренер литовской команды по физической подготовке Александрас Косаускас, работавший в Каунасе еще в золотые для клуба и Сабониса 80-е.

В отличие от других стран, куда "Жальгирис" еще занесет в Евролиге-2003/04, в Россию Сабонис-баскетболист больше, скорее всего, не приедет. Этот сезон должен стать последним в его долгой и блистательной карьере.

ПРИВЕТ ОТ ТКАЧЕНКО

Взять интервью у Сабониса - не пятиминутное, на ходу, когда несловоохотливый Арвидас предпочитает отделываться короткими фразами, а полноценное, без оглядки на часы, - задача из разряда архисложных. Ну не любит великий центровой говорить с журналистами! Особенно если те задают вопросы, не требующие ответов. Так, во время нынешнего визита в Москву один репортер имел неосторожность спросить: зачем Сабонис вкладывает деньги в баскетбольную школу? "У вас есть дети? - грозно поинтересовался гигант, глядя на собеседника сверху вниз. - А зачем они вам?"

Корреспонденту "СЭ" повезло. С легендой мирового баскетбола и кумиром моего детства я беседовал более получаса - в автобусе, по пути из Шереметьева-1 в гостиницу. Паролем послужило имя Владимира Ткаченко. Тоже знаменитый в прошлом центровой, товарищ Сабониса в сборной СССР и его непримиримый соперник в суперфиналах "Жальгирис" - ЦСКА, попросил меня передать Арвидасу привет. Услышав знакомую фамилию, Сабонис заметно оживился. Попросил записать его номер телефона. А потом принялся отвечать на вопросы.

- Москва для вас - не просто очередной город. Не так ли?

- Конечно. Мы ведь в Москве очень много времени проводили - со сборной тренировались по три-четыре месяца в году. Хорошие времена были. Веселые...

- Не возникает иногда желания посмотреть по видео матчи 80-х?

- Пока сам играешь, не тянет. Вот когда закончу, пройдут годы, тогда, думаю, захочется взглянуть, как это было. Сейчас на воспоминания нет времени. Ну разве что изредка соберемся где-нибудь на даче с Хомой, Куртом, другими ребятами - и поговорим о прошлом. Вспомнить нам действительно есть о чем.

- Например, о суперфиналах ЦСКА - "Жальгирис". Какая из трех побед в союзном чемпионате, одержанных каунасским клубом в противостоянии с армейцами, вам наиболее дорога?

- Больше всего запомнилось наше третье золото (1987 год. - Прим. А.Ф.). Мы проиграли в Каунасе первый финальный матч и ехали в Москву обреченными. Мало кто верил, что "Жальгирис" сможет здесь выиграть. Но мы сделали это - дважды победили ЦСКА в Москве.

- В тех московских матчах, собиравших аншлаги в Лужниках, вы играли с травмой ахилла, фактически на одной ноге. А вскоре, в том же 1987-м, разрыв злосчастного сухожилия едва не обернулся досрочным завершением карьеры. Сегодня не думаете, что зря рисковали, выходя на площадку 16 лет назад?

- Раньше или позже ахилл все равно порвался бы. Чтобы предотвратить это, следовало вообще на год уходить из баскетбола. Но как я мог бросить играть за "Жальгирис" и сборную?! Когда был молодой, о том, что надо поберечься, особо не задумывался.

- Если бы задумывались, то у вас не было бы олимпийского золота. Ведь в 1988 году вы опять же поехали в Сеул на свой страх и риск - до этого почти год не играли в баскетбол, перенесли не одну операцию...

- Знаете, когда в 84-м мы не поехали в Лос-Анджелес (СССР бойкотировал эти Игры. Прим. А.Ф.), мне вообще казалось, что Олимпиады в моей жизни уже не будет. До Сеула тогда было так далеко...

ВОЗВРАЩЕНИЕ В "ЖАЛЬГИРИС"

- Вопрос, который вам в этом сезоне задавали бесчисленное количество раз: почему вы все-таки вернулись в "Жальгирис"?

- А куда мне надо было вернуться? В ЦСКА, что ли? (Смеется.)

- Но ведь была возможность поиграть еще минимум один сезон в НБА. Заработали бы несколько миллионов и, кто знает, может, стали бы чемпионом. Ведь это единственный серьезный титул в баскетболе, которого у вас нет.

- Всех денег не заработаешь. А что касается титула чемпиона НБА... Вы, журналисты, хотите, чтобы Сабонис получил этот перстень больше, чем я сам (смеется). Все мои мечты что-либо выиграть - в прошлом. Теперь пусть молодые к чему-то стремятся, едут в НБА. С меня хватит. Поиграл вдоволь. Когда-то все равно пришлось бы заканчивать. А для себя уже давно решил, что сделаю это дома, в Литве. Так что возвращение в "Жальгирис" - никакой не сюрприз.

- Вернувшись, тем самым отдаете долг родной команде?

- И "Жальгирису" хотелось помочь, и себе, и болельщикам приятное сделать. Ноги каждый год все хуже и хуже. Поэтому для меня было важно вернуться сейчас. Пока еще могу бегать, а не просто сидеть на "лавке".

- Получаете ли сегодня удовольствие от игры в баскетбол?

- Да. Такого - давно не получал. В НБА я не столько играл, сколько работал. Чувствовал себя роботом. В Америке, бывало, по пять матчей в неделю приходилось играть. Какое тут удовольствие?! Некогда ни покайфовать, ни в горе побыть. В "Жальгирисе" я дома, меня окружают друзья. И - что особенно радует - матчи не каждый день.

- Для большинства игроков сегодняшнего "Жальгириса" вы кумир детства, легенда, непререкаемый авторитет.

- Не знаю, что они там обо мне думают. Не давлю ни на кого авторитетом, но и поблажек не делаю. На тренировках все мы равны. Придя на первое занятие, сразу сказал, чтобы против меня играли как можно жестче.

- Но ведь так можно нанести травму самому Сабонису?!

- Какая разница - я это или кто-то другой? На тренировках надо биться с полной отдачей. Ведь в игре тебя никто жалеть не будет.

- В матчах Евролиги не чувствуете, что соперники или судьи относятся к вам с почтением, оберегают?

- Не знаю. На площадке некогда думать о том, кто как к тебе относится. Выходишь, включаешь "автомат" и вперед - играть.

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ И БОССОМ, И ИГРОКОМ

- Сегодня вы основной центровой "Жальгириса" и одновременно владелец контрольного пакета акций клуба. Удается совмещать?

- Поначалу пытался, но потом понял: это невозможно.

Надо делать одно дело, а не разрываться между тренировками и поездками на какие-то мероприятия. Ведь надо еще отдохнуть, поспать. Все-таки я привык жить в определенном ритме. Так что сейчас Сабонис - это в первую очередь игрок.

- Для Сабониса-игрока этот сезон станет последним. Или можете продлить баскетбольную карьеру еще на год?

- Сначала надо этот сезон доиграть, а там видно будет. Отдохну, посоветуюсь с семьей, и тогда приму решение.

- Могли ли вы раньше предположить, что будете играть так долго?

- В молодости смотрел на Менегина, Чосича, Абдул-Джаббара и думал: сколько же можно бегать?! А сейчас мне самому почти 40, и я все еще играю! Сам не почувствовал, как годы пролетели (улыбается).

- Трудно избавиться от наркотика под названием баскетбол?

- Наверное. Из баскетбола в основном уходят по причине серьезной травмы. Или когда теряют форму и уже не могут войти в прежний ритм. А если ты еще можешь собраться, то почему бы и нет? Для меня самое трудное - набирать форму осенью. Чтобы заставить себя вновь работать, нужна большая сила воли.

- В позапрошлом сезоне вы, как казалось многим, уже распрощались с баскетболом...

- Да, было дело. Мне говорили тогда: вот увидишь, пройдет полгода, и захочется опять играть. На что отвечал: этому не бывать. (Смеется.) Наивный! Восемь месяцев отдыхал, а потом как-то включил телевизор, который все это время не смотрел, и увидел баскетбольную трансляцию. Не помню, что это был за матч, но в тот момент во мне что-то перевернулось. Появилось желание снова выйти на площадку. А вскоре позвонили из "Портленда" и предложили новый контракт. В конце концов я "сломался". Дай, думаю, попробую. Посмотрю, как буду выглядеть после пропущенного года, когда я только пивко потягивал.

- Сразу почувствовали, что рано уходить на пенсию? Пришли в баскетбольный зал, взяли в руки мяч и...

- До мяча еще надо было бегать, штангу поднимать, вес сбрасывать. А попасть в кольцо - это самое простое.

НЕТ БОЛЬШЕЙ МУКИ, ЧЕМ СИДЕТЬ НА СКАМЕЙКЕ

- Как оцениваете свои нынешние физические кондиции?

- Нормально. Сбросил вес, стало легче бегать. А уж потолкаться под кольцом всегда сумею. (Улыбается.)

- Чтобы понять это, достаточно взглянуть на вашу статистику в матчах за "Жальгирис". Кстати, вы в курсе, что занимаете сейчас первое месте в рейтинге самых полезных игроков Евролиги?

- В курсе. Хотя до сих пор не пойму, как считают этот рейтинг.

- А как вам нынешний европейский баскетбол? Уровень Евролиги сильно изменился с тех пор, как в 1995-м вы уехали из "Реала" в НБА?

- Здесь все зависит от команды. Чем она сильнее, тем тебе в ней легче играть. Если судить по центровым, то мне и тогда, и сейчас физически одинаково тяжело. Соперники помоложе и побыстрее. Кроме того, теперь почти все они забивают "трюльники".

- Раньше во всей Европе, да и, пожалуй, в мире, стабильным трехочковым мог похвастаться только один центровой - Сабонис.

- Когда я начинал, трехочковых вообще не было. (Смеется.)

- Уже задумывались над тем, чем займетесь после завершения карьеры игрока?

- Наверное, буду где-то рядом с баскетболом.

- Но не тренером?

- Эта работа не по мне. Недавно в Литву со своей командой приезжал Куртинайтис (бывший партнер Сабониса по "Жальгирису", сборным СССР и Литвы, ныне - главный тренер азербайджанского клуба "Гала". - Прим.А.Ф.). Как он орет! Хорошо, что я это увидел. (Смеется.) Теперь точно в тренеры лезть не буду. Слишком много нервов им приходится тратить. Тут не то что тренировать - просто на "скамейке" сидеть трудно. Для меня в баскетболе нет большей муки, чем наблюдать со стороны, как бьется твоя команда.

ЧЕТЫРЕ САБОНИСА НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ

- Ваша популярность в Литве огромна. Возле каунасского "Спортгалле" хотят установить статую Сабониса. А недавно один из национальных телеканалов записал ваше новогоднее поздравление - согласитесь, это честь, которой удостаиваются первые лица государства. Не думаете, что при желании могли бы стать президентом Литвы?

- Какая там политика! Мне надо для себя сейчас пожить. Я ведь нормальной жизни еще не видел. Сплошные переезды, игры, тренировки, сборы...

- Вы живете и играете в Литве, а ваша семья в основном находится в Испании. Вас это устраивает?

- Что поделать, если дети учатся в Испании? Там моей семье удобно. В дальнейшем планирую жить, переезжая из Литвы в Испанию и обратно.

- Кстати, о детях. Знаю, что трое ваших сыновей тоже занимаются баскетболом. Насколько серьезно их увлечение?

- Старший - Жигимантас - уже вопросы интересные задает. Рассуждает: "Учиться в Америку не поеду, попытаюсь пробиться в НБА из испанской лиги или из "Жальгириса". Это в 13 лет! Я ему говорю: "Ты для начала вырасти!" (Смеется.) Среднему сыну Таутвидасу -11. Он не так хвастлив, но уже производит впечатление на детских тренеров. Младший Домантас еще слишком молод - всего семь лет. Кстати, все трое не любят ездить летом в баскетбольные лагеря. Жалуются, что там только бегают и физкультурой занимаются, а баскетбола мало.

- Они, наверное, высокими должны вырасти?

- Да. Думаю, не маленькими будут. Ноги у них длинные, кости тоже такие. Хотя 2 метра 20 сантиметров, как у отца, иметь не обязательно. Главное, чтобы в игре соображали хорошо.

- Было бы интересно увидеть на одной площадке сразу четырех Сабонисов...

- Летом дети должны приехать со своей командой на турнир в Литву. После его окончания, возможно, устроим шоу: сыграю с сыновьями матч против тренеров. (Улыбается.) Надеюсь, они не заставят краснеть своего отца.

...Через сутки после игры с ЦСКА, в день своего 39-летия (к слову, никаких торжеств по этому случаю не было - так решил сам именинник), Сабонис опять катил в Шереметьеве-1 сумку-тележку, казавшуюся рядом с ним такой крохотной. Под те же изумленные взоры случайных пассажиров и работников аэропорта тот самый Сабонис возвращался домой, в Литву.

Прощаясь с ним, я невольно подумал: жаль, что моему сыну, которому всего два месяца, не суждено увидеть "живьем" играющего Сабониса. Увидеть и захотеть, как когда-то захотелось мне, играть в баскетбол чем угодно - хоть шариком для пинг-понга.

Александр ФЕДОТОВ