ОЛИМПИЗМ |
ГРЕКИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗАПРЯГАЮТ ЕЩЕ ДОЛЬШЕ
Ровно через четыре месяца - 13 августа - факел, зажженный 25 марта в священной роще Зевса в Олимпии, вернется из кругосветного турне в Афины и даст старт очередным Олимпийским играм.
Корреспондент "СЭ" побывал в городе-хозяине соревнований и на местах грядущих спортивных сражений.
ИСТОРИЯ С КАРИКАТУРОЙ
Буквально на следующий день после того, как МОК сделал выбор в пользу Афин в споре городов за право принять Игры XXVIII Олимпиады, в одной из греческих газет появилась карикатура, изображавшая бегущего марафонца - участника Игр и тогдашнего премьера страны - Симитиса. Обливаясь потом, глава правительства в спешке заколачивал последние гвозди в достраивающиеся трибуны олимпийского стадиона.
Нужно признать, что художник ошибся лишь в одном - после мартовских парламентских выборов в Греции осваивать работу плотника, маляра или каменщика придется, по всей видимости, Костасу Караманлису, новому главе кабинета министров. По сути же карикатура вполне реалистична.
Греки радовались победе своей столицы в конкурсе городов ровно один день. Потом, признавались многие мои собеседники в Афинах, страна во многом охладела к Олимпиаде.
- Вы поймите, для нас было принципиально выиграть спор городов, - рассказывал водитель автобуса, возивший корреспондента "СЭ" и его коллег по спортивным объектам греческой столицы. - Ведь в 1996-м, в год столетия современных Олимпиад, когда МОК предпочел родине Игр Атланту, мы все посчитали себя смертельно оскорбленными. "Кока-кола" победила Парфенон!" - писали наши газеты. Мы даже отказывались огонь зажигать в Олимпии. А мэрия спешно приступила к строительству в Афинах метрополитена, ведь нам долго объясняли: вы не сможете принять огромное количество народу, поскольку в городе нет нормального транспортного сообщения.
Похоже, что в своей многовековой истории Афины так яростно, как за Олимпиаду, бились лишь за право считаться родиной Гомера. Но если вопрос о месте рождения слепого автора "Илиады" между Афинами и шестью другими претендентами так до сих пор и не решен, то одиссея с олимпийским спором успешно завершилась. Но когда Олимпиаду нам наконец дали, мы успокоились...
КАК МЯСО В БУЛЬОНЕ
О том, что олимпийские объекты Игр-2004 не готовы, не писал только ленивый. Как и о том, что транспорт греческой столицы может не выдержать наплыва сотен тысяч туристов, гостей Олимпиады, что улицы ждет паралич и что инфраструктура Афин не выдерживает никакой критики и с трудом соответствует требованиям, предъявляемым к городам - хозяевам Игр.
Уже очевидно, что не будет крыши над плавательным бассейном. И если оргкомитет не решит вопрос с охлаждением воды, то спортсмены в 45-градусную жару скорее будут похожи на куски мяса в бульоне, чем на героев-олимпиоников. Это, конечно, плохо. Вялотекущая стройка, приведшая к тому, что купол, спроектированный испанским архитектором Сантьяго Калатравой, занял положенное ему место над главным стадионом Игр лишь две недели назад, тоже никак не вселяет оптимизма. Добавьте к этому отсутствие скоростной электрички, связывающей центр города и аэропорт, недостроенный зал для соревнований фехтовальщиков и разбитые дороги по всему городу (мне объяснили, что идет масштабное обновление покрытия).
Все это поневоле заставляет усомниться в правильности выбора места для очередной Олимпиады, но... Гид, сопровождавший журналистов во время экскурсии по объектам - готовым и не очень, строящимся в спешке и не очень, обиженно отмел все сомнения в том, что к церемонии открытия хоть что-то не успеют доделать.
- Мы греки, уж если что обещали - сделаем обязательно! - воскликнул гид. - Приедете на Олимпиаду, увидите стадионы - и вам самим стыдно станет, что ругали нас. Если мы задерживаем сроки сдачи, это вовсе не значит, что не успеем к началу соревнований.
Спорить ваш корреспондент не стал. Как уроженец южного города на берегу моря, проведший большую и лучшую часть жизни именно в таком городе, я как никто другой знаком с менталитетом (как сейчас модно говорить) приморских народов. Оттягивать начало работ до последнего, а потом в авральном режиме пахать не разгибаясь, чтобы к указанному сроку все закончить, - как же это знакомо! Одна беда: даже сегодня особого ажиотажа на стройплощадках Афин не видно. Зато в элитном районе города появилось много новых фешенебельных вилл, принадлежащих некоторым членам оргкомитета Олимпиады-2004.
ПОТЕМКИНСКИЙ ДОМИК
В Олимпийскую деревню, которая, по данным того же оргкомитета, уже полностью готова принять жильцов, корреспондента "СЭ" не пустили, объясняя секретность мерами повышенной безопасности. Зато предложили осмотреть "типовой дом спортсменов во время Игр". Как заметила коллега-журналистка, уже неоднократно приезжавшая с подобной инспекцией в Афины, этот домик всегда показывают приезжим. Складывается ощущение, что он один и готов, а потому играет роль эдакой потемкинской деревни - красивой декорации, за которой ничего нет. (Кстати, на домики деревни после Олимпиады уже претендует полицейская академия, офис которой расположен неподалеку.)
Недовольны местом проведения олимпийского турнира и фехтовальщики. Мастера клинка будут выяснять отношения в здании бывшего аэропорта, расположенного недалеко от Афин. Откровенно говоря, происхождение дает себя знать: этот зал больше похож все-таки на ангар, чем на олимпийский объект, - низкие потолки, скудное убранство, гулкие коридоры... Видимо, греки посчитали, что если в Париже музей можно расположить в здании бывшего вокзала, то уж спортзал из аэропорта сделать легко.
Но в чем не откажешь хозяевам Олимпиады, так это в галантности: наилучшее впечатление на самих участников грядущих Игр и зрителей производит светлый, красивый зал, в котором выступят "художницы". В день приезда корреспондента "СЭ" в Афины девушки как раз завершали тестовые состязания и в личной беседе со мной признались, что остались залом довольны.
Не жалуются на свой стадион и бейсболисты: российские спортсмены (увы, не прошедшие отбор на Игры) в международном турнире на олимпийском поле лишь в финале проиграли бронзовым призерам чемпионата Европы грекам.
А вот футболистам пока придется подождать: реконструкция стадиона в Пирее затягивается. Также из-за сбившегося графика ремонтных работ московский ЦСКА вынужден был проводить гостевую встречу с "Олимпиакосом" не в спортивном дворце "Мира и дружбы", а в каком-то заштатном зальчике уровня дома культуры работников быта.
Гордость Афин - белоснежный Акрополь. Только вот в преддверии Игр кажется, что греки решили все олимпийские сооружения сделать похожими на Парфенон, стоящий в лесах реставрационных работ с 1983 года. Непонятно, то ли Акрополь уже готов принять состязания, то ли стадионы только-только откопала археологическая экспедиция.
НА КОГО ПОХОЖИ АФИНЯНЕ
"Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря". Греция и ее столица чем-то напоминают милую приморскую провинцию мечтающей об экономической гегемонии Европы. Эта добродушная провинциальность заключается вовсе не в отсутствии небоскребов (кажется, наш "Президент-Отель" был единственным высотным зданием на много кварталов вокруг), а в отношении горожан к себе и окружающим. Чего стоит хотя бы такая фраза таксиста:
- Если я нарушу правила, придется иметь дело с полицией, а с нашими полицейскими никогда не угадаешь: пожалеет - отпустит без штрафа, а если злой окажется - обдерет как липку.
В международном аэропорту Афин мою случайную попутчицу, все переживавшую, не придется ли доплачивать за лишний вес багажа, дама, регистрировавшая рейс, успокоила:
- Проходите, не переживайте. Вас зовут Марина, как мою сестру, поэтому вам ничего платить не нужно.
В этой милой провинциальности и заключается непередаваемый шарм Греции. За все время пребывания в Афинах я так и не почувствовал, что нахожусь за границей. Та же безалаберность в парковке машин, то же нежелание ехать по правилам, а только так, как нужно водителю, и главное - стремление жить не по закону, а по понятиям. Это единственная европейская столица, где таксист, везущий тебя, имеет полное право брать попутчиков, не спрашивая твоего согласия.
- У нас очень низкие тарифы, поэтому нужно хватать как можно больше клиентов, - объяснили мне. При этом будьте готовы к тому, что водитель не будет знать дороги и после получасовых блужданий завезет вас совсем не туда, куда нужно.
Но уж если кто и встречает Олимпиаду во всеоружии, так это рестораторы Афин. Цены в их заведениях подняты раза в четыре по сравнению с доолимпийскими. Владелец таверны в центре города, выставивший корреспонденту "СЭ" неприлично большой счет за (признаюсь честно) отменно приготовленную рыбу, извинялся:
- В следующий раз обязательно сделаю скидку, а если во время Олимпиады друзей приведете, то всех буду поить вином за счет ресторана.
ЧУЖИМИ НЕ БУДЕМ
Жизнелюбие греков, их умение красиво, с размахом, отдыхать, способность из любой ситуации находить остроумный выход, гордый нрав и полнейшая уверенность, что весь мир вертится вокруг их древней истории и культуры, беспрестанно создавали иллюзию, что я нахожусь в Тбилиси или Сухуми, а вовсе не на берегу Эгейского моря. Да и страстью к строительству потемкинских деревень (иначе трудно назвать те спортивные сооружения, представленные мне только с красивой внешней стороны: внутрь стадионов не пускали) Греция очень сильно напоминает славную, только вот развалившуюся, Страну Советов.
Во время Олимпиады гости из России и других экс-советских государств чужими себя в Афинах не почувствуют. Конечно, здесь не "на четверть бывший наш народ", но все же русскую речь услышать немудрено. Выходцы из Абхазии, Казахстана, Краснодара, Украины прочно обосновались на земле Эллады - и не рвут связей с родиной. Любопытная деталь: коренные афиняне избегают стычек с выходцами из СССР ("Грек бьется до первой крови, тогда как ваш - до тех пор, пока может наносить удары", - объяснили мне).
Вообще же Афины - город мирный и спокойный, а россиян здесь очень любят и ждут. (Правда, единственное слово на русском, которое мне удалось прочитать на вывесках в городе... Правильно - это слово "шубы". Уверен, оно вообще станет паролем, с которым торговцы мехами будут подходить к туристам и спортсменам из России в дни Олимпиады. И это при том, что столбик термометра будет зашкаливать за 45 градусов.)
Афинская жара - еще один сюжет для страшилок. Древние греки, конечно, очень любили Олимпийские игры и безмерно уважали победителей состязаний, только вот и две с половиной тысячи лет назад климат Аттики не был идеален. Сохранился древний рассказ об одном хозяине, грозившем нерадивому рабу: "Вот пошлю тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть". Так что как вечны Игры, так вечны и вопросы, ими порождаемые.
СЛОВО-ПАРОЛЬ
Пушкин назвал слово "авось" ключевым в истории России и наиболее емко передающим характер всего народа. После недельного пребывания в Греции приходится признать, что потомки эллинов полагаются на это вроде бы исконно русское слово ничуть не меньше. А судя по темпам строительства, возможно, и больше. Наверное, неудивительно, что первым президентом свободной Греции стал экс-министр иностранных дел России Иоаннис Каподистрия.
Есть еще одно объединяющее Грецию и Россию обстоятельство - плачевное состояние дорог в столице. Разрыт и перекопан центр Афин. Правительство обещает, правда, что на время Олимпиады запретит пользоваться личным автотранспортом в черте города всем, кому по долгу службы не нужно будет использовать машину. Это должно как-то разгрузить трафик в часы пик. Интересно, чем ответит изобретательный афинянин на эту, с его точки зрения, каверзу? Однажды правительство жестоко просчиталось, издав указ, позволяющий ездить по городу машинам с четными и нечетными номерными знаками в разные дни недели. Это привело лишь к тому, что афиняне стали приобретать по две машины на семью.
ПОЖИВЕМ - УВИДИМ
Пока неизвестно, придется ли премьер-министру Караманлису собственноручно достраивать стадионы, но от афинских собеседников приходилось слышать и о том, что социалисты, впервые за 20 лет проигравшие парламентские выборы, могут намеренно саботировать Олимпиаду, чтобы скомпрометировать в глазах общественности победившую оппозицию.
В это верить совсем уж не хочется, поскольку обидно, если национальное достояние, каковыми и являются для греков Олимпийские игры, станет козырем в политической игре. Впрочем, поживем - увидим. Ждать и впрямь осталось совсем недолго. Всего четыре месяца.
Ровшан АСКЕРОВ |
Афины - Москва |