Газета Спорт-Экспресс № 63 (3441) от 23 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 марта 2004 | Хоккей на траве

ХОККЕЙ С МЯЧОМ

Новым главным тренером сборной России стал Владимир Янко, который руководит архангельским "Водником" и уже возглавлял сборную с 1997 года по 2001

Владимир ЯНКО

НАМ СНОВА НАДО ПОДНЯТЬСЯ СО ДНА

В пятницу, то есть на следующий день после назначения на пост главного тренера сборной, Владимир Янко отправился в Кемерово, где проходили заключительные матчи Кубка России. Правда, "Водник", с которым Янко до этого выиграл в нынешнем сезоне все состязания на клубном уровне, в 1/4 Кубка уступил со счетом 3:5 "Сибскане" и выбыл из дальнейшей борьбы.

Однако удивляться этому не приходится, поскольку Архангельск делегировал в Кемерово молодежный состав. Другое дело - почему? Этот вопрос меня заинтересовал, и я коснулся его в самом начале нашего разговора с тренером "Водника" и сборной, разговора, который постепенно вышел за рамки последнего турнира года.

О КУБКЕ РОССИИ

- Итак, чем вы объясняете свое решение не посылать на кубковые матчи ведущих игроков?

- В течение всего сезона их преследовали травмы, и некоторые до сих пор даже не успели восстановиться. А потом вы не представляете, какая нагрузка легла на плечи хоккеистов "Водника" практически во всех 70 матчах. Ни один из них не был для нас проходным, в котором можно было бы перевести дух. В каждом следовало не только побеждать, но и демонстрировать содержательную и зрелищную игру, такую игру, на которую способен действительно лучший клуб страны. И хотя мне как человеку честолюбивому хотелось выиграть в этом сезоне все, что только можно, я все же прислушался к рекомендации нашего врача и дал возможность отдохнуть тем, на кого делал ставку в течение всего сезона.

- Похоже, вы уже думаете о завтрашнем дне "Водника"?

- Знаете, я отношусь к категории тренеров, не живущих одним днем, и шесть лет моей предыдущей деятельности в команде, которая по праву является гордостью Архангельской области и за которую переживают десятки тысяч людей, - после чего последовал двухлетний перерыв, - лишнее тому доказательство. И я, думая о будущем, никогда не стану заставлять игроков выполнять такую работу, которая была бы им в тягость в силу не лучшей физической готовности, не говоря уже о психологической стороне проблемы.

- Почему, насколько мне известно, вы не остались в Кемерове до конца турнира, чтобы как тренер сборной лишний раз взглянуть на хоккеистов, которых теперь держите в поле зрения? К тому же, быть может, открыли бы для себя какие-то новые имена?

- Для меня важно было прежде всего просмотреть те команды, о которых я имел недостаточное представление. К примеру, хабаровскую и красноярскую. И я, естественно, побывал на матчах с их участием. А смысла в том, чтобы наблюдать за клубами и игроками, с которыми "Водник" уже встречался в ходе чемпионата, прямо скажем, не видел. Кроме того, в Архангельске предстояло продолжить тренировки с хоккеистами своей команды и подготовиться к приему сильнейших, на мой взгляд, мастеров страны, которые соберутся у нас 3 апреля. И наконец, сейчас в городе проходят интереснейшие матчи юношеского первенства России, от которых я, признаться, получаю искреннее удовольствие, и, присутствуя на них, конечно же, делаю важные пометки в своем блокноте.

О ВОЗВРАЩЕНИИ В "ВОДНИК" И СБОРНУЮ

- Как вас встретили в "Воднике" спустя два года после того, как вы расстались с ним? Были ли уверены, что сезон для архангельской команды сложится столь удачно, как это произошло на самом деле?

- Где бы я ни работал, никогда не оставляю после себя руины. Не случайно и после моего ухода "Водник", безусловно, был в числе лидеров нашего хоккея. Но даже победы в чемпионатах страны не ввели в заблуждение президента клуба, к слову, бывшего хоккеиста Бориса Скрынника. Именно он обратил внимание, что и в селекции, и в учебно-тренировочном процессе не стало прогресса, и попросил меня по этой причине вернуться в Архангельск. Понятно, дав согласие, я, как всякий нормальный человек, не был уверен, что сезон для "Водника" сложится столь счастливо, как это случилось. Но я точно знал, что смогу помочь команде двинуться вперед. А победа в Кубке мира, которым российские клубы давно не владели, во-первых, убедила, что мы выбрали верный курс, а во-вторых, естественно, подняла боевой дух ребят. Тот турнир стал для нас одновременно и лакмусовой бумажкой: на его фоне для нас с Борисом Ивановичем высветились все те проблемы, с которыми "Воднику" пришлось столкнуться в ходе сезона и которые необходимо было решать сверхоперативно. Тем не менее наша команда не без труда - впрочем, иначе и быть не могло - выиграла финал Кубка европейских чемпионов. И все равно без реформ внутри нее обойтись было невозможно. И мы пошли на риск, который нам мог стоить... Впрочем, зачем сейчас об этом говорить, если он себя оправдал: к матчам плей-офф российского первенства "Водник" подошел в готовности номер один и завоевал золотые медали.

- Стали ли перечисленные успехи "Водника" определяющим фактором в назначении вас главным тренером сборной России?

- Думаю, нет. Альберт Иванович Поморцев знает меня далеко не первый год. Не случайно президент федерации на заседании исполкома в минувший четверг произнес такие слова: "Янко нельзя назначить главным тренером сборной - его можно только попросить в нее вернуться". Правда, эта фраза понравилась не всем присутствующим. Но я этому обстоятельству особого значения не придавал. В конце концов на кону стоит судьба национальной команды. И я готов к тому, чтобы выполнять еще одну миссию, причем не менее трудную и ответственную в сравнении с работой на клубном уровне.

- В своем первом интервью после возвращения в сборную, данном "СЭ", вы в двух словах описали ситуацию в ней, которая, честно говоря, не вселяет оптимизма: дескать, национальной команды, как таковой, не существует вовсе, а под ее знамена просто призывались мастера высокого класса. Не сгущаете ли вы краски?

- Наша сборная на чемпионате мира-2004 в матче за третье место обыграла Казахстан, и вы хотите, чтобы я ее выступлению придал радужные тона?! По-моему, все видели, что в Швеции у нас не было команды. Однако справедливости ради замечу: Юрию Ефимовичу Фокину, кстати, много сделавшему для развития советского и российского хоккея, а ныне уже бывшему тренеру сборной, досталось не то наследство, которое оставляют после себя истинно квалифицированные специалисты. А вообще-то сейчас полезнее рассуждать и дискутировать не о том, кто виноват в фиаско, а о том, что делать дальше, дабы оно не повторилось. Аналогичный вопрос стоит передо мной не впервые. Три раза я приходил в национальную команду, и всякий раз ее последними завоеваниями были бронзовые награды мирового первенства. Кстати, до того, как я возглавил сборную России, она в течение восьми лет оставалась без золотых медалей. И все же нам удалось вернуть былую славу русского хоккея. Но за последнее сравнительно небольшое время мы снова сдали позиции. И сегодня нам надо ломать голову над тем, как в кратчайший срок вернуть себе мировое лидерство.

ОБ УРОВНЕ ХОККЕЯ

- В каком состоянии, на ваш взгляд, находится наш хоккей с мячом на данный момент? Есть ли у этого вида спорта, образно выражаясь, завтрашний день?

- Какой-то месяц с лишним назад всем казалось, что наш хоккей упал на такое дно, откуда подняться невозможно, и я тоже был настроен весьма пессимистично. Но концовка чемпионата России резко изменила мое мнение. В организационном плане не было никаких накладок, если не считать того, что в Кирове лед растаял. Видимо, тревожный сигнал, поданный главным тренером "Енисея" Сергеем Ломановым, был услышан президентом федерации, который не на словах, а на деле в считанные дни сумел выправить положение на финишной прямой турнира. Что касается уровня игры, показанного хоккеистами, то он был достаточно высок. Кстати, в том же "Енисее" уже в матче с "Уральским трубником" розыгрыша Кубка в Кемерове я увидел немало молодых талантливых ребят. И не сомневаюсь, что через пару лет наша сборная пополнится двумя-тремя новичками из Красноярска.

- А есть ли вундеркинды в юношеских командах, которые вы видели в Архангельске?

- Безусловно, есть, и еще какие! И в "Сибсельмаше" из Новосибирска и в "Маяке" из Краснотурьинска, и в других командах немало очень способных мальчишек. Я наблюдал за их игрой, и у меня, откровенно говоря, душа радовалась. Вот почему за послезавтрашний день нашего хоккея в принципе не беспокоюсь.

- А за завтрашний?

- Ближайший сезон мне представляется чрезвычайно трудным и во многом определяющим. Быть может, это будет самый сложный период в моей многолетней тренерской карьере.

О ПОДМОСКОВЬЕ И МОСКВЕ

- Сравнительно недавно Москва и Подмосковье были представлены в высшем обществе русского хоккея четырьмя клубами - "Динамо", "Фили", "Зорким" и "Вымпелом". Нынче же лишь красногорский "Зоркий" достойно представляет огромный регион, о котором я только что сказал. Стоит ли сегодня пытаться возродить в нем былые традиции или же кто-то понапрасну затратит силы, финансовые ресурсы и потеряет время?

- Мне сложно давать советы и рекомендации на этот счет. Куда проще объяснить нынешние успехи того же "Зоркого". Внимание губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова к развитию спорта и физкультуры вообще и хоккея с мячом в частности дает колоссальные плоды. Не стану перечислять успехи подмосковных команд на тех или иных аренах, но вам наверняка известно, что после того, как в Красногорске появился каток с искусственным льдом, "Зоркий" совершил заметный скачок вперед. И от игры на этом льду теперь получают наслаждение не только мастера, но и мальчишки, которые через некоторое время будут примерять свитера с эмблемой "Зоркого". А если такой же каток удастся построить в Королеве, то не сомневаюсь: в области появится еще одна прекрасная команда. В Москве же попытки, связанные с популяризацией и возрождением хоккея с мячом, мне видятся не слишком перспективными. Уж больно все в этом плане в столице запущено. Да, тяжело возрождать былые традиции. Посмотрите, как сложились судьбы после распада СССР московских клубов в хоккее с шайбой.

- А если вернуться все-таки к хоккею с мячом, то...

- ...то это - массовый вид спорта, благодаря активным занятиям которым не только мальчики, но и девочки могут значительно укрепить свое здоровье. Правда, в данном случае многое зависит от квалификации специалистов, которые трудятся в детско-юношеских спортивных школах.

ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ

- Однако вернемся непосредственно к вопросам, связанным с национальной командой. Если не секрет, кто все-таки войдет кроме вас в ее тренерский штаб? Ведь в день вашего назначения вы не решились назвать мне фамилии своих будущих помощников.

- Да, тогда не решился, но сегодня это уже ни для кого не секрет по той простой причине, что я сделал предложения двум тренерам - Сергею Ломанову и Сергею Мяусу - и получил от них согласие, что меня, не стану скрывать, страшно обрадовало.

- Вы уже сказали о том, что тренерский штаб и наши сильнейшие игроки съедутся в Архангельск 3 апреля. Какова цель этого весеннего сбора?

- Мы проведем вместе три с небольшим дня. За это время, надеюсь, успею по душам поговорить со всеми ребятами, хотя уже сейчас знаю, что каждый из них, а всего в Архангельск, по всей вероятности, прибудут 20 хоккеистов, горит желанием защищать цвета сборной. С помощью игроков надеюсь получить необходимую информацию о том, что происходит у нас в хоккее на местах: это касается и сегодняшнего дня, и перспектив на ближайшее будущее. Конечно же, в Архангельске мы потренируемся, а также проведем два контрольных матча - с "Водником" и "Севером". Ну а после этого сбора я возьмусь за тщательную разработку плана подготовки нашей национальной команды к следующему чемпионату мира.

- А удастся ли хоккеисту, обладателю четырех золотых медалей чемпионатов мира и тренеру, столько же раз приводившему свою сборную к победам в соревнованиях столь высокого ранга, Владимиру Янко когда-нибудь все-таки выступить вместе со своей командой на зимней Олимпиаде и подняться на высшую ступеньку ее пьедестала?

- Я не спортивный чиновник и не дипломат в области политики. Однако убежден, что сражаться за столом переговоров в одиночку против численного большинства столь же тяжело, как и бороться на хоккейном поле. А у меня сложилось такое впечатление, будто, кроме России, никому не надо, чтобы наш вид спорта пополнил олимпийскую семью. И в этом я вижу основную причину того, что хоккей с мячом до сих пор не включен в программу самых престижных состязаний планеты.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ