ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 59-й тур |
ТОЛЬКО от Всеволода КУКУШКИНА |
ЗА ЧТО "КАЗНЯТ" СУДЕЙ
Все чаще и чаще, практически после каждого тура нашего чемпионата, чуть ли не у всех сотрудников ПХЛ раскаляются телефоны. И добрых три четверти звонков руководителей клубов посвящены критике судей. Одни ругают арбитров за выписанные штрафы, другие - за невыписанные, одни - за засчитанные голы, забитые не по правилам, другие - за незасчитанные, но забитые правильно.
Право на ошибку имеют все. В том числе и хоккейные судьи. Помню, как допустил просчет в интереснейшем, вошедшем в историю матче "Монреаль Канадиенс" - ЦСКА наш знаменитый арбитр Юрий Карандин. Он был лайнсменом и в третьем периоде, когда Питер Маховлич выходил один на один с Владиславом Третьяком, зафиксировал положение "вне игры". Маховлич остановился и лишь укоризненно покачал головой. Матч завершился вничью - 3:3, и никто не выражал претензий. Более того, Карандину не раз после этого доверяли обслуживать важнейшие поединки, причем в роли главного арбитра.
А вот другой пример. На чемпионате мира в одном из моментов австрийский судья не заметил, что гол был забит из положения "вне игры". Встреча закончилась, ее результат никто не пересматривал, в прессе не было большого шума, но следующий сезон этот арбитр провел уже в группе В. Понижение стало наказанием за ошибку, повлиявшую на результат игры. Пришлось судье в низшем дивизионе доказывать, что он достоин лучшей доли. В итоге доказал.
В нашем чемпионате, по сути, началась пора решающих матчей. И цена просчета арбитра с каждым днем все больше возрастает. По идее "люди в черном" должны собраться, мобилизоваться, но... Нередко даже болельщики видят, что главные судьи в третьем периоде выдыхаются, не успевают за игрой, а потому и принимают ошибочные решения. Получается, за своей спортивной формой следует следить более тщательно.
У некоторых арбитров вошло в моду "не судить" в последние пять минут поединков - пусть, мол, все идет, как идет. Тенденция весьма опасная. Ведь хоккеисты прекрасно видят, как главный контролирует ситуацию, что он им позволяет, и умело этим пользуются.
На чемпионатах мира инспектора матчей имеют "форматку", в которой отмечают различные моменты работы арбитров, начиная с четкости жеста при назначении штрафа и заканчивая "выбором позиции". Как-то я беседовал с председателем судейского комитета ФХР Анатолием Бариновым по поводу инцидента во встрече между СКА и ЦСКА, едва не завершившейся массовой потасовкой. Баринов объяснил мне, что главный арбитр встречи москвич Сергей Семенов в момент удара питерским защитником Александром Юдиным вратаря Душана Салфицки находился в стороне от эпицентра событий, а потому не до конца разобрался в эпизоде. Получается, или судья недостаточно подготовлен, или небрежно относится к своим обязанностям.
К слову, во всем мире принято, что, если у главного арбитра есть сомнения по поводу правильности взятия ворот, он обращается к специальному судье, который изучает видеозапись момента на экране. У нас же главный, уставший и мокрый от пота, сам просматривает видеозапись, причем на небольшом мониторе. Объяснение простое: нет денег на специальных арбитров и соответствующую аппаратуру. Могу доказать, что это не так. Просто у руководителей многих клубов не было желания такую аппаратуру приобрести. Насколько мне известно, ПХЛ и ФХР уже обратились с соответствующей просьбой в один из институтов высоких технологий, и тот взялся поставить нужное количество комплектов видеокамер, которые могут давать "картинку" даже из ворот. Стоят они недорого, но пользу принесут большую.
В последнее время раздаются голоса: для обслуживания матчей плей-офф суперлиги нужно пригласить судей из-за рубежа. Мол, они будут стопроцентно объективны. Да, иностранные арбитры тоже могут ошибаться, но по крайней мере в предвзятости их вряд ли обвинишь. Не исключено, что рациональное зерно в подобных предложениях есть.
После матчей президенты клубов нередко жалуются на судейство президенту ФХР и ПХЛ Александру Стеблину. Он не вправе отменить результат игры или повлиять на арбитров, но может принять меры, которые поспособствуют наведению порядка в судейских делах. Этого, полагаю, будет достаточно.