Газета Спорт-Экспресс № 33 (3411) от 13 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 февраля 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

ГОД 1937. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. УРОКИ ИСПАНСКОГО

БАСКИ. Летом 1937 года СССР посетила сборная Басконии. С командой такого класса нашим дотоле играть не доводилось. Встречи с басками стали своеобразной лакмусовой бумагой, позволившей выявить истинную цену советского футбола. Учитывая исключительную значимость и огромное влияние визита испанской команды на дальнейший ход развития игры у нас в стране, уделим ему самое пристальное внимание.

БАСКИ, КТО ОНИ?

Расположенная на севере Испании Баскония в 1936 году, после установления в стране республики, получила автономию. Когда в июле того же года началась гражданская война, Страна Басков оказала ожесточенное сопротивление войскам генерала Франко. Среди защитников республики - тысячи спортсменов, в их числе футболисты национальной сборной Испании, участники чемпионата мира 1934 года: полузащитники Леандро Силаурен, Хосе Мугуэрса, нападающие Хосе Ирарагорри, Луис Регейро, Исидро Лангара, Гильермо Горостиса.

Далеко могли пойти испанцы на том чемпионате, не сведи их жребий (после победы над Бразилией - 3:1) в 1/4 финала с хозяевами - сборной Италии. Два дня решала "Скуадра" сложную испанскую задачу и справилась с ней только благодаря покровительству судей.

В первый день (1:1) итальянцы при попустительстве бельгийского арбитра Баэра лишили трудоспособности более половины испанцев, включая легендарного вратаря Замору и упомянутых здесь Ирарагорри, Лангару и Горостису. Но и испанских дублеров на второй день хозяева переиграть так и не смогли. Помог швейцарец Мерее. Он подарил итальянцам гол, забитый с нарушением правил. Италия стала чемпионом мира. Если бы турнир проводился в любой другой стране, им могла стать Испания. Вот с какого класса командой пришлось схлестнуться советским футболистам.

Весной 1937 года корреспондент испанской вечерней газеты Аллегрия, заручившись поддержкой главы баскского правительства Агирре, организовал турне сборной Басконии по Европе. Поездке придавалось преимущественно политическое, агитационное и только в последнюю очередь спортивное значение: чего требовать от футболистов, пусть и незаурядных, если они около года не видели мяча.

Ребят вызвали из окопов и сообщили о важном правительственном задании: заработать в Европе деньги для семей погибших воинов.

24 апреля они вылетели из Бильбао и, чудом миновав линию фронта, целыми и невредимыми приземлились на французской территории. Через день утомленные многомесячными боями, опасным перелетом, позабывшие о футболе баски раскатали парижский "Рэсинг" - 3:0. Европейское турне (Франция - Чехословакия - Польша) прошло успешно. Уступили (2:3) только вице-чемпионам мира, выступившим под флагом сборной Праги.

После этой игры работник Чехословацкой федерации футбола господин Србены сообщил 15 мая корреспонденту "Красного спорта": "Их (басков. - Прим. А.В.) заветная мечта побывать в СССР и встретиться со спортсменами Страны Советов". Выполнял ли чиновник посредническую миссию или запускал по просьбе испанцев пробный шар с целью прозондировать ситуацию в высших советских сферах? Не знаю. Замедленная реакция наших тугодумов последовала через месяц. Только 11 июня было опубликовано официальное сообщение о приглашении испанских футболистов в СССР: "Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта пригласил в Советский Союз футбольную команду басков, совершающую сейчас поездку по Европе. Футбольная команда Страны Басков дала согласие на приезд в СССР..."

В это время баски находились в непосредственной близости от советских границ - в Польше.

14 июня перед отъездом басков из Варшавы в Москву корреспондент "Красного спорта" беседовал по телефону с руководителем испанской делегации Мануэлем де ла Сота.

- Мы чрезвычайно счастливы приехать в Москву - столицу великого государства... Спортивная форма игроков - хорошая... Мы хорошо подготовились к предстоящим играм, потому что хотим оказаться равными по силе противникам, чтобы игры получили большую спортивную ценность, - сказал испанец.

Он явно скромничал или был не в курсе. Неизвестность порождает страх, у которого, как известно, глаза велики.

ПРИЕЗД

15 июня баски пересекли территорию Белоруссии, остановились на пограничной станции Негорелое, где красовался огромный транспарант с издевательской надписью "Коммунизм сметет все границы", а через несколько часов их торжественно, с оркестром, цветами и речами встретили в Минске.

16 июня днем поезд с футболистами Басконии подкатил к переполненному перрону Белорусского вокзала столицы. При встрече гостей обязательный ритуал, как и в Минске, был исполнен, только с большим размахом. Харченко на встречу не явился. От имени Комитета физкультуры испанцев приветствовала Елена Кнопова - его зам. Ответную речь произнес де ла Сота.

Уставшей после утомительного железнодорожного путешествия из Варшавы в Москву испанской делегации покоя не дали. В тот же день отвезли в редакцию "Комсомольской правды", показали стадион "Локомотив", а перед отбоем отвезли в Большой театр на "Лебединое озеро". И так каждый день: встречи с общественностью, театры, музеи, предприятия... 21-го испанские парни посетили фабрику "Трехгорка". Радость общения с очаровательными текстильщицами омрачила тревожная весть: пала столица басков Бильбао, где остались жены, дети, родные и друзья футболистов...

ТРЕНИРОВКА

Культурная программа - хорошо, но главное - все же футбол. Противоборствующим сторонам не терпелось взглянуть друг на друга. Такая возможность появилась скоро, уже на следующий день - 17 июня.

С 10 до 12 часов гостям предоставили стадион "Динамо". Из сострадания к главному полю выделили им поле малое, введенное в эксплуатацию весной 37-го.

Комитет физкультуры еще до приезда басков протрубил всесоюзный слет футболистов. Поглазеть на испанских виртуозов собрались помимо московских команд тбилисцы, киевляне, ленинградцы... И все причастные к футболу люди: тренеры, судьи, журналисты.

Ровно в 10.00 гости прибыли на место и направились в раздевалку. Быстро переодевшись, отдали себя в ловкие, натренированные руки массажиста Бирикинаги. С ловкостью фокусника он смазал специальным составом мышцы своих клиентов и сделал легкий массаж. Завершающую подготовку организма к работе с мячом провел поджидавший ребят в центре поля тренер - Хорхе Вальяно. Выход испанцев сопровождается аплодисментами трибун. Наши наблюдатели сразу заметили - игроки не при полном параде: щитки отсутствуют, гетры у некоторых футболистов свисают. "Чтобы не стеснять мышц ног", - пояснил массажист.

Вальяно напоминал дрессировщика: хлопок в ладоши мгновенно собрал футболистов в круг. Еще хлопок - легкая пробежка. "Для открытия дыхания", - просвещает сгорающих от любопытства журналистов Бирикинага. Очередной хлопок тренера служит сигналом для перехода к гимнастическим упражнениям: игроки интенсивно разминают руки, ноги, нагружают брюшной пресс. После непродолжительной вступительной части трибуны заметно оживились. Начинается "шаманство".

На поле - шесть мячей. Тренировались по линиям. Защита с полузащитой отрабатывали короткие и длинные передачи. Пасы преимущественно по земле, точные, в одно касание. Нападающие разыгрывали угловые, комбинировали. Вратари, Бласко и Эгустиса, тренировали друг друга. Затем, став в круг по четыре человека, баски затеяли бесконечные перепасовки головой. Мяч долго не опускался на землю. Под конец сладкое блюдо - удары по воротам Бласко. Полузащитники метров с 30 вколачивали мячи в самые уязвимые точки. Нападающие поражали цель с места, с лета, с хода всеми разрешенными правилами частями тела. Тренировались гости весело, с шутками-прибаутками. Забитые мячи сопровождались едкими комментариями в адрес голкипера. Не часто Бласко получал возможность ответить тем же, но в тех редких случаях, когда мячи разминались с воротами, он мастерски разыгрывал миниатюрные пантомимы: демонстративно позевывал или изображал спящего, громко при этом похрапывая. Игру Бласко оценил спецкор киевской спортивной газеты "ГПО": "Вратаря такого класса мы еще не видели. Мертвая хватка очень сильных направленных ударов. А навесы на ворота, наоборот, отбивал только кулаком и очень точно своему игроку".

Затаив дыхание, следили найти спецы за каждым движением гостей. Постепенно лица наблюдателей становились все серьезнее и сосредоточеннее, а когда начался обстрел защищаемого Бласко объекта, и вовсе помрачнели.

Потрясающе стрелял центрфорвард Исидро Лангара. Он аккуратно снимал "паутины" с динамовских ворот. Вратарь тбилисцев Александр Дорохов, предчувствуя недоброе, произнес: "Н-да! Это ударчик!" Предчувствие его не обмануло. Дорохову трижды пришлось защищаться от басков. Играл он, по мнению журналистов, неплохо. Пропустил всего... 12 мячей. Пять - от Лангары.

Ровно в 12.00 заключительный хлопок Вальяно прекратил канонаду. В наступившей тишине слышалось лишь дыхание футболистов, совершавших рваный, с ускорениями, бег вокруг поля. После чего уставшие, но довольные проделанной работой и произведенным впечатлением, они отправились в раздевалку. Тренировка произвела сильное впечатление. Столь совершенной работы с мячом, разнообразия технических выкрутасов, игры головой видеть нашим не приходилось. Реакцию советские журналисты проявили отменную и мигом полонили чуть зазевавшегося тренера. Оказавшись в плотном кольце, Вальяно отвечал многословно, весело, много шутил, но на вопрос о тактике напустил туману: "Как мы играем? Мы не придерживаемся ни системы "пять в линию", ни "дубль-вэ". Наш девиз - быстрота!"

Зря темнил. Найти противоядие от "дубль-вэ" наши еще не успели, да не особенно и старались. Это выяснится во время непосредственных контактов с басками.

КТО? ГДЕ? КОГДА?

Вечером того же дня испанцы в полном составе вновь посетили стадион "Динамо". На сей раз - центральное поле, где состоялся товарищеский матч "Спартака" с ленинградским "Динамо". Показав во всем блеске себя, баски воспользовались благоприятным случаем, чтобы поглазеть на других. А тренер Вальяно вызвался судить игру. Поступок, внешне дружественный, вряд ли мог скрыть истинные намерения хитреца: изнутри, сквозь увеличительное стекло понаблюдать за игрой потенциальных соперников. Реальных объявят не скоро.

Команды, сгонявшие ничейку (2:2), оценили работу испанца на "отлично". "Выдержка, спокойствие, полное отсутствие ненужных свистков", - восторгались футболисты.

После матча многочисленный отряд журналистов вновь окружил испанского тренера в надежде услышать его мнение об игре, командах, футболистах. Выбрался Вальяно из замкнутого пространства в мгновение ока с ловкостью легендарного мага Гудини, отшутившись: не пристало, мол, судье раздавать оценки.

Отдуваться пришлось капитану - Луису Регейро:

- Как вы расцениваете силу играющих команд?

- В техническом отношении силы примерно равны. Если небольшой перевес и наблюдался у "белых" ("Динамо". Прим.А.В.), то только в подвижности и агрессивности.

- Какие игроки выделялись?

- Все игроки быстрые, активные, напористые...

- С кем из этих команд вы хотели бы играть?

- Нам доставит удовольствие игра с любой советской командой. Я не видел игр других команд, но в этих я вижу серьезных противников.

- Какое у вас общее впечатление о матче?

- Матч прошел интересно. Я от души аплодировал каждому удачному удару по воротам.

Количество удачных ударов Регейро, проявивший себя в беседе с журналистами неплохим дипломатом, не назвал.

Долго не могли у нас определиться с соперниками басков. 11 июня, до их появления в Москве, Иван Харченко сказал корреспонденту "Комсомольской правды": "Программа встреч с испанскими футболистами будет утверждена по приезде их в Москву. Вероятно, в Москве испанские футболисты сыграют один или два матча с сильнейшими командами столичных клубов".

В тот же день "Вечерка" выдала информацию, сокрытую даже от шефа физкультурного ведомства: "Вопрос о соперниках не решен, но выяснено, что против басков сыграют лучшие команды СССР - московские команды "Динамо", "Локомотив", "Спартак". Затем они выедут в Киев и, возможно, другие города".

Не первый год вечерняя газета проявляла необыкновенную прыть и осведомленность. Позже, когда провозгласят список соперников испанцев, "Спартака" в нем не окажется. И только в начале июля станет известно, что советский чемпион с ними все же сыграет. Как об этом могла знать "Вечерка" за три недели до принятого решения, объяснить не берусь.

17 июня соперники еще не названы, только даты и маршрут определены.

"Красный спорт", стрелявший редко, но метко, имя первого соперника сообщил только 21 июня, всего за три дня до матча. Им оказался обладатель Кубка-36 - московский "Локомотив". 27 июня баскам предстояла встреча с первым советским чемпионом - "Динамо". Затем Ленинград - Киев - Тбилиси и, возможно, Минск. Так было задумано. Человек предполагает, Бог располагает.

ДО ИГРЫ

Журналисты, узнав состав первой пары, бросились к тренерам. Наставник "Локомотива", французский специалист Жюль Лимбек, блестящий знаток европейского футбола, не мог не знать, с командой какого класса придется сразиться его ребятам. Что он мог сказать? Выбрасывать заранее белый флаг - глупо. Еще нелепее обнадеживать. Единственное, что обещал Лимбек, так это интересную игру. О том же говорил и Луис Регейро, вновь отдуваясь за набравшего в рот воды Вальяно. Вот что он сказал корреспонденту "Красного спорта" накануне матча: "...К сожалению, команду "Локомотив" мы не видели, но, учитывая, что она выиграла Кубок СССР в прошлом году и дошла до полуфинала в этом году, мне кажется, что наш матч будет чрезвычайно напряженным и интересным. Мы слышали, что "Локомотив" имеет сильные линии защиты и полузащиты. Но мы к матчу готовы".

Предстоящей встречей с виртуозами Басконии жила Москва, ближние и дальние ее окрестности. Было подано около миллиона заявок. Конкурс колоссальный - 10 человек на место. По уверению газетчиков, за игрой наблюдали 90 тысяч человек.

О продаже билетов первой объявила "Комсомолка" 15 июня, накануне появления басков в Москве, задолго до того, как рассекретили первого их соперника. Билеты пустили в продажу 20 июня. 50 процентов - в кассы стадиона "Динамо", парков ЦПКиО, измайловского и ЦДКА. Большую часть оставшихся распределили по 15 крупнейшим предприятиям столицы. Актив, то бишь "сливки" Всесоюзного и московского комитетов физкультуры, а также футбольные команды, участники чемпионатов СССР и Москвы, приобретали билеты в специальной кассе физкульткомитета. Иногородним футболистам выделили отдельную кассу на стадионе "Динамо". В тот же день кассы опустели. 21 июня "Красный спорт" просил оставшихся без билетов не беспокоиться.

Остальному населению представилась возможность следить за игрой при посредстве комментаторов Льва Кассиля и Вадима Синявского: на радиостанции Красного Коминтерна они вели репортаж на СССР, европейские страны и даже дрейфующую станцию "Северный полюс".

Кое-что можно было и увидеть. Студия "Союзкинохроника" производила с разных точек поля съемки матча. Весь отснятый и смонтированный материал, включая приезд басков в Москву, встречу на Белорусском вокзале, тренировки и фрагменты игры, обещали показать в очередном выпуске "Союзкиножурнала". А спецвыпуск, только для иностранных граждан, продали за границу.

К транспортировке людей на стадион "Динамо" и обратно привлекли 18 только трамвайных маршрутов, не считая автобусных и троллейбусных. Оказавшиеся на территории стадиона и ближайших к нему подступах могли приобрести специальную программу, посвященную матчу басков с "Локомотивом".

На стадионе организовали медпункт и дежурство двух карет "Скорой помощи".

На умиротворение жаждущих хлеба мобилизовали сотни людей. Бесперебойно работали десятки буфетов возле стадиона и под трибунами, куда завезли 80 тысяч бутылок воды, пива и закуски к ним. Сотни лоточников разносили зрителям на трибунах бутерброды, пирожные, мороженое и прочие вкусности.

Что же до зрелищ, эстетические потребности зрителей удовлетворили 11 баскских футболистов.

День игры, ясный, солнечный (метеослужба, обещав 29 градусов, слово сдержала), гармонировал с приподнятым настроением москвичей и теплой, сердечной атмосферой, царившей на стадионе до и во время исключительно корректной встречи.

Накануне матча судьи с представителями команд договорились играть по международным правилам, но, учитывая товарищеский характер встречи, разрешили производить любое количество замен. Тренеры не злоупотребляли - каждый сделал по одной вынужденной (из-за травм) замене.

19.00. Московская бригада судей - Владимир Стрепихеев с помощниками Владимиром Васильевым и Николаем Кауровым - вызывают участников спектакля на сцену. Хозяева - в красных майках с белой продольной полосой, белых трусах и красно-черных гетрах. Гости - в сшитых специально для них в Москве светло-зеленых майках, белых трусах и черных гетрах с красными отворотами. Баски под гром рукоплесканий бегут вокруг поля и выстраиваются в центре. Звучит мелодия испанского гимна, сменяемая "Интернационалом".

Обмен приветствиями. Капитан "Локомотива" Иван Андреев вручает испанскому коллеге Луису Регейро вымпел общества и роскошный букет цветов. Еще один, специально для испанцев, сброшен с пилотируемого летчиком Павлом Блиновым самолета. Подробности - в репортаже находившегося на борту стальной птицы корреспондента "Красного спорта" Лебедева: "До земли остается 500, 300, 200 метров. Летчик поднял руку и огромный букет из пионов, фиалок и гвоздик полетел вниз. Стремительное падение цветов задержал раскрывшийся парашют, на белом шелковом куполе которого написано: "Физкультурный привет сынам героической Испании. Футболистам Страны Басков от газеты "Красный спорт" и агитэскадрильи им. Максима Горького".

Парашют с букетом цветов упал у старта на сто метров, цветы были вручены капитану команды Регейро".

Вроде ничего существенного не упустил. Разве что не перечислил все мобилизованные маршруты городского транспорта и не назвал поименно 90 тысяч зрителей. Потому не вижу причин, которые помешали бы приступить непосредственно к игре.

ИГРА

19.07. По свистку арбитра мяч введен в игру. Дебют отмечен судорожными, нервозными, безрезультатными взаимными атаками.

3-я минута - 0:1. Первую результативную атаку гостей начинает... Лавров - "пасует" мяч испанскому вратарю. Бласко сильно и точно выбивает его Горостисе. Испанец набирает скорость, играючи обходит Стрелкова и отдает назад, чуть наискосок, следующему параллельным курсом Регейро. Капитан делает с мячом пару шагов и неожиданно стреляет в левый угол. Гранаткин при сем присутствовал. Вины его нет - мяч неберущийся.

В последующие четверть часа игра идет на встречных курсах со взаимными шансами и отмененным на 10-й минуте голом Горостисы, который, по мнению Стрепихеева, находился "вне игры".

17-я минута - 1:1. Андриасов пасует Теренкову. Тот обыгрывает по пути двух тихоходных защитников, врывается в штрафную и неотразимо бьет.

Эмоциональный подъем москвичей продолжается минуты две. За это время Бласко отражает угрозу Сердюкова и не поспевает за пушечным ударом Лаврова. Выручает стойка. Звук отраженного от штанги мяча служит сигналом для штурма железнодорожных бастионов. Наступают десять минут, которые потрясут Москву.

19-я минута - 1:2. Горостиса с лета бьет в дальний нижний угол. Гранаткин успевает среагировать, но постоянно стерегущий добычу на пятачке "беспризорный" Лангара делает привычную работу.

20-я минута - 1:3. На одном дыхании гости исполняют изящную комбинацию. Регейро проскакивает между двумя соперниками и выкладывает мяч на ход несущемуся по левому краю Алонсо. Тот легко и непринужденно оставляет не у дел почему-то оказавшуюся на одном фланге пару московских защитников. Заключительную часть многократно отработанной на тренировках и в бою комбинации баски могли исполнить и с завязанными глазами: до миллиметра рассчитанный пас в центр на продолжавшего пребывать в одиночестве "столба" Лангару, который эффектно, с лета бьет под перекладину.

Продолжение - стр. 13