ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 1/2 финала. Третьи матчи |
Максим ЛЕБЕДЕВ
Нынешний чемпионат, еще в самом его начале названный "сумасшедшим" и "безумным", вчера ознаменовался самой сумасшедшей и самой безумной сценой - уходом тольяттинской "Лады" со льда до окончания матча.
В конфликтах такого рода всегда виноват судья. Оставим в стороне вопрос, почему арбитр Сергей Гусев из Серова, работающий на высшем уровне лишь второй сезон, был назначен на матч, где для одной из команд решалось все. Важнее для нас - то, что он проявил нерешительность. Ведь в таких случаях от судей требуется немедленная реакция, а любое движение хоккеиста, чью клюшку потребовали замерить, считается свидетельством его виновности.
Но даже это не главное. Мы как-то привыкли к тому, что замер изгиба клюшки - при всей его законности - считается отнюдь не джентльменским способом выяснения отношений. Этот замер - из того арсенала, который незабвенный Николай Николаевич Озеров охарактеризовал емкой фразой: "Такой хоккей нам не нужен!" Мол, прибегают к этому команды слабые, неспособные одержать победу в честной и бескомпромиссной борьбе.
Так поступали в матчах с советскими клубами и сборной канадские профессионалы, так делали, взяв с них пример, чехи. Тогда как мы этим приемом не пользовались даже в самых тяжелых ситуациях. Борис Михайлов на серебряном для нас чемпионате мира-2002 не стал прибегать к замерам в финале, хотя у словацких НХЛовцев клюшки, как известно, были далеки от совершенства. Да и во втором вчерашнем полуфинале Владимир Вуйтек не стал измерять клюшки "Магнитки".
А вот Петр Воробьев посчитал, что этот способ для него и для его молодой и перспективной команды приемлем. Только вот почему он надеялся, что "Авангард", получивший удар ниже пояса, шагнет на эшафот с высоко поднятой головой? Нанося такой удар, надо всегда быть готовым к тому, что тебе ответят соответствующим образом. И такой ответ у "Авангарда" нашелся (хотя не буду утверждать это со стопроцентной точностью) - благодаря нерасторопности судьи и его помощников.
Виноват был судья, а пострадавшими оказались пять с половиной тысяч омских болельщиков, которые уже считали мгновения до второго в истории их клуба выхода в финал. Они готовились к празднику, они заслужили этот праздник, но торжество оказалось напрочь испорчено. Ни они, ни Валерий Белоусов, отстроивший команду на руинах, ни хоккеисты "Авангарда", играющие, вне всякого сомнения, лучший плей-офф в своей жизни, не виноваты в том, что полуфинал, убедительно выигранный омичами, навсегда войдет в нашу хоккейную историю не игрой, а скандалом. Рядом с которым всегда будет копошиться подленькая мыслишка: "Раз скандалили, раз увели команду - значит, там что-то было".
Нечто подобное случилось совсем недавно - и тоже в плей-офф, но в хоккее с мячом. Со льда красногорского стадиона увел свой "Зоркий" великий игрок и замечательный тренер Сергей Ломанов. Который нашел в себе силы впоследствии позвонить в Красногорск - и извиниться за свой поступок.
Найдет ли Петр Воробьев в себе силы извиниться перед омскими болельщиками?