Газета Спорт-Экспресс № 15 (3393) от 23 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 января 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕГИОНЕРЫ

ВРЕМЯ КОСМОПОЛИТОВ

ГРАЖДАНСТВО. Жерри-Кристиану Тчуйсе так и не довелось сыграть за сборную России, хотя у нас об этом говорили чуть ли не как о свершившемся факте. Но если познакомиться с биографиями некоторых игроков европейских сборных, становится ясно: камерунец с российским паспортом в российской сборной не был бы явлением из ряда вон выходящим. В Европе наступило время космополитов.

В расположении венской "Аустрии" недавно появился футбольный вундеркинд из Сербии Нико Йевтич. Ему всего десять лет, но он уже многое умеет. Сам был свидетелем, как мальчик на глазах у австрийских и иностранных журналистов посрамил Ивицу Вастича. Лидер венского клуба решил было посоревноваться с Нико в ловкости, но очень быстро бывший хорват, а ныне гражданин Австрии был вынужден признать, что до юного балканского земляка ему далеко.

На одаренного мальчугана уже положили глаз многие ведущие клубы Старого Света, включая "Манчестер Юнайтед". Облизывается на лакомый кусочек и "Аустрия". Во всяком случае, ее владелец, австро-канадский миллиардер Фрэнк Стронах, обещает родителям Йевтича золотые горы, только бы заполучить Нико к себе, а заодно и сделать его австрийцем. Дело в том, что Стронах - один из руководителей австрийской бундеслиги, а также директор футбольной академии, кующей для нее кадры. Некоторое время назад, встретившись с проживающим в Австрии Францем Беккенбауэром, хозяин "Аустрии" сгоряча заключил с ним пари. Суть спора в следующем: в 2010 году на чемпионате мира Австрия, как уверяет Стронах, займет место выше Германии, а вот Кайзер Франц подобное распределение мест полностью исключает. Так что теперь размечтавшемуся миллиардеру надо всерьез браться за формирование будущей австрийской чудо-команды - иначе через шесть лет придется признать себя побежденным.

О малолетней сербской знаменитости вспомнил не случайно. До сих пор боссы австрийского футбола проявляли себя не слишком расторопными в плане привлечения под знамена сборной детей эмигрантов. Не так давно, например, проморгали очень перспективного нападающего. Илко Наумоски из ГАК, если помните, забил гол "Локомотиву" в одном из матчей за выход в групповой турнир Лиги чемпионов. И при полном отсутствии в Австрии забивных нападающих македонец мог бы очень пригодиться ее сборной. В Австрию Наумоски перебрался вместе с отцом в начале 90-х, прошел школу "Рапида", и его было взяли на сборы молодежной сборной страны, но вдруг выяснилось, что он не имеет местного гражданства. Пока думали да гадали, что делать, Македония времени не теряла: она предложила блудному сыну место в рядах своей сборной, и он дал согласие.

В свое время сборная Австрии могла оказаться и без упомянутого выше Ивицы Вастича. Любопытно, что не менять гражданство уговаривал его Отто Барич, который в тот момент, как и сейчас, возглавлял сборную Хорватии. Конечно, делал он это из патриотических соображений, Вастич же не послушал наставника из меркантильных. Он бежал из Хорватии от войны и хотел использовать те преимущества, которые давало ему гражданство страны - члена ЕС: имея его, легче перейти в какой-нибудь серьезный клуб. И только тогда, когда Вастич забил первый гол за сборную новой родины, он, как сейчас признается, наконец почувствовал себя австрийцем.

А вот Шону Данди из той же "Аустрии" не повезло. Он родом из Южной Африки, но, перебравшись в Европу, по совету тогдашнего тренера сборной Германии Берти Фогтса сменил гражданство. Фогте обещал Данди, что тот будет играть за новую родину. И слово сдержал, вот только длилось счастье экс-южноафриканца недолго. Покровитель ушел в отставку, а новый штаб сборной не посчитал Данди перспективным. Не соверши он тогда этого опрометчивого шага, сетует теперь не понятый немцами футболист, мог бы попытать счастья в сборной Австрии, где, как уже упоминалось, дефицит форвардов.

Сегодня в австрийской сборной играют главным образом чистокровные австрийцы, но на подходе молодежь из академии Стронаха, а там много представителей различных диаспор. И, возможно, свежая зарубежная кровь - именно то, чего не хватает сборной для выхода из затянувшегося кризиса.

В принципе в странах с высоким уровнем жизни выступление за сборные большого количества некоренных граждан - нормальное явление. С давних пор они появились в команде Англии, затем эстафету приняла Франция, не отстают голландцы, широко открывшие двери для выходцев из бывших колоний. Подтягивается и Германия. Сначала в сборной начали появляться дети смешанных браков, где главой семейства зачастую был солдат американских войск, расквартированных в ФРГ. Теперь преобладают потомки гастарбайтеров. Мирослав Клозе и Пауль Фрайер - выходцы из Польши. Оливер Нойвилль родился в Швейцарии, Фреди Бобич - в Словении. На берегах Рейна даже родилась шутка: мол, в одном не повезло Руди Феллеру - Павел Недвед, чешская звезда "Ювентуса", появился на свет всего в пяти километрах от германской границы. Вот если бы аист приземлился чуточку в ином месте, сборная ФРГ вновь могла бы стать грозой мира.

Кроме вышеперечисленных игроков в сборной трехкратных чемпионов мира обосновались и сын политического беженца из Африки Джеральд Асамоа, и панамо-бразильский немец Кевин Кураньи. Для них Германия - вторая родина, как, впрочем, и для братьев-близнецов Алтынтоп. Но они, хотя и родились в Гельзенкирхене, за сборную Германии не выступают. Одного из братьев немцы хотели было привлечь в молодежную команду, но опоздали. Турция, откуда родом их родители, оказалась проворнее.

Расторопность турок объясняется тем, что они извлекли урок из прошлых неудач. Кое-кому сильно влетело за то, что в свое время проморгали Мустафу Догана. Чтобы такое не повторялось, турки открыли несколько специальных представительств в Германии, которые внимательно следят за ростом играющих там соотечественников: ведь только в бундеслиге сейчас выступают десять футболистов с турецкими корнями. Заведует этой сетью наблюдательных пунктов бывший профессионал дортмундской "Боруссии" Эрдаль Кесер. Он-то и обработал близнецов в духе патриотизма.

Упустив Алтынтопов, немцы, конечно, расстроились, но оправдываются патриархальным укладом турецких семей: мол, близнецы сделали выбор в пользу Турции только потому, что не могли ослушаться родителей. Сами братья говорят, что ощущают себя больше турками, чем немцами. Впрочем, когда им было выгодно, они называли себя гражданами Германии: статус немцев облегчал им пребывание в третьей лиге, где они прежде играли, - в клубах этого дивизиона на иностранцев строгий лимит. Теперь, когда братья выступают в бундеслиге (один подписал контракт с "Кайзерслаутерном", другой - с "Шальке"), этот плюс сделался не нужным, и тут они вспомнили о родине.

Немцы все же не отчаиваются. Во-первых, они считают, что так называемые "розовые карты", то есть особый вид на жительство - новинка, призванная заменить иностранцам паспорта, - способны повернуть историю вспять. Но ФИФА своего веского слова по поводу этих "аусвайсов" пока не сказала, так что вопрос остается открытым. Во-вторых, оптимизм основывается на том, что братья Алтынтоп заиграны пока только за молодежную сборную Турции, а ходят слухи, что ФИФА готовит либерализацию законов, касающихся футбольного гражданства.

Если кто действительно не стал игроком сборной Германии из-за семейных отношений, так это Вилли Липпенс. Лет десять назад голландцу по происхождению предложили место в сборной Германии и обещали оформить все необходимые документы. Но ему пришлось отказаться от этой чести: иначе, как признается сегодня футболист, его проклял бы родной отец.

Есть и те, кто новой, германской родине предпочитает историческую по иным мотивам. Например, Отто Аддо из дортмундской "Боруссии". Понимая, что в сборную Германии попасть будет сложно, он, родившийся в Гамбурге, решил не ждать у моря погоды, а сделать выбор в пользу сборной Ганы. По словам Аддо, из-за цвета кожи он все равно не чувствовал себя немцем. В свое время похожие ощущения испытывал и Джеральд Асамоа, но не поладил с тренером сборной Ганы, после чего несолоно хлебавши вернулся в Германию. Но от этой ссоры Асамоа только выиграл: очень скоро он получил возможность послужить новой отчизне. И теперь он второй призер чемпионата мира.

В Швейцарии, где в отличие от Германии большого выбора классных исполнителей нет, действуют более оперативно, чем в соседних немецкоязычных странах. Возможно, потому в сборной этой страны сейчас, пожалуй, больше футболистов с иностранными корнями, чем в любой другой. Вспомним отправленного на покой Чириако Сфорцу или другого сына итальянских переселенцев - Фабио Селестини, или чистокровного испанца Рикардо Кабанаса. Не говоря уже о турках - братьях Якин, которым Швейцария во многом обязана своим участием в предстоящем чемпионате континента в Португалии. Кстати, раз уж речь зашла о турках, нельзя не вспомнить и об одном из лучших игроков швейцарской сборной прошлых лет Кубилае Тюркильмазе.

А вот еще один, совсем свежий пример. В прошлом сезоне к одному из лучших снайперов тогдашнего первенства Швейцарии Милиаму Раме из "Туна" проявили интерес албанцы. Президент национальной федерации в телефонном разговоре с косовским албанцем, имевшим тогда сербский паспорт, дал понять, что готов в кратчайшие сроки оформить все бумаги. Узнав об этом, швейцарцы форсировали события: ходатайство Рамы о швейцарском гражданстве немедленно удовлетворили, хотя прежде было отложено в долгий ящик. Сам Рама, желая сделать приятное новым согражданам, уверяет, что с тех пор его односельчане, когда албанская сборная играла со швейцарской в отборочных матчах чемпионата Европы, покупали билеты только в сектор для швейцарских болельщиков. Правда, до нынешнего момента Рама в форме сборной на поле так и не появился, но, когда швейцарцы играли дома с россиянами, был в запасе и даже готовился выйти на замену. Только из-за травмы, полученной защитником Патриком Мюллером, тренеру сборной пришлось переиграть план замен, и дебют экс-албанца оказался отложенным до лучших времен.

Борис ТОСУНЯН

Вена