Газета Спорт-Экспресс № 63 (3441) от 23 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 марта 2004 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Вратарь сборной СССР, финалист розыгрыша Кубка Стэнли-2002 нынешний сезон начинал в... фарм-клубе фарм-клуба "Каролины"

Артур ИРБЕ: "В ССЫЛКЕ ЗАНИМАЛСЯ ПОЛУГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЙОГОЙ"

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Атланты

Многие ли из вас могут тридцать раз отжаться на кулаках? А пятьдесят? А семьдесят? 37-летний Артур Ирбе может сделать сто таких отжиманий. Что и продемонстрировал у меня на глазах на полу гостевой раздевалки "Филипс Арены" в качестве незамысловатой разминки мышц. Завистливо понаблюдав за тем, насколько непринужденно коренастый латыш выполнил свой послематчевый норматив, я подумал о том, что при желании он без особых проблем осилил бы еще столько же.

Впрочем, разговаривать с вратарем-эпохой - последним в НХЛ голкипером, успевшим поиграть в чемпионате СССР, - корреспондент "СЭ" пришел вовсе не о его методах поддержания физической формы. Неправдоподобную историю о том, как финалист Кубка Стэнли и герой плей-офф-2002, двукратный участник Матча звезд, обладатель вратарского рекорда "Каролины" по количеству побед (129) с годовой зарплатой в 2,7 миллиона долларов очутился почти на весь нынешний сезон в чудовищном хоккейном захолустье под названием "Джонстаун Чифс", хотелось узнать от первоисточника. С этой темы мы и начали наш разговор.

"ВОЖДЬ" ПОНЕВОЛЕ

- "Каролина" начала чемпионат в обновленном составе, и я в планах на сезон не фигурировал, - говорит Артур. - Что ж, моя работа - играть там, где велят.

- И все же, согласитесь, странная вышла ситуация: "Ураганы" предпочли не выкупить ваш договор за две третьих его суммы, а заплатить вам 2,7 миллиона долларов и отправить в фарм-клуб.

- Команда хотела выкупить мой контракт, но за сумму намного меньшую, чем две трети. ("Каролина" предложила Ирбе выкупить последние два года его соглашения стоимостью в 5,2 миллиона всего за 1,8 миллиона. - П.С.) Будь у меня в тот момент достойные предложения от других клубов, наверняка пошел бы на этот шаг: уж больно не хотелось выпадать из энхаэловской обоймы. Но таких вариантов не было. В итоге, чтобы не терять деньги, я отправился в низшую лигу.

- Но почему вас сослали не в АХЛ, где играет дочерний клуб "Каролины", а в команду Лиги восточного побережья, которая, по сути, является фарм-клубом фарм-клуба?

- Дело в том, что "Лоуэлл" - нашу команду АХЛ - "Ураганы" держат пополам с "Калгари". И два места под голкиперов в ней были уже забронированы. Вот и пришлось ехать в ECHL.

НА РОДИНЕ "ЩЕЛЧКА"

- И что же это за лига - ECHL?

- Конечно, по сравнению с тем, к чему я за столько лет привык, это совсем другой уровень хоккея. На несколько порядков более низкий. Повезло в том, что в Джонстауне, где я оказался, очень дружная команда. Да и город всеми силами ее поддерживает. (Приезд Ирбе вызвал неслыханный ажиотаж. На дебютный матч голкипера ледовый дворец "Вождей" лишь во второй раз за последние четыре сезона собрал полную аудиторию. - П.С.)

- Вы, наверное, были самым именитым игроком, когда-либо выступавшим в этой лиге?

- (Смеется.) Возможно. Но об этом старался не думать - подобные мысли только мешали бы играть.

- Чем запомнился сам город Джонстаун?

- Это маленький провинциальный городок в штате Пенсильвания, неподалеку от Питтсбурга, с ярко выраженным шахтерским профилем. К сожалению, трудовая активность местных шахтеров за последние годы резко снизилась. Позакрывались и многие другие предприятия, и, как следствие, экономика города сейчас в упадке.

Но у Джонстауна настолько глубокие хоккейные корни, что свою команду руководство и болельщики сохранить сумели. Хоккей является частью местного антуража до такой степени, что даже знаменитый фильм "Slapshot" ("Щелчок". - П.С.) снимался именно там, а тогдашние игроки "Джонстауна" стали реальными прототипами героев кинокартины. Фильм про людей, которые там жили, работали, играли в хоккей и маялись дурью (смеется). Так что побыть в таком городе было даже интересно с исторической точки зрения.

- Каким способом команда добиралась на выездные матчи?

- Все выезды совершались на автобусе. Маршруты в ECHL в основном не очень далекие. Самый длинный переезд был, кажется, часов десять.

- А спать когда?

- Кто сумел - в автобусе и поспал. Остальные занимались полугоризонтальной йогой (смеется).

- Какие еще бытовые отличия от НХЛ бросались в глаза в Джонстауне?

- Переезды на автобусе - это, пожалуй, основное. Еще приходилось самим таскать баулы с формой. И с питанием было совсем не так, как здесь. Но скажу вам честно: меня все эти мелочи особо не смущали. После советской-то закалки! Как вспомнишь 48-часовой марш-бросок в плацкартном вагоне из Риги в Воронеж - любой автобус сразу покажется авиалайнером класса "Конкорда" (смеется).

РИЖСКАЯ КУХНЯ

- Раз уж вы вспомнили советскую закалку, можно ли сравнить организацию хоккейного процесса в ECHL с тем, как он был поставлен в ваши годы в рижском "Динамо"?

- Главная разница в том, что в Союзе мы жили на сборах, а здесь - дома. Но зато как здорово нас на динамовской базе кормили! Оно и понятно: как же иначе игроков на базу заманишь? (Смеется.) Еще в ECHL меньше тренировок, но больше матчей, чем было у нас в "Динамо". У "Джонстауна" бывало такое, что в пятницу и субботу матчи в 7 вечера, в воскресенье - в 2 часа дня. То есть, считай, три игры за 67 часов!

- И что, вас могли поставить на все три?!

- Не только могли, но и ставили. В первых двух все бывало отлично, но в третьей уже, конечно, "плыл" от усталости.

- Каково находиться в коллективе, где все знают, что одна ваша зарплата превосходит бюджет любого из клубов лиги?

- Знаете, нормально. Ребята понимали мою ситуацию и то, в каком я психологическом состоянии. Самым главным было влиться в коллектив. Команда там молодая: всего несколько человек по 28 - 29 лет, остальные намного моложе. И это, кстати, даже помогло: рядом с ними я и сам стал себя моложе чувствовать (улыбается). Если бы ребята увидели, что приехал весь из себя энхаэловец с задранным до неба носом, очень быстро поставили бы этого человека на место. Кроме того, я понимал, что единственный способ вернуться в НХЛ - это вкалывать изо всех сил. И вот, как видите, я снова здесь.

Р. S. Вернувшись из Джонстауна, Ирбе успел провести за "Каролину" шесть матчей. В четырех из них "Ураганы" победили и еще один свели вничью. В последней встрече с участием Артура - в минувшую субботу в Оттаве - южане взяли верх над могучими "Сенаторами" в овертайме со счетом 3:2, а латышский голкипер, отразивший 27 бросков из 29, был признан второй звездой матча.