ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 2-й тур |
ДЕРУТСЯ ДВОЕ. В НОКДАУНЕ - ВСЕ
Игорь РАБИНЕР
52-я минута матча "Динамо" - ЦСКА превратилась в кошмар для человека, вроде бы не имеющего к этой игре отношения, - Георгия Ярцева. Право, такого парадоксального сюжета не придумал бы самый изобретательный романист: участник Euro-2004 Валентин Иванов изгоняет с поля вероятных участников Euro-2004 Сергея Игнашевича и Дмитрия Булыкина.
Мало того, формулировкой "удар соперника", внесенной в протокол, подвергает двух ключевых игроков сборной России угрозе пятиматчевой дисквалификации.
Для начала убережемся от предательского соблазна удариться в патриотическую риторику - как, мол, наш арбитр мог за два с половиной месяца до крупнейшего турнира пойти поперек национальных интересов?! У судьи нет иного кодекса поведения и поступков, кроме правил игры в футбол. Слишком очевидными и умышленными были удар ногой Игнашевича после завершения верхового единоборства и его попытка боднуть соперника, слишком явной была отмашка Булыкина (пусть не кулаком, а ладонью), чтобы оставить их без внимания. И если в чем-то арбитр заслужил упрека, то в том, что не наказал Булыкина в первом тайме за удар локтем в лицо того же Игнашевича. А "двойку" Иванов от не пылающего, как говорят, к нему любовью инспектора Валерия Бутенко получил за другое - за то, что не дал пенальти за нарушение в динамовской штрафной против Жиркова.
Что касается "национальных интересов", то в чем-то судья даже не нарушил, а защитил их. Он преподал защитнику и форварду жестокий, но ценный урок, который пригодится в Португалии. Получи они в субботу стыдливую индульгенцию из-за своего статуса - и в Фару или в Лиссабоне такая политика двойных стандартов, вполне возможно, вернулась бы к сборной России бумерангом. Когда жизнь день ото дня приучает к безнаказанности, невозможно в решающий момент вдруг явить образец выдержки. Тем более что нашими соперниками там будут южные команды, склонные к провокациям.
Вот только Ярцеву от признания справедливости удалений - не легче. И не в том беда, что подрались два игрока его команды, - в пылу борьбы всякое бывает, и в 80-е годы спартаковцы с киевскими динамовцами тоже друг перед другом не расшаркивались. Дело в нынешней роли в сборной обоих провинившихся.
Булыкин в марте 2004-го играет так, как никогда раньше. Получив от Ярослава Гжебика капитанскую повязку, он из одаренного, но вальяжного снайпера превратился в неутомимого бойца, через которого идет вся игра "Динамо". Неудивительно, что именно после его ухода с поля ЦСКА сравнял счет, в чем Булыкин, кстати, сразу же нашел возможность покаяться: "Конечно, испытываю чувство вины. Подвел команду, и раз мы пропустили гол - значит, удаление пошло на пользу армейцам".
Игнашевич сейчас единственный основной центральный защитник сборной, который имеет постоянную игровую практику на своей позиции, ведь его партнер Онопко в "Сатурне" перевоплотился в опорного хавбека. Нет сомнений, что капитан сборной в любой момент готов вернуться в оборону, но уверенность Игнашевича при таких обстоятельствах становится вдвойне важной.
А потому КДК, на мой взгляд, следует все тщательно взвесить, прежде чем опускать на виновников инцидента пятиматчевую гильотину, которая в таких случаях предусмотрена. В конце концов, есть такое понятие, как "кредитная история", а она у Булыкина и Игнашевича достаточно чиста. Первый в карьере вообще не имел на счету красных карточек и в прошлом сезоне был провозглашен "джентльменом года", а второй, обороняясь на самом горячем рубеже, никогда не слыл костоломом. Репутацией любителей помахать кулаками и схватить за грудки судей оба тоже, согласитесь, не обладают.
Конечно, если суд над сборниками окажется гуманным, право на недовольство получит, например, их бывший клуб - "Локомотив". В Черкизове могут спросить: с какой стати в прошлом году основной вратарь сборной Сергей Овчинников не дождался пощады, в результате чего у "Локо" пошел насмарку весь первый круг, а ЦСКА с "Динамо" теперь должны отделаться легким испугом?
Когда-то классик советской литературы Даниил Гранин сказал Сергею Довлатову: "Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть". Именно так можно образно сформулировать то, что предстоит сделать дисциплинарному органу российского футбола.