ФУТБОЛ |
EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 67 ДНЕЙ |
МАТЧ ТУРА |
ЦСКА - ЗЕНИТ - 3:3 |
ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ ДЛЯ СБОРНОЙ
Интересно, Георгий Ярцев смотрел матч ЦСКА - "Зенит" по телевизору или на стадионе? Вопрос непраздный, потому что даже у людей, имеющих схожие взгляды на футбол, но выбравших разные виды просмотра, впечатления порой бывают совершенно разные. А всем нам очень хочется, чтобы впечатления главного тренера сборной были максимально приближены к жизненным реалиям. Поэтому матчи, подобные армейско-зенитовскому, хорошо бы, наверное, посмотреть и так и этак - для верности.
Ни в коем случае не хочу, конечно, чтобы предыдущую фразу считали советом Ярцеву. Для него-то сейчас как раз самое главное - оградиться от всевозможных советов и советчиков, которым после Португалии ни за что отвечать не придется - в отличие от тренера. Но просмотр видеозаписи с пультом в руках - неспешный, с перемоткой и покадровым просмотром - действительно способен донести до зрителя массу полезной информации. А все остальное уже будет зависеть от индивидуальных особенностей ее восприятия.
В игре ЦСКА - "Зенит" приняли участие 10 футболистов, фамилии которых в разное время упоминались в контексте сборной. Это армейцы Мандрыкин, братья Березуцкие, Алдонин, Семак, Гусев, Кириченко и зенитовцы Радимов, Аршавин, Кержаков. Коллега Александр Просветов во вчерашнем отчете о матче намекнул еще и на перспективы Жиркова, но один, пусть отличный удар на высшем уровне в его исполнении все же не дает права считать эти перспективы довольно близкими.
Из этой десятки, будь на то моя воля, первым делом вычеркнул бы Мандрыкина. Это вовсе не говорит о том, что армейский вратарь провалил матч или сыграл безобразно - упаси бог. Но речь, напомню, идет об уровне сборной. А на игре Мандрыкина явно сказывались нервишки, что приводило к мелким помаркам. Кроме того, в международных матчах вратарю вряд ли придется иметь дело с такими либеральными арбитрами, как калужанин Власов. Поясняю: трактовка эпизода с желтой карточкой Мандрыкину почему-то свелась в основном к выяснению момента - был ли это просто фол или фол "последней надежды". Но давайте рассмотрим ситуацию под другим углом. Летящего к воротам на всех парах Ширла голкипер схватил руками за ноги. Причем сделал это за пределами штрафной, находясь в статусе полевого игрока. Если бы нечто подобное изобразил защитник или хавбек ЦСКА, Власов, не сомневаюсь, тут же его удалил бы, поскольку этот фол вообще не из футбольной оперы, а скорее из борьбы без правил. Мандрыкин же удостоился куда более мягкой кары. Почему? Вопрос к Власову.
Второй кандидат на удаление из списка - А. Березуцкий, проведший на поле не так много времени. Таким образом, остается восемь "негритят". Номером один среди которых - на этот раз в положительном смысле - следует считать, безусловно, Аршавина. В статистике матча юркий петербуржец отмечен лишь за голевой пас Кержакову, но сделал он для своей команды гораздо больше, став в субботу для атаки "Зенита" и головой, и мотором. А когда в унисон с главным "механизмом" попадали Радимов, Спивак, Кержаков или Ширл, габаритная защита армейцев начинала рассыпаться на осколки.
Очень хочется посмотреть, на что способен Аршавин, когда он в такой форме, в связке с Измайловым и Сычевым. И даже если начинать матчи в сборной Ярцева будут проверенные бойцы (что скорее всего), иметь в запасе такую бомбу, как Аршавин, весьма полезно и предусмотрительно. Тем более что для нее в национальной команде уже есть хорошая пара - Кержаков. Надо только объяснить настырному форварду, что национальная команда - не "Зенит", где Кержаков, простите за жаргон, в авторитете. Нежелание замечать партнеров, бить из любой позиции самому, присущее клубным звездам, не должно перерасти в привычку. Ведь даже в "Зените", не говоря уж про сборную, Кержаков - далеко не единственный приличный завершитель атак.
В тандеме можно рассмотреть и Радимова с Гусевым. Но не как связку на поле, а как лидеров своих команд, у которых много общего. Например, постоянное желание поспорить с арбитром. Все вроде смотрят телевизор, читают газеты, в которых обсуждение последних дисквалификации не сходило с первых полос. Но как доходит до дела... Понятно, что для Радимова Власов - не Мехуто Гонсалес, но хотя бы после только что полученного за разговоры "горчичника" можно прекратить цепляться к арбитру? Или капитан "Зенита" все тонко просчитал: кто-кто, дескать, а Власов не удалит?
Причем по самой игре и Радимов, и Гусев выглядели прилично - у обоих глаза на поле ярко горели. Зенитовец был чуть поизобретательнее в созидании, армеец - точнее и удачливее: достаточно сказать, что после его подач хозяевами были забиты все три гола. Но и без казусов у обоих не обошлось: Радимов подарил мяч Березуцкому, после чего ЦСКА повел в счете, а Гусев "киксанул" головой простой мяч, и "Зенит" забил свой самый важный - третий - гол. Да и в первом тайме Гусев совершил похожую ошибку на фланге, в результате чего Аршавин едва не поразил цель.
Кириченко и Семак, как показалось, были излишне прямолинейны. Первого, караулившего отскоки и чужие ошибки, Артур Жорже вполне мог поменять на более конструктивного Олича гораздо раньше. Семак же лишился части диспетчерских функций из-за Гусева, которому теперь тоже дозволено хозяйничать в центре. И хотя удар хорошо поставлен у всех троих, сплести тонкие и умные комбинации оказалось некому.
Василий Березуцкий больше понравился в первом тайме, когда был не только заметен в обороне, но и активен в созидании. Слишком уж винить его за голевую передачу Ширла, пожалуй, не стоит: в своей штрафной защитник аккуратно теснил соперника, а тот сыграл весьма нестандартно. Шершун, например, опекавший сзади Радимова, тоже "заснул".
Итак, из первоначальной десятки сборников остался Алдонин, про которого Ярцев сказал перед Болгарией, что знает его возможности. Волгоградские или нынешние - тренер не уточнил, а они, сдается, разнятся. Хотя сам Алдонин, быть может, изменился не так уж сильно. Но в новом окружении в его игре стало отчего-то меньше солидности и больше суеты. Участились фолы, ошибки в отборе и в передачах. В своем дебютном матче за сборную в августе 2002-го тогдашний волгоградец, еще толком никому не известный, помнится, поразил обратным - рассудительностью и надежностью, которая от него исходила.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ