Газета Спорт-Экспресс № 149 (3527) от 5 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 июля 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СВЯЩЕННЫЙ ФАКЕЛ ЗА 305 ЕВРО ПЛЮС НДС

О том, что понесу факел с олимпийским огнем, и думать не думал. Хотя к олимпийской эстафете отношение кое-какое имел: на протяжении полугода вел в "СЭ" объявленный компанией Coca-Cola конкурс под девизом "Стань участником эстафеты олимпийского огня!" - по его итогам были выбраны десять россиян - из нескольких сотен, пожелавших стать факелоносцами.

Так что ранний звонок из Лозанны 14 апреля по редакционному телефону с предложением пронести по Москве факел оказался неожиданным. Отказываться не решился - все-таки звонили из штаб-квартиры МОК. Милая (по голосу) собеседница выяснила номер редакционного факса, куда через несколько минут с пометкой "срочно и конфиденциально" на бланке МОК были присланы 11 (!) полных страниц убористого английского текста. Из факсимильного сообщения следовало, что МОК выбрал вашего покорного слугу "для участия в афинской 2004 года эстафете олимпийского огня" и что "каждый участник должен быть физически готов для несения факела на дистанции 400 м". В сопроводительном письме говорилось также, что все подробности - "дата, время и место" моего этапа будут сообщены в конце апреля.

Далее шли многочисленные обязательства и инструкции, под которыми я должен был поставить подпись: мол, ознакомлен, со всем согласен и находился при этом "в здравом уме и твердой памяти". Читать подробно английский текст не счел нужным. Среди прочих был следующий пункт регламента: "Я отдаю себе отчет, что добровольно готов пойти на возможный риск в виде порчи имущества, нанесения ущерба здоровью или даже смерти". Ни больше ни меньше!

Все остальные предупреждения оказались простой формальностью. Наиболее существенные: запрещалось иметь "экстремальную прическу" (мне это не грозит), использовать любые украшения (кольцо в носу не носил и не собираюсь), а также ролики, скейтборды, скутеры, велосипеды и... лошадей. И никаких собак, друзей, родственников, как близких, так и дальних, в качестве сопровождающих! Среди зрителей - пожалуйста.

Ни в конце апреля, ни в начале мая никаких новых посланий из Лозанны не было. Зато, побывав на юбилее у старого приятеля - Жан-Франсуа Рено (ему исполнилось 60 лет), выяснил, что и он понесет факел по аналогичному решению МОК. Удивительное совпадение! Рено занимает в l'Equipe такую же должность, что я в "СЭ", нас связывают годы постоянных контактов не только по работе, но и по жизни. Да и в судьбах обоих много общего. А тут еще и олимпийская эстафета!

Только 24 мая получил электронное послание из МОК: не волнуйтесь, "уважаемый олимпийский факелоносец", как только будет какая-то ясность, вам сообщат.

Ясность наступила еще через месяц - 24 июня: во всех подробностях, опять-таки из Лозанны, сообщили место, где и когда я должен пройти инструктаж, как зажигать факел, где получить экипировку, а непосредственно в день старта - где и когда меня должен подобрать автобус-шаттл, чтобы доставить к месту пробега! В послании из штаб-квартиры МОК, которое подписал координатор по связям с общественностью Роберт Роксбург, предлагалось также приобрести на память факел за 305 евро "плюс НДС вашей страны" и на нескольких страницах объяснялось, что платить надо исключительно кредитной карточкой VISA, в крайнем случае - наличными.

Собственно, про "памятный сувенир" за 305 евро написал в "СЭ" еще полгода назад. Правда, тогда же сообщил, что Coca-Cola Россия, как "представляющий партнер эстафеты олимпийского огня", решила презентовать заветный сувенир всем московским факелоносцам. О чем и сообщил в Лозанну.

Наверное, произведение греческого дизайнера Андреаса Вароцоса действительно стоит требуемых денег. Оно не только выражает связь времен, гармонию и стиль греческой культуры, но, что немаловажно, легко и изящно: факел, напоминающий скрученный лист оливкового дерева, весит всего 700 граммов при высоте 68 см. Но платить за него 305 евро с НДС... Поскольку к моменту получения формы никаких новых указаний не поступало, и, памятуя принцип: молчание - знак согласия, - я решил, что вопрос с факелом исчерпан. И ошибся.

Не успел приехать к месту сбора факелоносцев под № 4, как представительница организаторов эстафеты Анна из Бразилии тут же обратилась с вопросом, намерен ли я купить факел. Пересказал девушке все написанное выше. Казалось, она поняла. Однако через несколько минут, наклеивая на грудь номер моего этапа, Анна в очередной раз спросила: "Так вы будете платить?" Это уже было не смешно. Когда девушка пригрозила, что сразу после забега факел у меня просто-напросто отберут, честно говоря, отпало даже желание бежать с ним. Тем более что другим из 25 собравшихся вместе со мной факелоносцам не просто объявили о том, что факел становится их собственностью, но и вручили некий сертификат дарения.

Благо перед самой посадкой в автобус, который развозил нас по этапам, вопрос разрешился - факелоносцем-изгоем я не стал, хотя никакого документа на новую собственность мне не вручили.

Компания в автобусе подобралась разношерстная, но веселая. Из знакомых - знаменитый гребец, двукратный олимпийский чемпион Александр Тимошинин и телеведущий Андрей Малахов, владелец фирмы Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович и генеральный менеджер футбольной сборной Александр Чернов. Автобус полз от этапа к этапу, и каждого нового покидающего шаттл провожали аплодисментами.

Меня проводили уже редкими хлопками - к 93-му этапу на стыке Лужнецкой и Новодевичьей набережных, где предстояло стартовать, в автобусе оставались единицы.

Заволновался я, только когда показалось, что огонь погас в момент передачи эстафеты. Нет, все в порядке - просто ветерок с Москвы-реки на какое-то мгновение задул пламя в сопло факела. Стоило начать бег - огонь стал виден.

С первых же шагов пришло спокойствие. Олимпийское. И, хотите - верьте, хотите - нет, в этот момент почувствовал прилив невероятной гордости, что в руках у меня священный огонь. Лишь однажды испытал нечто подобное, когда 16 лет назад ступил на дорожку олимпийского стадиона Сеула в колонне советской делегации на церемонии открытия Игр-88. Тогда эмоции меня переполняли еще долго, и репортаж в газете получился, что называется, из первых рук.

Сейчас радость длилась какие-то мгновения - бежать пришлось метров 250, не больше. Но ощущение прикосновения к чему-то святому останется навсегда.

Вот так с олимпийским огнем и шагаю по жизни. Сегодня он отправится дальше, к Афинам. 13 августа вновь встречу его - уже в столице Греции, куда отправлюсь в составе бригады "СЭ". А там впереди Турин, Пекин. И, может быть, снова Москва. Дожить бы.

Лев РОССОШИК

P.S. Мой друг Жан-Франсуа Рено так и не купил факел за 305 евро. Посчитал, что это слишком дорого.