Газета Спорт-Экспресс № 20 (3398) от 29 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 января 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК АФРИКИ-2004

Специальный корреспондент "СЭ" Александр Просветов передает из Туниса

ВОСПИТАННИК ЦСКА - В СБОРНОЙ НИГЕРИИ

Людские судьбы порой выписывают причудливые повороты. Вдумайтесь: на Кубке Африки футболист сборной Нигерии давал интервью по-русски. И говорил не через пень колоду, а грамотно и без малейшего акцента. Хотя чему удивляться, если примерно две трети жизни 22-летнего Осазе Одемвинджи прошли в бывшем СССР, а пять лет - непосредственно в России. Да и корни у него наполовину российские: отец - нигериец, а мать - татарка.

- Родился я в 1981 году в Ташкенте, - рассказал Осазе. - Отец и мать учились там в мединституте. Вот и встретились. В Ташкенте прошли первые два года моей жизни. А потом родители закончили учебу и уехали в Нигерию, где отец нашел хорошую работу. Но мама хотела, чтобы дети обязательно получили образование в СССР. Так что, когда моей сестре - а она старше на два года - пришло время идти в школу, мы вернулись. Поначалу не в Ташкент, а расположенный рядом с ним Алмалык - там мои бабушка с дедушкой жили. Позже в Ташкент переехали, где я стал заниматься футболом в ДЮСШ "Пахтакора". Хороший тренер у меня был - Павел Шагенович. Фамилию, к сожалению, забыл. Я потом с некоторыми ребятами из той школы в ЦСКА встретился.

- Из Ташкента ваш путь лежал в Москву?

- Не сразу. В 1993 году мы перебрались в Россию. В Набережные Челны. Года два-три я там жил. Занимался футболом в "КАМАЗе", играл за команду ребят 1981 года рождения. Однажды поехал в Москву. Там в ЦСКА уже был Артур Разыев, мой друг со времен "Пахтакора". Он и в сборной России по своему возрасту играл. Встретились, поговорили... Мне понравился армейский манеж, да и вообще как все было организовано. Отец побеседовал с Евгением Николаевичем Дулыком. Тот меня посмотрел, какую-то перспективу увидел, хоть я был щупловат и в физическом отношении сверстникам уступал. Дулык, в свою очередь, поговорил с тренером, который вел 1981 год, и помог устроиться в цээсковский интернат. Так я оказался на три года в Москве. Там и общеобразовательную школу закончил. А затем мы всей семьей опять уехали в Нигерию, где родители теперь работают врачами. У них там все нормально. Радуются, что и у меня все хорошо.

- Пока вы были в интернате, родители оставались в Челнах?

- Да. Но часто меня навещали, тем более что мама приезжала в Москву на курсы усовершенствования врачей.

- Почему ваша семья все-таки покинула Россию?

- Не знаю... Так родители решили. Отцу на родине жить хотелось. К тому же в Нигерии работа врачам всегда найдется. Да и мне через Нигерию было проще устроиться в хорошем клубе.

- Сейчас футболисты и в России могут зарабатывать большие деньги. И не надо никуда уезжать...

- Это сейчас.

- Из ваших слов можно понять, что в нашей стране у отца были проблемы с трудоустройством? Это потому, что он иностранец?

- Отчасти. В Ташкенте отец работал - он анестезиолог, потом же в течение нескольких лет - нет. В Москве работу не найдешь, а в Набережных Челнах он сам практиковать не хотел. Ему вообще в том городе не нравилось.

- А вам?

- У меня проблем не было. В Челнах были и остаются друзья, с которыми иногда созваниваемся.

- По интернату ЦСКА, наверное, тоже есть приятели?

- Конечно. Игорь Марцун он теперь в высшей лиге в Молдавии играет. Их тех, кто в российской премьер-лиге, - только Денис Евсиков. Интересный футболист был Даньшин, но где он теперь, не знаю. Слышал, что Разыев играет в Подмосковье. Никак не найду номер его телефона. Надо Дулыку позвонить - может, подскажет. Давно я в России не был. Как уехал в 17 лет, так и ни разу. Мама ездила туда минувшим летом. У меня же никак не получалось. Может, этим летом выберусь.

- Осазе - необычное для России имя. Окружающие не переделывали его на Сашу или еще как-то?

- Нет. Осазей и звали.

- Как же складывались у вас дела в Нигерии?

- Весьма успешно. Сперва устроился в "Бендел Иншуранз" из города Бенин. Отец в этом клубе когда-то врачом работал, так что у него были знакомые, которые мне посодействовали. Играл месяца три в чемпионате Нигерии, был одним из лучших его бомбардиров. Кажется, 9 голов в 10 матчах забил. После этого пригласили в сборную. Дебютировал в ней 4 мая 2002 года в товарищеском матче с Кенией. Потом постоянно включался в запас. Были шансы попасть в заявку на чемпионат мира. Не получилось. Но я все равно поехал со сборной в Японию. Тренировался с ней, смотрел матчи. Понравилось... А в прошлом году, уже будучи в бельгийском клубе "Ла Лувьер", сыграл против Анголы. Это был для Нигерии заключительный отборочный матч нынешнего Кубка Африки.

- К тому времени "Суперорлы" уже обеспечили себе путевку на финальный турнир?

- Вовсе нет. Проигрывать нам было нельзя ни в коем случае. Ангола отставала на шесть очков, но имела в запасе домашний матч с Малави и могла обойти нас по разности мячей. В итоге мы сыграли на своем поле вничью - 2:2, а я забил свой первый гол за сборную - за четверть часа до конца при счете 1:2 реализовал пенальти. Еще пару раз играл за олимпийскую сборную, которая борется за путевку в Грецию.

- Когда в Бельгию отправились?

- После чемпионата мира.

- В прошлом году ваш "Ла Лувьер" отличился - завоевал Кубок страны. Как это произошло?

- У нас подобралась тогда хорошая команда. В финале выиграли у "Сент-Труйдена", и для маленького клуба это был действительно огромный успех. Мы попали в Кубок УЕФА и встречались с "Бенфикой".

- Без шансов?

- Напротив. "Бенфика" сейчас ничего особенного собой не представляет. Могли и лучше сыграть. У себя свели матч вничью - 1:1, а в гостях проиграли - 0:1. Я, кстати, и забил дома наш гол.

- А в финале Кубка, случаем, не вы забили?

- Нет. Мне удались голы раньше - в четвертьфинале и полуфинале против "Генка" и "Стандарда".

- В Бельгии есть несколько русскоязычных футболистов. Не общаетесь?

- Конечно, общаемся. Особенно часто с Анатолием Герком из "Андерлехта". От города Ла Лувьер до Брюсселя лишь 50 километров. Можно минут за двадцать на машине долететь. Иногда остаюсь у Герка ночевать.

- Как у него дела? Играет?

- В основном за дубль. Часто бывает в резерве основной команды. Но в "Андерлехте" такой состав, что надо постараться, чтобы хотя бы в число запасных попасть. Толе только восемнадцать, и в клубе на него возлагают большие надежды. Думаю, скоро он будет играть. Недавно смотрел по "Евроспорту" матч "Андерлехта" на каком-то турнире и видел, что Герк играл.

- А что Олег Ящук?

- Сейчас набрал форму и постоянно забивает. Вот нам в последнем матче прошлого года два гола забил и поражение обеспечил.

- Кто еще в вашей компании?

- В "Андерлехте" помимо Герка есть Денис Каленцов - он в сборной Молдавии играет.

- Вы женаты?

- Нет. Но в Бельгии познакомился с одной девушкой. Она даже сюда, в Тунис, приехала туристкой, чтобы меня поддержать.

- Не было ли у вас контактов с российскими клубами?

- Нет. В прошлом году киевское "Динамо" вступило в какой-то разговор с моим агентом. Но у меня не было и нет большого желания играть на Украине или России. Чемпионат Бельгии мне подходит. К тому же из него легче перебраться в один из ведущих европейских чемпионатов. На наши матчи постоянно приезжают селекционеры, смотрят. Я хотел бы поиграть во Франции, может быть, в Испании, а в конце концов и Англии.

Монастир