Газета Спорт-Экспресс № 5 (3383) от 12 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 января 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ТУРЦИИ

ПЕРЕСТРОЙКА ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

Окончание. Начало - стр. 1

Алексей МАТВЕЕВ

из Лары

Как видите, из-за временного недокомплекта в обороне некоторым хавбекам пришлось переквалифицироваться в защитники. По замыслу Скалы, четверка обороняющихся должна действовать слаженно и быстро, особенно это касается крайних защитников. Например, при атаке соперника на фланге Хрмана правый защитник Парфенов смещался чуть ли не в самый центр. Его партнеры по-прежнему оставались от него по левую руку, причем зазор между игроками должен составлять не более трех-четырех метров. Если следовала передача с одного края на другой, вся четверка дружно смещалась вслед за мячом. При атаке по центру на нападающего выдвигался тот защитник, в чьей зоне он находился. Остальные обороняющиеся сужались и страховали партнера.

Главное условие - квартет защитников должен двигаться синхронно. Если игроки что-то делали не так, Скала и Куоги моментально останавливали занятие и объясняли, в чем заключается ошибка. Вплоть до самых мелочей. Когда спартаковцы все делали правильно, тут же слышалось эмоциональное итальянское "Браво!"

ТРЕНЕР, КОТОРЫЙ НЕ ЛЮБИТ ДАВАТЬ ИНТЕРВЬЮ

При всей своей коммуникабельности на поле Куоги оказался не большим любителем общаться с прессой. Еще будучи игроком, он не жаловал нашего брата журналиста и как-то, по собственному признанию, не давал интервью целых три года. И это в Италии, где акулы пера просто не дают прохода футболистам! Сейчас Стефано Куоги, скажем прямо, тоже не горел желанием разговаривать, но благодаря обаянию переводчицы Екатерины, которая помогает игрокам и тренерам общаться в повседневной жизни в Турции, все-таки пошел против своих правил.

- Извините, но первый вопрос вы мне подбросили сами. Почему так неохотно согласились на интервью?

- Сразу оговорюсь: дело не в журналистах, среди которых у меня есть немало друзей - как в Италии, так и в Донецке. Просто мне не нравится очень много говорить в камеру или на диктофон. Гораздо приятнее это делать на поле, когда работаешь с футболистами. Так что интервью - не моя стихия.

- Когда вы решили стать тренером?

- Когда из-за проблем с коленом я закончил игровую карьеру, то не слишком точно представлял, чем буду заниматься дальше. Хотел лишь одного - остаться в футболе. Сначала попробовал агентскую деятельность, но затем решил, что стану тренером.

- Кто для вас Скала - учитель, близкий друг или товарищ по работе?

- Все определения, перечисленные вами, подходят. Мы знаем друг друга очень много лет. Когда я играл под его руководством в "Парме", Невио дал мне множество знаний, которые пригодились в будущем. Еще могу назвать Скалу своим товарищем по приключениям. Второй раз в тренерской карьере мы ввязываемся в рисковое предприятие.

- Первым рисковым предприятием, я так понимаю, был Донецк?

- Да. Я с большой теплотой вспоминаю время, проведенное в "Шахтере". Там у меня осталось очень много друзей. Надеюсь, схожие чувства испытаю и в "Спартаке".

- Можно сказать, что за Скалой вы поехали бы на край света?

- Мы отлично понимаем друг друга. Я бесконечно уважаю этого человека, но не могу сказать, что вся моя тренерская карьера пройдет только со Скалой. После того как "Шахтер" стал чемпионом, я уехал в "Мессину", откуда поступило предложение возглавить клуб. То есть опыт самостоятельной работы с итальянскими командами серии В и С у меня уже есть. Как и Скала, являюсь тренером первой категории, имею соответствующий диплом УЕФА. Сейчас, когда мы работаем вместе, на тренировках у меня довольно широкие полномочия. Советы Невио для меня бесценны. Находясь рядом с ним, я многому могу научиться.

- Люди, знающие вас по Донецку, рассказывали, что характер у Куоги типично итальянский - очень взрывной, эмоциональный. Это правда?

- Они, наверное, имели в виду мое поведение во время матчей. На фоне спокойного Скалы я постоянно вскакиваю со скамейки, жестикулирую. А еще - постоянно кричу на тренировках. В этом смысле, согласен, я типичный итальянец.

САМЫЙ ПАМЯТНЫЙ ГОЛ ЗАБИЛ НА "УЭМБЛИ"

- Представим ситуацию: вы еще играете в футбол, и главный тренер "Спартака" Скала позвал Куоги к себе в команду. В этом случае отправились бы в Россию?

- Да. Теоретически мне бы хотелось побывать в шкуре игрока-легионера. Думаю, это интересно. Но, став тренером, я восполнил этот пробел. Мне нравится работать за границей.

- Помните тот день, когда оказались в "Парме"?

- Отлично помню. Я закончил выступать за "Пизу" и должен был перейти в "Лацио", который усиленно мною интересовался. Но тут в дело вмешался спортивный директор "Пармы". Он захотел заполучить меня любой ценой. Поскольку я живу недалеко от Пармы, то принял предложение этого клуба и не прогадал. У нас была великолепная команда, которая получала удовольствие от игры. Нам удалось сказать новое слово в итальянском футболе - молодая команда, усиленная двумя-тремя опытными игроками, стремительно ворвалась из низов в элиту серии А.

- Кто был вашим любимым партнером на поле?

- Честно говоря, даже не могу выделить кого-то одного. Мы постоянно были вместе - как на футбольном поле, так и вне его. Часто общались семьями. Например, моя супруга крепко дружила с женами бразильца Таффарела и бельгийца Грюна.

- В финале Кубка кубков-93, блестяще выигранного "Пармой", вы забили третий гол в ворота "Антверпена". Это самый памятный ваш гол или были какие-то еще?

- Конечно же, самый памятный. Ведь я его забил в финале на знаменитом лондонском стадионе "Уэмбли"! А вообще-то забивал нечасто, поскольку был полузащитником оборонительного плана.

ИЗ РУССКИХ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИЛСЯ ЗАВАРОВ

- В детстве вы были поклонником "Модены"?

- Не совсем. Помимо команды из своего родного города я болел за "Милан", хотя мой отец симпатизировал "Интеру".

- Получается, весь новый тренерский штаб "Спартака" симпатизировал раньше "Милану". Это случайное совпадение?

- Полагаю, да. Мы со Скалой в разное время выступали за "Милан". Когда мне было 20 лет, сам Джанни Ривера пригласил меня в эту команду.

- Кого из известных футболистов там застали?

- Франко Барези, Колловатти, Тассотти и Анчелотти.

- Доводилось ли вам бывать в России?

- Никогда! Порой сам удивляюсь: я побывал в Южной Америке, почти во всех странах Европы, даже самых маленьких, а в огромной России не был ни разу. И никогда не играл против ваших команд. Русские, по-моему, - единственная нация в Европе, с которой до сего момента я никак не сталкивался. Сейчас мне представилась возможность восполнить этот пробел. Все мои родственники и друзья, посещавшие вашу страну, отзывались о ней очень хорошо.

- В составе "Пармы" вам доводилось играть против наших легионеров в Италии?

- Неоднократно играл против Заварова, Алейникова, Михайличенко, Шалимова. Помню, Заваров всегда меня цеплял. С Михайличенко, когда он выступал за "Сампдорию", играли непосредственно друг против друга.

- Кого из перечисленных футболистов вы бы назвали лучшим?

- Лично мне больше других нравился Заваров. Отличный игрок! Но в Италии всем русским было крайне тяжело приспособиться к условиям нашего футбола. Только сейчас феноменальный Шевченко сумел перебороть эту тенденцию. Знаю, что он украинец, но для меня все жители бывшего СССР - русские.

- Как думаете, почему наши именитые легионеры не смогли до конца реализовать себя в Италии?

- Итальянский футбол специфичен. Это другой мир. К нему очень трудно приспособиться, выдержать то громадное психологическое давление, которое идет на игроков отовсюду.

- До приезда в Турцию вы знали кого-нибудь из спартаковских футболистов?

- Я был вместе со Скалой в Дании на матче "Спартака" с "Эсбьергом". Так что еще до сбора видел команду в деле. Понятно, что знал Титова, потому что его знает вся футбольная Европа. Лично же был знаком только с Ковалевски - по совместной работе в "Шахтере".

- Какое впечатление произвели на вас спартаковцы по первым тренировкам?

- Игроки готовы к серьезной работе и настроены вернуть утраченные позиции. Если не ошибаюсь, "Спартак" всегда боролся в России только за чемпионство. Десятое место, конечно, не результат для клуба с таким именем. Мы приехали сюда, чтобы вернуть команду на прежнюю высоту. Нам удалось это сделать в Донецке. Постараемся добиться того же и в Москве.