ФОРМУЛА-1 |
БЕЗ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ ПИЛОТЫ НЕДАЛЕКО УЕДУТ
"СЭ" продолжает знакомить читателей с профессиями людей из мира "Формулы-1". В прошлый раз мы с вами побывали гостях у "Заубера" и узнали, чем занимаются там специалисты в области аэродинамики. А сегодня на примере команды "Тойота" поговорим о водителях грузовиков, доставляющих болиды и необходимое снаряжение к местам соревнований.
Борис ТОСУНЯН |
из Кельна |
Любопытно, что по условиям контракта перевозчикам строго-настрого запрещено общаться с журналистами, причем в кельнском филиале спортивного отделения японского автоконцерна за соблюдением этого правила следят особенно рьяно. Поэтому о работе вечных странников вашему корреспонденту поведали не они сами, а генеральный менеджер "Тойоты" Ричард Криган. Из-за режима строгой секретности, введенного в команде после начала чемпионата мира "Ф-1", он не смог принять меня в своем кабинете, согласившись лишь на беседу по телефону.
- Когда у вас возникает потребность в так называемых дальнобойщиках, какие требования вы предъявляете к кандидатам?
- Каких-то серьезных экзаменов или специальных тестов мы не проводим. Для нас важно не то, есть ли у претендента на вакантное место опыт работы в "Формуле-1" или вообще в автоспорте, а можем ли мы полностью положиться на этого человека, доверить ему сохранность дорогостоящего оборудования. Естественно, обязательно проверяем, не попадал ли он ранее в дорожно-транспортные происшествия, не имел ли проблем с полицией...
- Сколько рабочего времени водители ваших трейлеров находятся в пути? У меня есть сведения, что шоферы, например, "Джордана" проводят за рулем всего пять процентов трудового дня.
- У нас приблизительно аналогичная ситуация. Большую часть времени водители занимаются уходом за своими грузовиками, сборкой и разборкой временных боксов, в их ведении находится все, что связано с транспортировкой покрышек и топлива... Можно сказать так: шоферы заняты всем тем, что не имеет непосредственного отношения к работе с болидам. А выполнение прямых водительских обязанностей отнимает у них лишь 5-10 процентов рабочего времени.
- Сколько ваших грузовиков колесит по дорогам мира?
- Наш флот, как мы называем трейлерный парк "Тойоты", состоит их трех технических грузовиков, двух больших транспортных и трех малых транспортных машин, а также двух мотор-хоумов - автобусов, оборудованных всем необходимым для жизни и приема гостей. Есть еще резервный флот из семи машин, который обслуживает две тест-команды. Вся эта мобильная техника - исключительно производства концерна MAN, который является нашим партнером.
- Сколько болидов вмещает один спецгрузовик?
- Как правило, мы грузим на него три болида - и еще остается место для запасного шасси. То есть, если понадобится, можно взять на борт четыре машины.
- Сколько стоит пустой трейлер и сколько - с полным грузом?
- К сожалению, не могу ответить на этот вопрос. Информация, касающаяся финансовых аспектов, у нас не разглашается.
(Пришлось наводить справки в других командах. Оказалось, что, скажем, порожний грузовик "Мерседеса" стоит 56 700 евро, а с болидами на борту - 5,7 миллиона. - Б.Т.)
- Что делают водители, когда прибывают на место проведения очередного "Гран-при"?
- Сразу же начинают драить до блеска своих "железных коней", так как мы придаем большое значение внешнему виду команды. А потом приступают к разбивке лагеря.
- В это время в расположении команд нередко звучит различная музыка. Водители "Заубера", как мне рассказывали, любят швейцарский фольклор. А вот руководство "Макларена" наложило запрет на любую музыку в своих мастерских на колесах. У вас с этим как дела обстоят?
- Мы не против музыки, но только не во время гонок. Она уместна, когда мы начинаем разбивать свой лагерь или сворачиваем его. Предпочитаем не включать музыку, когда к нам приходят спонсоры или иные посетители. Что касается музыкальных пристрастий, то тут мы всеядны: слушаем и немецкие шлягеры, и песни в исполнении поп-звезд других стран.
- Какие автодромы ваши дальнобойщики больше всего любят?
- Нюрбургринг и Хоккенхайм. Они лучше всего приспособлены для маневрирования гигантских машин. А самым нелюбимым у наших ребят является Спа-Франкоршан - из-за тесноты там очень трудно парковаться.
- Что делают водители после завершения соревнований?
- Это, пожалуй, самое напряженное время, ведь надо в сжатые сроки собрать все огромное хозяйство и погрузить на трейлеры. Последними там оказываются болиды.
- Итак, все готово к отъезду...
- Обычно мы отправляем наш грузовой флот обратно в Кельн. Исключение составляют гонки, следующие друг за другом каждую неделю, - например, "Гран-при Монако" и "Гран-при Франции". Тогда водителям не удается отдохнуть между этапами.
- У вас есть специальные шоферы для тест-команды?
- Во время сезона работают две группы водителей - главная и обслуживающая тесты. А в перерывах между чемпионатами мы в целях экономии средств и сил их объединяем, и водители ездят на тренировки по очереди.
- Говорят, у дальнобойщиков в командах с небольшими бюджетами нагрузки гораздо выше, чем у их коллег из богатых конюшен. "Тойота", насколько мне известно, не из бедных...
- Я не думаю, что среди 10 команд "Формулы-1" мы самые богатые. Наши финансовые возможности, точно могу сказать, не безграничны. Поэтому водители у нас работают не меньше остальных.
- Сколько времени им требуется для того, чтобы разбить лагерь?
- Норматив для сборки бокса - полтора дня, а на разборку уходит 7 часов.
- Бывают ли у шоферов грузовиков проблемы на пограничных пунктах?
- Как правило, нет. А после недавнего открытия границ в Европе они вообще ездят здесь практически без остановок. Иногда, правда, полиция устраивает показательные проверки груза и путевых листов.
- Не исключено, что в скором времени к гонкам "Формулы-1" подключится Москва. Как будете доставлять свое хозяйство в Россию?
- Думаю, по воздуху.
- Может, стоит тогда подумать об услугах самолетов-гигантов "Руслан"?
- За воздушные перевозки в "Формуле-1" отвечает специальная фирма, которая обслуживает многие команды. На та задача в этом случае заключается только в том, чтобы доставить груз в аэропорт. Скажем, перед "Гран-при Австралии" сборный пункт у нас был во Франкфурте. Для переброски через океан обычно используются "Боинги 747" и DC 10.
...Более развернутую информацию по этому вопросу мне дали в других командах. Как правило, для всего пелотона "Ф-1" фрахтуются 8 самолетов указанных типов. Ведь снаряжение только одной ведущей команды весит порядка 30 тонн. "БМВ", скажем, берет с собой на другой континент массу "мелочей": 12 моторов, 16 стационарных компьютеров и 26 ноутбуков, 100 радиотелефонов, 500 метров провода для компьютеров, 300 метров электропроводов, 1500 салфеток и так далее.
Внушительно, не правда ли?