Газета Спорт-Экспресс № 24 (3402) от 3 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 февраля 2004 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА С Александром БЕЛЕНЬКИМ

БОЕЦ МЕСЯЦА

Артуро ГАТТИ И ЕГО СЛОМАННЫЙ МЕЧ

В Америке существует несколько стереотипов бойцов разного этнического происхождения. Например, афроамериканец - это обычно перевоспитавшийся малолетний правонарушитель, который в 20 лет уже давно женат, а к 30 имеет человек пять детей. Ирландцу положено лет в 10 пережить серьезные проблемы с алкоголем, а иначе какой же он ирландец? Ну а итальянец должен быть смелым, но миролюбивым и не склонным первым завязывать драки. При этом он имеет право бояться только свою громогласную маму, а всем остальным должен давать такой отпор, чтобы в следующий раз они проглотили свои подлые языки, прежде чем обозвать его "макаронником".

Артуро Гатти соответствует этому типу до мелочей. Страх ему, похоже, действительно неведом, хотя в реальной жизни он совсем неагрессивен. Один из приятелей Артуро вспоминает, что в детстве его все время задирали, так как он был маленьким и на вид безобидным. Эти задиры и представить себе не могли, что их ожидало. Через несколько секунд у них возникало ощущение, что на головы им высыпалась груда кирпичей. Когда уже в очень зрелом возрасте Артуро сделал себе вполне безобидную татуировку, он несколько недель боялся показаться на глаза матери и рискнул появиться перед ней, только одержав очередную победу. Говорят, что в угол его тогда не поставили, но крепко поругали.

Гатти был обречен на всеобщую любовь еще и потому, что его сила скрывается за внешностью хорошего парня, который не даст в обиду ни себя, ни свою девушку, ни своих друзей, ни девушек своих друзей. Наконец, он двигается по рингу с такой своеобразной грацией, словно закончил курсы боевых танцев. Добавьте сюда еще бешеную агрессивность на ринге, и зрелище получится действительно завораживающее. Ну как такого не любить?

Гатти стал чемпионом мира по версии IBF в категории до 59 кг в декабре 1995 года, победив по очкам очень уважаемого в боксерских кругах Трейси Паттерсона. Сейчас об этом уже подзабыли, но тогда Артуро показал, что может вести и техничный бой. Еще более прочно забыто то, что спортивная пресса в большинстве своем не согласилась с судьями и отдала предпочтение Паттерсону, несмотря на то что во 2-м раунде Гатти отправил его в нокдаун правым апперкотом. После этого Трейси вчистую выиграл последние три раунда, но, как ни странно, именно за эти раунды публика полюбила Артуро еще больше. Паттерсон обладал мощнейшим ударом справа, и в конце боя Гатти хватал эти удары чуть ли не пачками, но так и не упал, продемонстрировав устойчивость настоящих голливудских крепких орешков, которые не меняются в лице, даже если им на голову упал башенный кран. Один из очевидцев того боя заметил: "Если он может выдержать столько ударов справа Паттерсона и не упасть, то, значит, его голове не страшны чьи угодно удары справа". Именно эта способность пропускать удары сотнями и оставаться на ногах стала еще одной составляющей успеха Гатти.

В 1997 году Арутро отказался от своего титула и перешел в следующий вес. И здесь выяснилось: чтобы сохранять популярность, никакие титулы ему не нужны. Ему не нужно даже побеждать! Гатти проиграл три боя подряд - Анхелю Манфреди и дважды Айвану Робинсону, однако стал еще популярнее благодаря тому, как он проиграл эти поединки. Артуро дрался за каждый квадратный сантиметр ринга, как будто именно в этом состоял весь смысл его жизни. И вполне логично, что первый бой с Робинсоном стал боем 1998 года по версии главного боксерского журнала The Ring.

В феврале 2000-го Гатти простили откровенное мошенничество. Когда Артуро проходил взвешивание перед боем с Джои Гамаче, стало ясно, что в лимит он никак не вписывается. И тогда Гатти, не дожидаясь, когда стрелка замрет напротив деления, свидетельствующего о его фиаско, соскочил с весов, а его менеджер и, видимо, подзаряженные официальные лица закричали, что Артуро "сделал вес". В последовавшей сваре команда Гатти просто переорала команду Гамаче.

История эта получила огласку из-за того, что Гамаче, который накануне боя весил килограммов на 8 меньше соперника, оказался в тяжелейшем нокауте, завершившем его карьеру. И все равно почти никто не обратил на это особого внимания, а те, кто обратил, вскоре забыли.

В 2001 году Оскар Де Ла Хойа просто порвал Гатти на куски. Уже в первом раунде Артуро оказался на полу, а в 5-м его секунданты выбросили на ринг полотенце. Все думали, что это конец карьеры Гатти, однако, как оказалось, поражение лишь дало новый импульс тому, чтобы его популярность стала совсем уж запредельной. С мая 2002-го по июнь 2003-го Артуро провел три боя с Микки Уордом. Этот рыжий ирландец по манере боксировать является прямо-таки точной копией Гатти, но лишен его изящества. Вдвоем они сварили на ринге такой компот, что весь боксерский мир долго потом ходил пьяный. Первая их встреча, которую Гатти проиграл, стала боем 2002 года, две другие, которые Артуро выиграл, ей не слишком уступали. И кого волновало, что Уорд никогда не был элитным боксером, что к моменту первого поединка с Гатти у него был достаточно скромный послужной список - 37 побед и 11 поражений? Люди хотели зрелища - и они его получили.

В последнем из этих боев Гатти заехал Уорду в район тазобедренного сустава и сломал руку. У него вообще довольно хрупкие кисти, что при его стиле доставляет ему массу проблем. Однако новый тренер Артуро - экс-чемпион мира Бадди Макгерт, сам когда-то оставивший ринг из-за травмы плеча, заставил Гатти вспомнить то, что он почти совсем уже забыл, - техничный бокс. Тренеров Артуро привык слушаться почти так же, как маму, и он стал делать то, что от него требовали. Это было отчетливо видно в последнем бою с Уордом, но еще более наглядно проявилось в поединке за титул WBC в категории до 63,5 кг с Джанлукой Бранко. В той встрече Гатти снова сломал свою многострадальную правую руку, но это его не слишком смутило.

И все-таки когда боксера в зрелом возрасте начинают переучивать, он неизбежно теряет то, что лучше всего делал до сих пор. Когда скрытого левшу Де Ла Хойю научили наконец в полной мере использовать правую руку, он утратил нокаутирующую силу удара левой. Нечто похожее произошло и с Гатти. Он стал боксировать гораздо техничнее, однако платой за это стала потеря мощи ударов. Но на отношении к нему публики это вряд ли скажется. Запаса ее любви к нему Гатти хватит еще на много лет.