ХОККЕЙ |
НХЛ. Плей-офф. Финал |
О самом ярком форварде плей-офф-2004, 26-летнем капитане "Калгари" Джероме Игинле рассказывает заокеанский корреспондент "СЭ"
ДЖЕРОМ АРТУР-ЛИ АДЕКУНЛЕ ТИГ ЭЛВИС ИГИНЛА |
БОЛЬШОЕ НИГЕРИЙСКОЕ ДЕРЕВО
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Дело было месяц назад в Праге. Сборная Канады готовилась к полуфинальному матчу чемпионата мира против словаков, журналисты в пресс-центре "Сазка Арена" выстукивали на клавиатуре ноутбуков хорошо отрепетированную мелодию предматчевого отчета (тук-тук... "наэлектризованная атмосфера"... тук-тук... "тренер особо отметил важность"... тук-тук...), а в подтрибуннике прохаживался пожилой человек богатырского телосложения.
На исполинские, некогда огненно-рыжие, а теперь большей частью седые усы здоровяка с уважением поглядывали чешские охранники - уж в этом атрибуте мужской красоты на родине поручика Лукаша и повара Юрайды толк знают. Не узнать мощного старика было невозможно - такой фельдфебельской растительностью во всем хоккейном мире может похвастаться лишь он один: великий и неподражаемый Лэнни Макдоналд, легенда НХЛ, обладатель Кубка Стэнли-89, лучший игрок в истории "Калгари Флэймз", а ныне - генеральный менеджер чемпиона мира, сборной Канады.
Вот только насчет "лучшего игрока" Лэнни со мной будет не согласен. Не согласился он и тогда: "Лучший - не я, лучший сейчас за Кубок Стэнли играет, - покачал Макдоналд лысеющей головой. - Я к Кубку своему 16 лет шел, а этому пацану еще играть и играть. Вот возьмем золото - поеду, поболею за лучшего в истории". То-то сейчас радости старому Лэнни! И золото из Чехии привез, и на преемника всласть налюбовался.
О ком говорил Макдоналд? Неужели это надо объяснять?! Конечно же, о Джероме Игинле, капитане "Флэймз" и, возможно, новейшем обладателе "Трофея Конна Смайта", приза лучшему игроку плей-офф НХЛ. Выиграл ли Игинла Кубок Стэнли и стал ли лауреатом "Смайта", решилось сегодня рано утром по московскому времени, но в любом случае ясно, что сейчас в НХЛ нет более ярких звезд, чем лидер "Флэймз", родившийся в День независимости Канады.
Затмить славу самого Макдоналда, на которого в Калгари молятся, - выдающееся достижение. Тем более для уроженца Эдмонтона. Представьте себе коренного москвича в киевском "Динамо" или англичанина-протестанта в "Селтике", и вы, может быть, поймете десятую долю того, что представляет собой взаимная ненависть поклонников двух команд из провинции Альберта.
СЫН НИГЕРИЙСКОГО ПОДДАННОГО
Джером Артур-Ли Адекунле Тиг Джуниор Элвис Игинла, родившийся в западной Канаде сын белой американки и нигерийского студента ("игинла" означает "большое дерево" на африканском языке йоруба,) рос, естественно, болельщиком эдмонтонских "Нефтяников". Уважал Гретцки, боготворил Мессье, благоговел перед Грантом Фюром - таким же мулатом.
В каком-нибудь киносценарии Игинла бы и стал, наверное, игроком "Эдмонтона" и стоял бы в воротах, как Фюр. Он и в детской команде начинал ведь в "рамке" - и в подражание кумиру, и просто потому, что катание обладателю африканской крови давалось с трудом. А мог бы Джером Артур-Ли И Так Далее и вовсе играть в бейсбол, свою первую любовь: задолго до олимпийского золота Солт-Лейка он лихо махал битой за молодежную сборную Канады.
Но Игинла стал хоккеистом, форвардом, бомбардиром от бога, скоростным, техничным, жестким, неутомимым, зажигательным и, что уж там, - просто великим. Но не для нефтепромышленного Эдмонтона, а для Калгари - ковбойской станицы на севере провинции. И для всей Канады, подарившей миру хоккей и Кубок Стэнли, но не видевшей своей любимой чашки уже 11 лет. И для "цветного" ее населения, в частности, для которого Джером, подобно Фюру, стал живым воплощением труднодостижимой мечты. И для НХЛ, остро нуждающейся в харизматичных суперзвездах, расширении болельщицкой аудитории и многом, многом другом.
ИГГИ ФЛОП, СЕВШИЙ В ЛУЖУ
Много воды утекло с тех пор, как эдмонтонский парнишка, выбранный в первом раунде драфта "Далласом", был продан в "Калгари" за Джо Нуиндайка, не успев ни разу надеть форму "Звезд". "Джером кто?!" - таким заголовком разразилась тогда разгневанная Calgary Sun. И с тех пор, как главный тренер Брайан Саттер сделал 20-летнего дебютанта козлом отпущения за неудачный сезон-97/98. И с тех пор, как болельщики, не забывшие Нуиндайка и разозленные мини-забастовкой Игинлы из-за контрактных вопросов, прозвали его Игги Флоп (to flop - "сесть в лужу"). Чуть меньше - с тех пор, как Джером, узнав, что Гретцки приглашает его в олимпийскую сборную, решил, что это розыгрыш партнера по команде Марка Савара, известного шутника.
В свое время Игинлу считали крепким, разносторонним форвардом. Отмечали его скорость и игру в обороне. Теперь отметка в 40 голов за сезон, пусть и увенчавшаяся долей "Трофея Ришара", для Джерома - сравнительная неудача.
Когда-то о его лидерских качествах говорили вскользь, больше упирая на личную скромность. Теперь вообразить "Калгари" без него невозможно.
Еще в начале этого сезона капитанство Джерома воспринималось с точки зрения экзотики: как же, первый негр, удостоившийся такой чести. Теперь кажется кощунственным представить в этой роли кого-либо другого. Дело даже не в том, что в предшествовавших сегодняшнему 25 матчах розыгрыша Кубка он забил 13 голов и сделал 9 передач. Важно то, как и когда он это делал.
ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕЛЕНОЙ КАСКИ
В пятом матче с "Ванкувером", выигранном со счетом 2:1, Джером организовал оба гола "Флэймз". Второй, решающий, был, по сути, случайным: после броска защитника Коммодора шайба срикошетила от двух коньков - Игинлы и защитника "Кэнакс" Олунда.
Однако не зря именно капитану презентовали зеленую строительную каску (этот приз присуждается в "Калгари" после каждого матча главному трудяге) - такие "случайности" в НХЛ происходят только с теми, кто их заслуживает. В шестом, выездном, матче "Ванкувер" восстал из пепла и сравнял счет в серии при полном попустительстве Игинлы, но в решающем поединке Джером, как и полагается великим, все решал сам. На этот раз счет был 3:2, и Большое дерево забил дважды и дал голевой пас Мартену Желине в овертайме. Это было сродни незабвенному блицкригу Марка Мессье в полуфинале-94, когда патриарх "Рейнджерс" точно так же решил единолично за уши втащить свою команду на пьедестал.
Во втором раунде, когда "Пламенные" душили и рвали когтями явно превосходящий их по классу "Детройт", а судьбы матчей решались вратарями, Джером не поразил никого результативностью. Он, как и все, дрался у бортиков и латал дыры в средней зоне. Но пятый и шестой матчи серии были выиграны со счетом 1:0, и оба гола были забиты с подачи Игинлы. Он же, опять - практически единолично, похоронил в полуфинале "Сан-Хосе": его голы (один - в меньшинстве, другой - в большинстве) сломали "Акул" в последних двух матчах.
И первая игра с "Тампой" (4:1 в пользу "Флэймз") могла бы закончиться как угодно, кабы не гол, забитый капитаном во втором периоде. Опять - в меньшинстве, опять - в переломный момент, когда красно-черные пытались отстоять преимущество в один гол. Джерома "уронили" у синей линии, он встал, подхватил отскочившую к нему шайбу, без видимых усилий набрал предельную скорость, перебросил шайбу через клюшку Фредрика Модина, ворвался в зону соперника, хлестко бросил в "девятку" и... не попал. Николай Хабибулин блеснул рефлексами и успел подставить ловушку под шайбу, которой и видно-то уже не было. Не поймал, правда, а просто отбил, послав ее в воздух вертикальной "свечой".
Как Игинла предвидел такое развитие событий - уму непостижимо. Во всяком случае, ни Хабибулин, потерявший шайбу из виду, ни Модин, укатившийся за ворота, не смогли предотвратить того, что произошло потом. Игинла резко затормозил, выглянул из-за ворот, подобрал шайбу, только-только шлепнувшуюся на лед, положил ее под удобную руку и, находясь под острым углом, мягко бросил под перекладину. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" - этот парень живет нашими былыми идеалами.
ПОРАЖЕНИЕ В БОЮ С ЧУКЧЕЙ
Не только эффектными голами и своевременными передачами пробил Джером "Пламенным" дорогу в финал. Силовая игра у бортов и подключения к обороне - его стихия. Как подобает капитану (и не очень подобает суперзвезде), не чурается он и драк - для вдохновения партнеров все средства хороши. В безнадежно проигранном матче с "Сан-Хосе" Джером сделал семь бросков по воротам и был удален на последних секундах за споры с судьей. Это при счете 0:3!
В третьей игре с "Тампой" он без особого труда расправился с превосходящим его габаритами Лекавалье. Успев при этом организовать два из трех голов в ворота "Молнии". Вообще за весь сезон Джером дрался семь раз и проиграл лишь однажды - злющему "ваньке-встаньке" из "Нэшвилла" эскимосу Джордину Туту.
Возможно, что в матче, завершившемся сегодня рано утром по Москве, "Калгари" проиграл. И что "Смайта" получил великолепный Брэд Ричардс или игравший выше всяких похвал Хабибулин. Но если придерживаться буквы закона, пророчащей посеребренный кленовый лист "самому полезному игроку", то, уверен, близко к Игинле не подошел никто.
Без него "Калгари" не только не дошел бы до финала, но и не играл бы в плей-офф вообще. Без него не жила бы сейчас надеждой родина хоккея и заокеанские комментаторы не говорили бы о возможности "самого неправильного чемпиона в истории НХЛ".
Игинла - не только самый полезный игрок этого кубкового турнира. Он на сегодняшний день - лицо мирового хоккея. А то, что оно со слегка кофейным оттенком, - так это даже радует.
В Калгари новорожденных уже называют редким для белых детишек именем Джером. Если так пойдет и дальше, то дойдет и до Артура-Ли, и до Адекунле, и до Тига Джуниора.