Газета Спорт-Экспресс № 97 (3475) от 4 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 мая 2004 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Группа F

Специальные корреспонденты "СЭ" Алексей ЛАПУТИН и Слава МАЛАМУД передают из Остравы

ЗАБУДЕМ О СУДЕЙСТВЕ. И ВСПОМНИМ О НАШЕЙ ИГРЕ

Начиналось двухдневное действо для нашей сборной вполне даже по-праздничному. Словаки, не забывшие еще былое, шли на стадион, завернувшись в советские флаги, вытащенные, надо думать, из неприкосновенного запаса "на черный день". Пиво текло рекой, и международная солидарность трудящихся стояла в воздухе подобно перегару. Кличи "Рос-си-я!" и "Сло-вен-ско!" разносились из одних и тех же глоток, когда словаки угощали у стоек наших фанатов.

Однако солидарность - солидарностью, а во Дворце спорта сразу стало ясно, кто в доме хозяин. Россиян в Остраву прибыло достаточно, и поддержка нашей сборной на матчах первого раунда была более чем достойной, но на эту игру билеты почти полностью раскупили словаки. О том, что шум они поднимали невообразимый, до головной боли и звона в ушах, можно и не упоминать. Да что уж там, если даже диктор на стадионе, вроде как - чешский, фамилии игроков словацкой сборной объявлял нараспев: "Я-а-а-н Ла-ша-а-ак!" Одно утешение: в рекламных паузах под "Калинку" из динамиков плясали все.

Состав сборной России по сравнению с первым раундом претерпел одно существенное изменение: был дозаявлен Пронин, попавший в первое звено, а Буцаева, слабо сыгравшего против шведов, Тихонов отправил в запас. Произошла и перестановка в ударном втором звене, которое тренеры решили, по всей видимости, сделать атакующим. На место Зелепукина, "подчищавшего" в обороне за Яшиным и Ковальчуком, поставили забивалу Афиногенова. Увы, не оправдались надежды на приезд двух легионеров из выбывшего из борьбы за Кубок Стэнли "Монреаля" - Ковалева и Маркова. Отказ Маркова стал сюрпризом даже для Виктора Тихонова, который накануне поторопился объявить о его приезде на пресс-конференции.

Словаки сознательно выбрали тактику сродни игре "в гляделки", и моргнули в итоге мы - целых два раза. Сначала Прокопьев потерял шайбу в чужой зоне, а Калинин, подключившийся к атаке, слишком долго соображал, что ему надо бы откатиться назад. Пока защитник пребывал в раздумьях, Демитра и Хосса отправились в прорыв. Оставшийся сзади Гуськов не сумел прервать поперечный пас, и словаки повели в счете. Не обошлось без участия Прокопьева и во втором голевом эпизоде, когда центрфорвард первого звена отпустил Петровицки на левом фланге.

Уже позже выяснилось, что обе шайбы словаки забросили с нарушениями правил. В первом случае они с полминуты катались вшестером: невероятный факт, ушедший от внимания судей и тренеров обеих команд. Когда же в ворота Соколова влетала вторая шайба, игрок словацкой сборной находился во вратарской зоне.

Но не в судейских ошибках по большому-то счету было дело. Зная уязвимость нашей обороны, словаки выбрали правильную тактику в расчете на то, что у россиян не хватит терпения играть в вязкий силовой хоккей. И оказались правы по всем пунктам. В третьем периоде уставшая и обескровленная наша сборная (по ходу матча получили травмы Турковский и Скопинцев) отчаялась и сложила оружие.

Матч со сборной США, ввиду практической невозможности проигрыша последних датчанам, россиянам нужно было выигрывать во что бы то ни стало. Накануне Тихонов пошутил на пресс-конференции, что болельщики России и Словакии создали великолепную атмосферу на арене, объединившись, как пролетарии всех стран. В поединке с командой США на трибунах пролетарии были в основном наши, а работали, притом - объединенно, главным образом, американцы.

Именно данный факт, а не судейские ошибки, хотелось бы отметить в связи с этим злосчастным матчем. Потому что произошло повторение истории со шведами, когда наши неплохо провели первый период и очень хорошо - второй, а в третьем более злой, волевой и (чего уж душой-то кривить) профессиональный соперник вырвал у нас победу, что называется, зубами.

Теперь о судействе. На 9-й минуте матча американцы отправили шайбу в ворота Соколова, но главный судья Шиндлер гол не засчитал. Даже на повторе трудно было определить, находился ли форвард сборной США в площади ворот, так как борьбу на пятачке вели всем миром: по три хоккеиста от каждой команды. Американцы не отчаялись и продолжили давление, и несколько секунд спустя наша оборона сыграла на бис: Гуськову пришло в голову сделать передачу через свою зону, и Браун, подоспевший на перехват, не промахнулся.

Наше ударное звено Яшина организовало ответный гол во втором периоде. Юшкевич пропихнул шайбу на пятачке в ситуации сродни той, в которой отменили гол американцев. Тут, правда, наших в площади ворот в помине не было, зато возникло впечатление, что Конклин успел накрыть шайбу щитком перед тем, как Юшкевич затолкал его в сетку.

В третьем периоде случилось то, чего мы и опасались: наши сбавили обороты, стали удерживать счет, а закаленные морально и физически американские профи не ослабили давления на наши ворота. И в середине периода очередной прорыв по левому флангу завершился голом. Он был, без сомнений, забит с нарушением правил: американец не только стоял во вратарской, но и задел Соколова. Арбитр, однако, вроде бы приготовившись дать свисток, гол не отменил и даже не стал смотреть повтор. Объяснить такие действия можно лишь желанием "уравнять" ситуацию после двух предыдущих решений в пользу нашей сборной.

Судейские ошибки - почти неотъемлемая часть хоккея, и использовать их для оправдания собственных неудач - последнее дело. Тем более что у наших было и время, и умение для того, чтобы ответить на любые "фокусы" Шиндлера. Не сумели. И когда пять минут спустя все тот же Грир, на этот раз уже - по правому флангу, очень грамотно "привез" Юшкевича прямо на голкипера, организовав третий гол, все стало ясно.