Газета Спорт-Экспресс № 72 (3450) от 2 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 апреля 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СБОРНАЯ СОЛЯНКА

Юрий ГАВРИЛОВ.Он был одним из тех, кого привлек в сборную Константин Бесков, призванный спасать ее в отборочном цикле ЧЕ-80 на два последних матча. Но в Италию наши так и не попали.

- В сборную вас взял в 78-м еще Никита Симонян. Но ставил только на товарищеские матчи. Не смогли вписаться в команду?

- Хотя в сборной было много знакомых (Маховиков, Бубнов, Хидиятуллин и другие), но с некоторыми сложностями столкнулся. Главное - у Константина Ивановича в "Спартаке" я играл в другой футбол. Его можно было назвать интеллектуальным, очень большую роль играли тактика, мысль. А в сборную игроки подбирались по несколько иным критериям - требовались прежде всего надежность, мобильность. Можно сказать, что в сборной я вернулся к тому футболу, в который играл еще до "Спартака", в полузащите "Динамо". Бесков же мне очень быстро нашел другое применение - поставил "под нападающими". Это было довольно ново для того футбола. Приблизительно так же, кажется, играл только Кипиани в Тбилиси, а в остальных командах позиции "под нападающими" еще не было. Буряк то выдвигался вперед, то отходил глубоко назад... Мои действия в "Спартаке" были на 70 процентов атакующими, на 30 - оборонительными. Именно в такой игре от меня было больше всего пользы. А в сборной меня снова поставили в полузащиту (схема была 4-4-2), и я должен был пахать по полной. К примеру, несколько раз мы должны были менять друг друга с Володей Бессоновым - значит, и действовать мне следовало в его ключе. Но физически меня на это не хватало. Да и навыка действий в обороне, отбора мяча не было. В такой игре я просто терялся на поле - и не в атаке вроде, и не в защите...

- По составу сборная Симоняна являла собой смесь разных школ, стилей.

- В сборной играли, конечно, лучшие, но все - в разный футбол. Такая вот сборная солянка. Не было взаимопонимания. Такого, как, к примеру, у нас с тем же Ярцевым, - когда спинным мозгом я чувствовал все его перемещения, а он - мои, и все делалось автоматически. Это и называется сыгранность.

- После первых четырех отборочных матчей, в которых сборная набрала 4 очка, на последние две игры пригласили Бескова. Что изменилось?

- Бесков, естественно, попытался изменить игру, стал приглашать больше спартаковцев. Появились Шавло, Черенков, вернули в состав меня. Но в основном команда осталась прежней. Ясно, к примеру, что Бережной - не игрок Бескова. Надежный, но в подыгрыше - не очень. Но прийти в сборную и начинать сразу с чистки было бы не совсем корректно. Сложная ситуация...

- Начали вы с Бесковым удачно: первый матч - товарищеский, с ГДР - сборная выиграла - 1:0, а вы забили гол.

- Зато следующий, официальный, проиграли грекам - не использовали несколько моментов и пропустили на контратаке.

- Разбор игры состоялся? Это ведь любимое занятие Константина Ивановича было?

- Кажется, состоялся. Но что толку? Бесков мог сделать какой угодно тщательный разбор, сказать, как действовать там-то и там-то, но в своих-то командах ребята привыкли играть по-другому. Позже, после отборочных, у Бескова уже было время создать свою команду. Пришли игроки, удачно вписавшиеся в спартаковский стиль - те же Чивадзе с Сулаквелидзе... И игра пошла! (В 1980 году сборная провела сезон отлично: 8 побед и 1 ничья; олимпийская команда Бескова тогда же выиграла 5 матчей и уступила в одном. - Прим. ред.)

- Последний отборочных матч уже ничего не решал. И все же домашняя ничья с финнами воспринималась как позор.

- В Лужниках по морозцу играли, вели - 2:0, потом пропустили, зачем-то полезли вперед и на контратаке пропустили второй. Кажется, с края Бережного нам забили...

- Может быть, все несчастья - из-за накачек? В товарищеской же игре сборная Симоняна в 78-м тех же финнов 10:2 обыграла...

- По товарищеским мы были, как говорится, чемпионами мира. Конечно, против нас иногда выставляли слабые составы, экспериментальные. Но и играли мы совсем не так, как в официальных матчах, - раскрепощенно, свободно. А накачки были в сборной всегда. На базу в Новогорск постоянно приезжали из спорткомитета. ..

- Но перед важнейшей игрой с греками Бесков должен был разогнать всю эту камарилью!

- Да не мог! Верховодили-то в сборной эти самые начальники. Руководители спорткомитета совались к нам постоянно. Приезжали: мы советские люди, выиграли войну, вы должны, обязаны... Психологически это очень давило. Мы и так чувствовали ответственность, а когда еще на голову капают - мол, в случае невыполнения задачи будут применены санкции (читай - выгонят из команды)... Люди выходили на матчи с дрожью в коленках: не дай бог, проиграем. Эта мыслишка, как заноза, торчала все время, поэтому боялись ошибиться, вот и играли попроще, понадежнее. И я в том числе, хотя по своему амплуа обязан был рисковать, делать острые передачи.

Андрей БУРЯК