ХОККЕЙ |
НХЛ |
1 июля открылся рынок свободных агентов, на который вышло более 100 хоккеистов и который накануне локаута обещает стать абсолютно непредсказуемым.
НЕ РАЗОБРАЛИСЬ БЫ ДАЖЕ МАРКС И ГЕГЕЛЬ
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Свобода, как говаривал когда-то великий немецкий философ Гегель, есть осознанная необходимость. В ответ его современники, бывало, согласно покачивали бородами. Однако, думается мне, даже классикам было бы весьма нелегко осознать смысл американского спортивного термина "свободный агент".
Агент ведь по определению не может быть свободным, не так ли? Раз агент, значит - чей-то, причем, как правило, не наш. Мало этого, в НХЛ существует такое количество категорий свободных агентов, имеющих разные права и обязанности, что даже сам Карл Маркс махнул бы рукой на эту ледовую диалектику!
МИНУС КОВАЛЬЧУКА
Свободный агент в НХЛ может быть свободным как неограниченно, так и весьма даже ограниченно. Ограниченно свободными называются те, у которых закончился контракт, но которые не имеют достаточно игрового стажа, чтобы вести переговоры с кем попадется, и по-прежнему принадлежат клубу. В этом контексте они являются свободными лишь от денег, но отнюдь не от хозяина. (В более глубокие пласты агентской классификации вдаваться не буду, из соображений гуманизма.)
Как бы то ни было, но со вчерашнего дня абсолютно все энхаэловские игроки, чьи контрактные сроки подошли к концу, в той или иной степени выпущены на свободу. До полуночи 1 июля клубы НХЛ должны были подписать с неограниченно свободными агентами новые контракты и предложить стандартную 10-процентную надбавку тем агентам, которые различными обстоятельствами ограничены. В противном случае означенные игроки стали вольными птицами и вышли на рынок рабочей силы.
Кстати, "ограниченным" вовсе не обязательно принимать 10-процентную надбавку, будь она им предложена: у них есть две недели на то, чтобы решить, нужна она им или нут. Если против нее восстанет душа и классовое самосознание, то игрок имеет право обратиться в арбитражный суд, который, ознакомившись со статистическими показателями, возрастом и прочими данными истца, а также сверив платежные ведомости игроков ему равноценных, выносит окончательный вердикт.
Впрочем, право арбитражного суда дается лишь игрокам, отыгравшим в лиге как минимум пять лет. Остальным, как, например, самому звездному из "ограниченных" - Илье Ковальчуку, в качестве метода нажима на начальство останется лишь контрактная забастовка.
СВАЛКА ТАЛАНТОВ
Грядущий и, наверное, неминуемый локаут, конечно же, вносит свои коррективы в процесс принятия решений как для игроков, так и для хозяев. Хозяевам, например, совсем не выгодно доводить дело до арбитражного суда: арбитр ведь будет присуждать игроку зарплату, исходя из "долокаутных" денег, а платить придется "послелокаутными", цена которых будет куда выше.
В итоге получается грандиозная свалка талантов, оказавшихся не по карману их бывшим клубам. И есть основания предполагать, что многие из них в ближайшее время постоянной работы не найдут, во всяком случае, до приведения в порядок финансового хозяйства лиги.
Впрочем, не все команды НХЛ самозабвенно считают копейку. Неприлично богатые "Кленовые листья" из Торонто в последние минуты перед "часом икс" окропили своих почти уже свободных звезд золотым дождем: 39-летний голкипер Белфор и ветераны-форварды Робертс и Нуиндайк получили новые контракты. Впрочем, не очень уж и длинные: Робертс с Нуиндайком - на один год (3,75 и 3 миллиона долларов), Эдди-Орел - на два.
"Лос-Анджелес" к числу супермагнатов не причислишь, поэтому политику "Короли" провели популистскую: любимца болельщиков "Счастливчика" Робитайла сохранили, а Эллисону и Дэдмаршу указали на дверь. "Детройт" же поступил прагматично, подписав контракт с силовиком Дрэйпером и отвернувшись от Халла и живой легенды клуба Айзермана.
"Бостон" и "Нью-Джерси" одарили ключевых игроков потенциальными десятью процентами "сверху". Вряд ли "Медведи" надеются прельстить этой подачкой Торнтона, Самсонова и Гончара: арбитража тут, увы, не избежать. А вот Виктор Козлов, возможно, и задумается над "дьявольской" суммой 2,4 миллиона долларов.
Список безработных звезд действительно впечатляет: с вышеупомянутыми мастодонтами Халлом и Айзерманом (чтобы представить последнего в любой другой форме, кроме детройтской, не хватает ни воображения, ни силы духа) на биржу труда выходят Гашек, Кария, Жамнов, Ковалев, Бондра, Селянне, Шэнэхан, Житник, Линдрос, Мюррей, Нюландер, Недвед, Палффи и Валерий Буре.
Из всей этой компании более или менее четко вырисовывается разве что будущее Гашека, которого очень хочет "Оттава". Причем хочет настолько, что уже избавилась от разочаровавшего в прошлом сезоне Лалима. Вообще, "Сенаторы", которые также заинтересованы в услугах главного задиры НХЛ Барнэби, постепенно превращаются в этакую сборную ветеранов "Баффало" - команды, где раньше работал генеральный менеджер Маклер. По-видимому, клуб из канадской столицы решил дойти наконец до финала испытанным способом "Клинков" - скорость, умеренный "капкан" и стоящий "на ушах" вратарь.
НОСКИ ЛИНДРОСА
Валерий Буре, наверное, будет очень удивлен, если не окажется в "Чикаго", у своего любимого тренера Брайана Саттера. Вообще, "Ястребы", по слухам, проявляют весьма нехарактерную для них активность на рынке рабсилы. Поговаривают, что они всерьез намереваются подписать Недведа, Палффи и бостонского Мюррея. Может быть, хозяину клуба Биллу Уирцу надоело слыть самым прижимистым боссом в американском спорте?
"Питтсбург" нацелился на Жамнова и Ковалева, но подписать обоих вряд ли сможет. Более того, "Пингвинам" в их финансовом положении, скорее всего, не стоит подписывать даже одного из них.
Совсем недорогого снайпера Кария, освобожденного "Колорадо", хочет "Торонто" и еще двадцать девять команд. Житник не прочь вернуться в "Баффало", а "Баффало" не прочь вернуть Житника, но против их союза - жестокий мир финансов. Алексей - лучший из "неограниченных" защитников оборонительного плана и наверняка потянет как минимум на пять миллионов. Без труда представляю его в "Детройте".
Куда денется престарелый Айзерман? Где-нибудь да приткнется. Эффективным лидером нападения он быть уже не может, но для поддержания морально-волевых качеств еще вполне сойдет. Халл, скорее всего, уйдет в папину ВХА. И только одному Линдросу, бедному, измученному, насквозь больному Линдросу совершенно некуда податься. От него отказался даже "Рейнджерс" - известный коллекционер металлолома, а это практически приговор. Наверное, незадачливому Эрику стоило бы завязать с хоккеем, пока он еще в состоянии пережевывать пищу и попадать ногами в носки.
...Идет аукцион свободных агентов - последнее мероприятие НХЛ, имеющее еще какое-то отношение к хоккею. Дальше - вотчина адвокатов и профсоюзных деятелей. И холодное дыхание ядерной зимы. Другими словами - локаута.