Газета Спорт-Экспресс № 86 (3464) от 19 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 апреля 2004 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2004/05. СУПЕРЛИГА

В ЯРОСЛАВЛЕ УЧАТ ФИНСКИЙ. И НОВОЕ ИМЯ - Кари ХЕЙККИЛЯ

Вчера руководство "Локомотива" подписало контракт на два года с финским тренером Кари Хейккиля, который неделю назад привел "Кэрпэт" из Оулу к чемпионству.

Хейккиля в Ярославле стал третьим главным тренером-иностранцем - после чеха Владимира Вуйтека и словака Юлиуса Шуплера.

Три года назад сезон, названный самым сумасшедшим в ярославской хоккейной истории (чего стоит феерическое возвращение на тренерский мостик Петра Воробьева, выведшего команду в полуфинал с 7-го места), завершился, как тогда казалось, полным сумасшествием руководства - главным тренером железнодорожников был приглашен первый в истории отечественного хоккея иностранец - Владимир Вуйтек. Недоумевали все: пригласить чеха на родину Тарасова и Чернышева, Боброва и Кулагина, Тихонова и Юрзинова? Да как они посмели?!

А они, ярославцы, посмели. И были вознаграждены за это двумя чемпионствами. Всего три года понадобилось для того, чтобы чешский специалист на тренерском мостике превратился из вызова всему хоккейному обществу почти в обыденность. За это время все мы поняли, что не каждый чех - Вуйтек, да и сам Вуйтек - не панацея. И вот - новое ошеломление. Снова ярославское, но теперь не чешское, теперь - финское...

44-летний Кари Хейккиля - человек совершенно неординарный. С одной стороны, до боли понятен любому русскому. Вот, например, он собирался прибыть в Ярославль 13 апреля, а приехал только 17-го. И все потому, что сразу же после победы в финском чемпионате вместе со своей командой заперся в отеле на родине Санта Клауса - в Лапландии, где, по выражению финских журналистов, "ударился в беспробудное пьянство" (впрочем, не будем забывать, что беспробудное пьянство по-фински начинается со второй кружки пива).

С другой стороны, говорят, более твердого и непреклонного тренера во всем финском чемпионате не было и не будет. Монарх, деспот, абсолютист - такие отзывы можно услышать от хоккеистов, поигравших под его началом. В прошедшем сезоне про потерявший устойчивость "Локомотив" говорили разное, но все сходились во мнении, что команде не хватает жесткой воробьевской руки. В России Петр Ильич уже занят - не его ли финский прототип удалось найти "Локомотиву"?

"Единственный тренер с авторитарным методом правления", "Великий молчун" - это заголовки про Хейккиля из финской прессы нынешнего сезона. Он действительно не любит говорить. "Не люблю публичности. Мне просто неловко упоминать о своих делах всем и везде, - как-то заметил он сам. - У меня такой характер, какой есть. Пустые разговоры просто не люблю, а выступать с трибуны не умею. И вообще, если начинаю долго говорить, то хоккеисты засыпают прямо на льду. Может, надо было в молодости пойти на какие-нибудь ораторские курсы?"

Еще в марте он объявил о том, что расстается со своим клубом. В это время уже никто не верил, что Хейккиля и "Кэрпэт" способны стать чемпионами. За более чем 10-летнюю карьеру венцом работы тренера было второе место на пьедестале - в прошлом году. Он объявил, что уходит: "Очень хотелось бы отдохнуть, год - не больше. Наверное, так и поступлю. Разве что предложат что-нибудь интересное за границей - тогда подумаю", - говорил Хейккиля в интервью газете Veikkaus в конце марта. И предложение из России не заставило себя долго ждать.

Финские журналисты знают, каким станет первый рабочий день нового главного тренера "Локомотива". Он соберет игроков и объявит им свои правила. А тех, кому эти правила не понравятся, что называется, попросят на выход. Так было всегда - так будет и впредь в любой команде, где главным тренером работает Хейккиля.

В ближайшие два года его главная мечта сбудется - да еще с перебором. Он получил любительские права летчика еще в 1988 году и с тех пор не скрывает, что больше всего на свете мечтает летать. Что ж, Россия - огромная страна, и летать тренеру придется столько, сколько не приходилось никогда.

Только сможет ли первый российский тренер-финн взлететь так же высоко, как это удалось сделать его предшественнику, тренеру-чеху?

Максим ЛЕБЕДЕВ