ФОРМУЛА-1 |
55-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Пятый этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ |
Михаэль ШУМАХЕР
ВСЕ ГОНКИ СЕЗОНА МНЕ НЕ ВЫИГРАТЬ
В воскресенье Михаэль Шумахер выиграл "Гран-при Испании" и, таким образом, повторил рекорд Найджела Мэнселла - пять побед подряд со старта чемпионата. Через несколько часов после своего очередного успеха шестикратный чемпион мира по традиции ответил на вопросы "СЭ". Помощь в организации этого интервью нам, как всегда, оказал австрийский журналист Хайнц Прюллер.
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
- Нынешний "Гран-при" оказался для вас, Михаэль, двухсотым. Болельщики наперебой обсуждали уже сам этот факт. А что для вас значила гонка № 200? Была ли она обычной, проходной или вы все же отнеслись к ней по-особому?
- Само по себе это число - 200 гонок - для меня не очень важно. Если честно, то ощущение такое, будто на моем счету куда больше "Гран-при". К тому же есть другие, более весомые поводы для радости. Например, это была моя 75-я победа вообще, шестая в Барселоне, пятая подряд в нынешнем сезоне. Вот эти цифры действительно вызывают гордость, делают меня счастливым. И то ненадолго. Что толку думать о прошлом, если уже надо начинать готовиться к новой гонке.
- Тем не менее ваша команда о прошлом, видимо, думала: все сотрудники "Феррари" надели красные футболки с числом "200". А кроме того, был огромный праздничный торт и шампанское...
- Все это немного удивило. Спасибо моим коллегам, но, повторяю, сам повод не кажется мне особо важным. Не вижу большой разницы между 200-й гонкой и, скажем, 199-й.
О ВЫХЛОПНОЙ ТРУБЕ
- Хорошо, тогда давайте поговорим непосредственно о гонке. Точнее - о ее начале.
- Жаль, что Монтойя неудачно стартовал, а то могла бы получиться интересная борьба. Я же, как мне казалось, стартовал на этот раз удачно, да не тут-то было: Трулли, словно голубая ракета, пролетел мимо. Я, конечно, мог его блокировать, но это, по-моему, было бы не слишком честно, ведь скорость у него была выше. Так что я оставил итальянцу дверь открытой, а про себя подумал: путь предстоит длинный, где-нибудь его еще обгоню. Чуть позже, на прямых отрезках, я пару раз и впрямь был близок к этому, но до обгона дело так и не дошло. Тоже не трагедия: можно было выйти вперед за счет остановки в боксе. И эта стратегия сработала на "отлично".
- Даже несмотря на проблемы с выхлопной трубой...
- Моя команда узнала об этих проблемах раньше, чем я, и меня спросили по радио: "Ты что-то ощущаешь?" Я ответил: нет, ничего не ощущаю, - но потом шум стал значительно сильнее. Стало ясно: в штабе не ошиблись. Росс Браун, связавшись со мной, предупредил: "Это именно тот случай, когда мы тебе ничем не можем помочь. Будем все же надеяться, что труба выдержит". Впрочем, его слова звучали не слишком оптимистично.
В этой ситуации я сделал то, что и должен был: постарался сберечь мотор и при первой возможности отправился в боксы. Просто удивительно, что техникам "Феррари" удалось что-то сделать - и выхлопная труба выдержала до конца гонки. Конечно, я, со своей стороны, как мог щадил мотор, но мои возможности тут были весьма ограниченны. К тому же я не мог нормально тормозить, так как это ни к чему хорошему не привело бы, а только еще более ухудшило бы положение.
- В современном пелотоне "Феррари" - образец надежности. Неприятности подобные этой на вашей машине случаются нечасто. А вообще, можно ли предсказать проблемы в гонке и как-то к ним подготовиться?
- Вовсе нет. Да и вообще, проблемы обычно возникают тогда, когда их совсем не ждешь.
- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что обороты вашего двигателя падают?
- Поставьте себя на мое место. Представьте, что вы не можете по-настоящему атаковать, а болид в любую секунду может остановиться. Ну и какими окажутся ваши чувства? В какой-то момент я вообще не верил, что доберусь до финиша.
О КРАСИВЫХ ГОНКАХ
- Получается, эта гонка оказалась для вас весьма сложной. А не могли бы вы назвать парочку самых, на ваш взгляд, красивых?
- О захватывающей борьбе в 2000 году на Сузуке с Микой Хаккиненом я, помнится, уже упоминал - в предыдущем интервью. Но у меня в запасе есть еще одна гонка, которую с удовольствием вспоминаю.
Это было здесь же, в Барселоне, в 1996 году, но тогда шел дождь, и выиграл я по-настоящему убедительно. Нет, Сузука-2000 была более красивой - ведь против Хаккинена пришлось бороться до последнего круга.
- Вам, видимо, недостает Хаккинена, если вы так часто о нем вспоминаете?
- Если я и скучаю по кому-то, то только по своей жене, когда ее нет рядом. Что же касается Хаккинена, то с ним было интересно соревноваться.
- Теперь на вашем счету пять побед подряд. И впереди - Монте-Карло.
- Это очень престижная гонка. Естественно, я хотел бы снова оказаться первым. Но вовсе не для того, чтобы стать обладателем рекорда в шесть побед подряд.
- А по силам ли вам выиграть все 18 гонок нынешнего сезона? Баррикелло, например, в этом сомневается...
- Мое мнение совпадает с мнением Рубенса.
- Легендарный Альберто Аскари на рубеже сезонов-52/53 выиграл подряд девять гонок. Не хотели бы вы побить и его рекорд?
- Почему всех так волнуют какие-то рекорды? Не вижу большого смысла стараться. Дело, которое вы мне предлагаете, отнюдь не первостепенной важности.
- И все-таки, простите за настойчивость, трудно представить, что вы не мечтаете о шести подряд победах!
- В том-то и дело, что не мечтаю! Готов еще раз повторить: езжу не ради статистики. Если этот - или какой-то другой - рекорд состоится, мне, конечно, будет приятно, я, если угодно, буду даже отчасти гордиться своим успехом, но это не то, что меня вдохновляет.
- Вокруг вас столько шума, все хотят с вами пообщаться, выразить вам свое восхищение...
- Если человек столько лет, как я, вполне успешно занят каким-то делом, его, естественно, должны уважать.
- Кроме того, вы один самых возрастных пилотов "Формулы-1"...
- А вот это обстоятельство в наше время уважения со стороны окружающих и соперников не прибавляет. Но важно другое - то, как ты себя сам ощущаешь, а не какая цифра красуется в твоих документах. Например, я ощущаю себя так, словно мне 25 лет...
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ РЕГЛАМЕНТА
- Накануне "Гран-при Испании" в Монако состоялось совещание представителей команд, на котором обсуждались будущие глобальные изменения в правилах проведения "Гран-при". Как относятся к ним инженеры и боссы команд, мы знаем. А как к предстоящим переменам относятся гонщики? Раздражает вас необходимость привыкать к новым требованиям регламента или все эти изменения, наоборот, воодушевляют?
- Комментировать что-либо пока рано - лучше подождать до тех пор, когда все точно будет решено. Я, кстати, совсем не уверен, что все эти новшества будут реализованы. До 2008 года, когда все предлагаемое начнет действовать, еще уйма времени. А сколько гонок можно будет за этот период провести!
- Одним из основных пунктов "пакета", предложенного президентом FIA Максом Мосли, является полный запрет на использование электроники в переключении передач и сцепления. То есть управление машиной фактически снова станет прерогативой гонщика, а не компьютера. Сильно ли это скажется на вашем стиле пилотирования, ведь, если память не изменяет, вам в "Формуле-1" не приходилось работать с механической коробкой передач...
- Сложный вопрос. Пожалуй, я его оставлю без ответа. К тому же я до сих пор еще сам не определился, что мне вообще нравится в готовящихся изменениях.
- Все перемены, которым подвергается в последние сезоны регламент "Больших призов", направлены главным образом на то, чтобы вернуть в гонки утраченную зрелищность. А что для этого предложили бы сделать лично вы? Или вас как абсолютного победителя гонок последних лет полностью утраивает нынешняя ситуация?
- В конечном счете я всего лишь гонщик. Пилотам сложно судить о многих вопросах, так как они не знают всех тонкостей, не посвящены в детали. Ну, например, сейчас хотят уменьшить расходы в "Ф-1", собираются в связи с этим уменьшить мощность моторов, но мне кажется, что это сложно сделать, ведь если у тебя есть определенный бюджет, то ты захочешь его полностью использовать, а не экономить. К уменьшению мощности надо относиться очень осторожно.
ОБ ИСПАНИИ И РОССИИ
- Говорят, изюминка Испании - это коррида. А вы когда-нибудь были на корриде?
- Был в 1997 году, перед началом гонок, но это была всего лишь, так сказать, спонсорская вечеринка, во время которой нам показывали молодых бычков, и, к счастью, тогда не было настоящих боев. Мне вовсе не нравится, когда животных убивают.
- Недавно Берни Экклстоун в одном специализированном журнале заявил, что довольно скоро "Формула-1" переберется и в Россию. Вам по душе такая перспектива?
- Я часто общаюсь с архитектором Германом Тилке, поэтому в курсе его планов и знаю, что он в свое время занимался московским проектом. Пусть лично мне в последние годы не доводилось бывать в России и я мало осведомлен о том, что там происходит, но если в вашей стране все же будет построена трасса, то я, понятно, не останусь в стороне.