БАСКЕТБОЛ |
Шакил О'НИЛ: "СОБИРАЮСЬ В КИЕВ К МЕДВЕДЕНКО. БУДЕТ ВЕСЕЛО!"
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
"Слава, лови!"
Человек, ведающий инвентарем "Лос-Анджелес Лейкерс", обращался, разумеется, не ко мне. Но с рефлексами не спорят: корреспондент "СЭ" все-таки обернулся и увидел... летящий ему прямо в лоб шлепанец пятьдесят какого-то размера.
Шанс увернуться еще оставался, но я застыл, пораженный необычным зрелищем. Еще мгновение - и стал бы главным героем журналистской байки, разлетающейся по всей Америке... К счастью, украинский форвард Станислав Медведенко, которого в "Лейкерс" все называют Славой, успел среагировать и перехватил "снаряд" в каких-то сантиметрах от цели.
Интервью я начал словами, которыми его обычно заканчивают: "Большое спасибо!"
"ВИРУС КОВАЛЬЧУКА"
Еще до этой сцены в раздевалке "Лейкерс" мне удалось задать пару вопросов главному тренеру лос-анджелесской команды - седовласому дзен-буддисту и 10-кратному чемпиону НБА Филу Джексону. Дело в том, что незадолго до матча в Вашингтоне Медведенко попал в немилость у легендарного наставника и был посажен на скамейку запасных.
- В начале февраля у Славы был небольшой спад, - объяснил Джексон. - А потом он заболел, что тоже не улучшило его игру. Мне кажется, что сейчас он выходит из кризиса. Я подсказал, в каких компонентах ему надо прибавить, и Медведенко старается.
- В каких, если не секрет?
- Подбор, особенно под своим кольцом, и защита. Очень важно, чтобы Слава понял: амплуа мощного форварда подразумевает не только броски и проходы под щит.
- Почему на один из последних домашних матчей "Лейкерс" Медведенко не вышел в стартовом составе?
- Он был наказан за то, что пропустил разминку. Я сделал ему небольшое предупреждение. Пусть знает: такие вещи недопустимы.
Так вот в чем дело! Оказывается, Медведенко и российский хоккеист "Атланты" Илья Ковальчук, приблизительно в то же время проспавший предматчевую разминку в Нью-Джерси, угодили в одинаковые истории на разных концах Америки!
- У нас в команде правило: если домашний матч начинается в 19.30, то на стадионе надо быть за полтора часа до игры, - говорит Медведенко. - А тут, впервые за те четыре года, что я в команде, нужно было прийти раньше. У нас не было утренней разминки, и Джексон хотел это компенсировать. А у меня уже все "на автомате": к шести - на стадион. В общем, не сумел себя перепрограммировать. Фил немного порычал на меня и не поставил в стартовый состав. Это нормально.
- Февраль у вас вообще получился не самым удачным...
- Месяц как месяц. Обыкновенный, рабочий.
- Но как раз работы у вас в феврале было гораздо меньше, чем обычно.
- Приболел немного. Простудился. У нас было много выездных матчей на Востоке, а там - совсем другая погода, чем в Калифорнии. Тем более в феврале.
- Джексон утверждает, что вы еще не в полной мере освоили амплуа четвертого "номера". Никак не избавитесь от европейских "замашек"?
- Иногда действительно бывает, что я бросаю в ситуации, когда лучше идти в проход. Но вообще-то изменять себе не собираюсь. Бросок-то у меня неплохой, и было бы глупо его не использовать.
- Спад у вас начался с матча в Филадельфии, после которого Джексон резко уменьшил ваше игровое время - в пользу Хораса Гранта.
- Не скажу, чтобы я совсем уж провалил тот матч с "Филли" - все-таки набрал 12 очков. Правда, процент попаданий был далеко не лучший. Но февраль выдался очень тяжелым для всех в "Лейкерс": из 15 матчей дома мы играли всего 3. Поэтому Джексон давал многим отдохнуть. А я к тому же приболел. В общем, одно наложилось на другое. Ничего - за спадами всегда следуют подъемы.
СУПЕРЗВЕЗДЫ ТОЖЕ ЛЮДИ
- Вам, типичному для Европы "бросающему" форварду, в НБА пришлось резко прибавить в мощи и во многом сменить "специализацию". Насколько трудно дался этот переход?
- Поначалу было тяжеловато. В НБА гораздо больше "физики", и мне действительно пришлось немного пересмотреть свой стиль. Подкачаться, сделать больший упор на силовую борьбу, на защиту. Обороне здесь вообще придают огромное значение. А мне сразу сказали, что в этом компоненте я отстаю.
- Тот факт, что вы сразу пришли в сильнейший клуб НБА, помог или, наоборот, замедлил развитие?
- А мы и сейчас одни из сильнейших. Конечно, вписаться в такую команду, как "Лейкерс", непросто. Пока поймешь, чего от тебя хотят, пока разберешься во всех тонкостях стиля партнеров. А ведь здесь партнеры - мастера высочайшего класса.
- Не страшно было начинать карьеру в НБА в окружении стольких суперзвезд?
- Сначала было не по себе. Можно сказать, глаза на лоб лезли. Немудрено: приехать из Киева и сразу оказаться в компании людей, включенных в число 50 лучших игроков всех времен. Но потом я привык. Суперзвезды тоже люди.
- А не проскальзывала мысль: "Мне тут в жизни не удержаться"?
- Как только начнешь так думать - дашь повод думать так же и другим. Нет, я приехал сюда с четкой целью: закрепиться в составе. И делал все, что для этого необходимо. Работал, исправлял ошибки, осваивал американский баскетбол. Благо в "Лейкерс" есть у кого учиться.
- Не ощущается ли в команде дополнительное напряжение из-за Коби Брайанта? Я имею в виду и судебный процесс по обвинению в изнасиловании, и его предсезонный конфликт с О'Нилом.
- Об этом суде мы стараемся не думать. А перепалки Коби с Шакилом - это нормальная ситуация. Разногласия случаются в любом коллективе, а в "Лейкерс" полно ярких личностей с сильными характерами. Совсем без трений тут не обойтись. Впрочем, сейчас все успокоилось. Мы концентрируемся только на игре.
BORSCHT AND VARENIKI
- Чувствуется, что вы уже неплохо освоились в Лос-Анджелесе...
- Пообжился - за четыре-то года. Правда, на пляжах пока особо не належался. Времени нет.
- А к болеющим за "Лейкерс" кинозвездам привыкли?
- Да. В первых рядах нашего зала постоянно сидят какие-нибудь знаменитости. Иногда с игроками встречаются.
- С кем из голливудских знаменитостей довелось встречаться вам?
- Да почти со всеми. Не так чтобы поддерживать тесные отношения, а на уровне "привет-пока". Вот только имен актеров я не помню. (Улыбается.) В лицо узнаю - мол, этот снимался в таком-то фильме. А как кого зовут - мне не очень интересно.
- В справочнике для журналистов, выпущенном "Лейкерс", написано, что ваши любимые блюда "borscht and vareniki".
- Не соврали. К украинским и русским блюдам питаю слабость до сих пор. Хорошо, что в Лос-Анджелесе - большая русская община. Хватает и ресторанов, и магазинов.
- Правда ли, что у вас сложились дружеские отношения с Шакилом О'Нилом?
- Дружеские или не дружеские - не знаю. Но хорошие.
- Говорят, что Шакил обещал погостить у вас в Киеве?
- Было такое. Правда, не знаю, получится ли у него. И откуда только у Шака такие желания появляются?! Видимо, ему все время не хватает чего-нибудь экстремального.
- Уже думали над тем, как будете встречать дорогого гостя?
- Ну, нет. Он сам разберется. Пусть увидит Украину такой, какая она есть.
- Правда ли, что вы любитель рэпа?
- Слушаю иногда. Правда, я не такой фанат, как Шакил. Он даже сам альбомы записывал. Еще представления в раздевалке устраивает. Перед началом сезона придумал особый вид "дедовщины" для новичков. Обычно их заставляют какую-нибудь песню спеть или, там, гимн своей страны. А Шак решил, что это все несерьезно. В общем, заперли мы как-то двери раздевалки - чтобы, не дай бог, не зашел кто-нибудь из тренеров, включили рэп и заставили новичков танцевать.
- А вы, когда были дебютантом, что пели? Что-нибудь украинское?
- Ничего не пел. Использовал универсальную отговорку: "Я не говорить по-английски. Не трогайте меня".
- Скажите откровенно: музыкальные "опыты" Шакила действительно хороши?
- (Смеется.) Этот вопрос - к музыкальным критикам. Но если честно, в баскетбол он играет гораздо лучше.
- А русскими рэп-группами вы не увлекаетесь?
- Постоянно их слушаю. На выезд всегда беру с собой полную сумку музыки. Самой разнообразной - от рэпа до хитов российской эстрады.
СНАЧАЛА К ЯО МИНУ, ПОТОМ - К СЛАВЕ
К моменту окончания беседы с Медведенко Шакил О'Нил уже почти "отстрелялся" от журналистов и, надев умопомрачительный желто-коричневый спортивный костюм, начал пробираться к выходу. Осторожно - чтобы не раздавить кого-нибудь ненароком в толпе, вынужденной подстраиваться под движения великана. (Кстати, когда я заглянул в раздевалку перед игрой, чтобы договориться с Медведенко об интервью, то услышал страшный грохот, доносящийся из душа. "Шак опять что-то опрокинул", - шепнул американский коллега.) Пока гигант весом за полтора центнера прокладывал себе дорогу к выходу, мне удалось из первых рук разузнать об украинско-туристических планах Шакила.
- Вы действительно собираетесь в ближайшее время посетить Украину?
- Совершенно верно. Обязательно съезжу в гости к Славе.
- Уже знаете, что именно хотите посмотреть?
- Без понятия. Просто погощу, посмотрю, где Слава вырос, какие там люди. Будет весело. Там, где я, всегда весело.
- Медведенко говорит, что вам нравится все экстремальное.
- А что там может быть экстремального? У меня, приятель, дипломатический иммунитет! Я приеду, потусуюсь в посольстве, посмотрю, где можно погулять, как там люди развлекаются. Попробую, что они едят. В общем, все будет о'кей!
- А почему вы вдруг решили съездить в Киев?
- Я хочу объездить весь мир. Пока не был только в России и в Китае. Теперь вот появился повод. В Китае побываю этим летом - Яо Мин (центровой "Хьюстона". - С.М.) уже зовет. А в России - навещу Славу.
- Но Слава живет на Украине!
- А какая разница?!
Пророкотав это, Шак улыбнулся и двинулся в путь. Видимо, в полной уверенности, что если надо, то под него подстроятся и государственные границы.