ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ЯПОНСКАЯ УЧЕНИЦА ТАРАСОВОЙ - НОВЫЙ ФАВОРИТ ТУРИНА-2006
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Дортмунда |
Квалификация редко привлекает к себе повышенное внимание журналистов, однако женский турнир, состоявшийся в среду днем, стал событием весьма нетривиальным. Точнее, соревнования во второй группе участниц. В первой, как известно, события развивались без каких бы то ни было неожиданностей: Саша Коэн без особых проблем обошла Елену Соколову и чемпионку Европы-2004 Юлию Себестьен. А вот расклад сил во второй двадцатке фигуристок стал своего рода сенсацией: пятикратная чемпионка мира Мишель Кван проиграла сразу двум японкам - Шизуке Аракаве и совсем юной Мики Андо.
Дополнительную интригу происходящему придавал один любопытный факт: так уж получилось, что и Коэн, и Аракава, которые сегодня днем продолжат выступления с одинаковым преимуществом над соперницами, ассоциируются прежде всего с именем выдающегося российского тренера Татьяны Тарасовой. Коэн - как бывшая ее ученица, Аракава - как нынешняя.
Уход от Тарасовой к Робин Вагнер явно пошел американке на пользу. По крайней мере на сегодняшнем этапе.
- Саша перестала выглядеть на льду чересчур серьезно, - сказала по этому поводу другой наш известный специалист Марина Кудрявцева. - Они с новым тренером упростили программу, и, как следствие, в катании Коэн появилось значительно больше легкости. Прыгала она тоже лучше, чем обычно. Выше, качественнее. Возможно, просто пришло время проявиться всей предыдущей работе с Тарасовой. Татьяне свойственно вкладывать в своих учеников слишком много, заставлять их работать на пределе возможностей. Зато потом стоит чуть отпустить, снизить нагрузку - и прогресс налицо. Это известный метод. Мы с Волчковой, в частности, тоже пошли по такому пути, когда она вернулась ко мне в группу после чемпионата России. Начали делать много ежедневных прокатов, к чему Вика не привыкла. Но другого способа сдвинуться с мертвой точки, на которой Волчкова находилась в последние годы, не было.
Если бы Виктория Волчкова не упала с лутца, она вполне могла бы сохранить шанс бороться с лидерами если не на равных, то вполне достойно: все остальные прыжки были выполнены без помарок. Правда, очевидным было и другое: то, что женское катание претерпело за два последних года слишком серьезные изменения. И что в этой реальности с трудом находится место даже для легендарной Кван.
- Не удивлюсь, если чемпионкой мира станет Аракава, - продолжала Кудрявцева. - Ее главное преимущество заключается в том, что она прыгает каскады. Причем делала это еще шесть лет назад. Я это прекрасно помню: когда мы с Соколовой попали на Олимпиаду в Нагано - Лена тогда тренировалась у меня, они с Аракавой катались в одной группе. Японка тогда, естественно, была полегче, чем сейчас, но до сих пор, несмотря на то, что стала массивнее, она очень верткая, ладненькая. Невооруженным глазом видно, что, прыгая столько лет каскады, Аракава по-прежнему чувствует себя в них совершенно уверенно. На мой взгляд, на Олимпиаде в Турине ее шансы на победу будут гораздо выше, чем у Коэн. Тем более что тренировать Аракаву взялась Тарасова.
- Но ведь Тарасова сама подчеркивает, что работает с Аракавой всего пару-тройку недель. Неужели за это время можно добиться каких-то серьезных успехов?
- Честно говоря, я не знаю, сколько они проработали вместе. Но со всеми спортсменами, безусловно, что-то происходит, едва они попадают к Тарасовой. Такое ощущение, что Татьяна каким-то таинственным образом передает им свою энергию, и фигуристы мгновенно становятся увереннее и сильнее.
- А что вы можете сказать о Мишель Кван?
- По качеству прыжков в квалификации она не произвела на меня впечатления. Хотя делать какие-то выводы на основании одного проката трудно. Программа понравилась. Как и скольжение. Но американка всегда скользит красиво. Те, кто видел выступление Мишель на чемпионате США, на котором она впервые выступала под руководством нового тренера Рафаэля Арутюняна, говорят, что прогресс был налицо. Собственно, поэтому Кван и выиграла у Саши Коэн. Но после тренировок, которые я видела в Дортмунде, не исключаю, что Мишель будет крайне тяжело бороться с Коэн. И еще тяжелее - с Аракавой.
Парадокс, но осложнить Кван попытку выиграть шестое золото мировых чемпионатов вполне может ее новый тренер. Любопытно было наблюдать за этим творческим дуэтом в смешанной зоне после более чем посредственного проката. Пока Мишель общалась с журналистами, Арутюнян стоял позади и смотрел на подопечную глазами, полными восхищения. Было очевидно, что этот чемпионат для него - куда больший стресс, чем для Кван.
Это невольно заставило задуматься о том, что педагоги, способные предъявлять максимальные требования к каждому ученику, невзирая на все его титулы и степень материальной обеспеченности, а в сложной ситуации вселять уверенность одним своим присутствием, всегда будут исключением из тренерского ряда в любом виде спорта. Подчинить себе звезду так, чтобы она чувствовала, что сама хочет этого, - великое искусство. Собственно, в лице Арутюняна Кван нашла то, что искала все последние годы, расставшись сначала с Фрэнком Кэроллом (в предыдущем материале я по ошибке назвала бывшим тренером Кван другого специалиста), затем - со Скоттом Уильямсом. То есть превосходного специалиста во всем, что касается техники фигурного катания, и в то же время человека, никоим образом не ущемляющего ее самостоятельности. Вот только даже звездам иногда бывает нужно, чтобы кто-то еще, а не они сами, были готовы тащить груз ответственности на своих плечах.